Екатерина Сергунина: перелом произошёл
Образование

Екатерина Сергунина: перелом произошёл

8 июля 2020 года в 14:31

Национальные проекты, инициированные президентом Владимиром Путиным, ставят своей задачей обеспечить качественное изменение научно-технологического и социально-экономического развития России, повышение качества жизни граждан страны и создание условий для их самореализации, раскрытия талантов. Реализация нацпроектов затрагивает многие сферы нашей жизни, и хотя их направления и названия определены разными отраслями, они очень часто пересекаются. Иногда – на площадках, где выполняются предусмотренные ими мероприятия.

Одна из них – Смоленская областная технологическая академия, на базе которой реализуется нацпроект «Образование». А ещё здесь повышают квалификацию специалисты, достигшие предпенсионного возраста, на что, в свою очередь, нацелен нацпроект «Демография». О том, как ведётся эта работа, что в неё входит и как делались первые шаги, рассказала директор учебного заведения Екатерина Сергунина.

– Екатерина Геннадьевна, Смоленская областная технологическая академия – учреждение профессионального образования (ОГБПОУ СОТА), сферы, престиж которой призван повысить региональный проект «Молодые профессионалы», являющийся частью нацпроекта «Образование». Ваши студенты участвуют в чемпионатах движения WorldSkills, показывают хорошие результаты, что, безусловно, говорит о достаточно высоком уровне подготовки. Чем он обусловлен и насколько сложно было подстроить нашу модель образования к мировым стандартам?

– Когда мы только заговорили об этом, мне, как и моим сотрудникам, показалось, что это в принципе невозможно – что такое мировой уровень и, скажем, среднее профессиональное учебное заведение… Но нам не оставалось ничего, кроме как сделать всё правильно, и сегодня мы понимаем, что решение создать специализированный центр компетенций было толчком вперёд. Мы начали с электромонтажа, и, как бы это ни было дорого и сложно, сейчас, подводя итоги работы, мы понимаем, что за три года мы сделали рывок, в который изначально сами не верили. Сегодня у нас и всё оборудование соответствует мировым стандартам, и подготовка специалистов проводится по мировым стандартам.

А лучший для нас показатель – это отношение студентов к процессу обучения: если в пять часов вечера приехать в центр компетенций, там за оборудованием будут стоять молодые люди. Их никто не заставляет, они сами приходят, потому что понимают: умение работать на данном оборудовании гарантирует им, что их потом не просто трудоустроят – за них предприятия соревноваться будут!

Ещё один показатель успешной работы центра компетенций, созданного в рамках нацпроекта «Образование», – то, что наши студенты в прошлом году попали в полуфинал национального чемпионата «Молодые профессионалы», войдя в число двенадцати лучших электриков страны.

А если говорить о современном, инновационном и интересном, то в этом году мы продемонстрировали новую компетенцию, с которой пока не выходили на региональные чемпионаты, – проектирование нейроинтерфейсов. Это управление предметами с помощью силы мысли. Звучит как сказка, но это наука, и этому можно научить. Речь идёт о том, что человек, выполняя любое движение или думая о чём-то, подаёт сигналы, и эти сигналы программируются. То есть, запрограммировав действия, можно передвигать предметы. По данному направлению мы также создали специализированный центр компетенций, приобрели необходимое оборудование, и уже в этом году на региональном чемпионате провели мастер-класс. С точки зрения пользы для людей это очень нужное направление, обладающее огромным количеством сфер применения: это и помощь людям с ограниченными возможностями, и работа в опасных условиях, например.

– Эти два специализированных центра компетенций – не единственные, действующие на базе вашего учебного заведения. Есть ещё и структура, помогающая сегодняшним школьникам определиться с будущей профессией…

– Да, на базе технологической академии функционирует Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации, который был создан в 2018 году при поддержке администрации области – в соответствии с указом президента, который и определил направления национальных проектов.

Работа центра состоит как раз в том, чтобы помочь абитуриентам и родителям определиться с направлением профподготовки, потому что подчас родители, когда ребёнок начинает учиться, не спрашивают, чего он хочет, а пытаются реализовать какие-то свои мечты. В центре же можно бесплатно пройти тестирование и определить профессиональную ориентацию. При этом отличительная черта центра заключается в том, что его работа распространяется не только на выпускников девятых или одиннадцатых классов – услуги по профессиональной ориентации, жизненной навигации могут получить все категории населения. То есть мы работаем и с дошкольниками, и с предпенсионерами, и даже с пенсионерами. В прошлом году у нас был замечательный опыт работы с пожилыми людьми – нашей самой активной выпускнице было 83 года. В группе было пятнадцать человек, и они два месяца учились элементарному общению с компьютерами, гаджетами… Довольны остались и бабушки, и наши студенты, которых мы до этого обучили и они стали цифровыми кураторами – работали индивидуально с каждым слушателем курсов.

– Кстати, о поколениях. Раньше в профессиях чётко прослеживалась преемственность, а сейчас разные поколения иногда говорят на разных языках, потому что время не стоит на месте, всё меняется, в том числе и профессиональные навыки. Не возникает ощущения, что люди живут в разных мирах?

– Знаете, крупные предприятия, где требуются новые навыки и компетенции, как правило, стремятся к тому, чтобы их сотрудники через какой-то период времени проходили повышение квалификации или переподготовку. Это, кстати, ещё одно направление национальных проектов, в том числе и нацпроекта «Демография» – если говорить о его реализации, мы в прошлом году обучили 58 предпенсионеров по направлению «электромонтаж». Я должна сказать, что многие наши предприятия с удовольствием откликнулись на информацию о том, что сотрудникам предпенсионного возраста можно пройти профессиональную переподготовку по ряду направлений. Поэтому не совсем верно говорить, что сегодняшний электроэнергетик как-то отличается от энергетика, который закончил обучение 20 или 30 лет назад. Если предприятие хочет получить новые компетенции, его сотрудники без проблем могут пройти профессиональную переподготовку и быть, как говорится, в теме.

– Всё, однако, начинается со школы, и, наверное, неспроста в академии появился центр цифрового образования детей «IT-куб». Вы пытаетесь заранее выявить лучших и перспективных студентов? Или же ставите перед собой другую цель?

– Этот центр действительно часть учебного заведения, но его работа – не столько «закинуть удочку», чтобы заранее подобрать нам потенциальных студентов. Задача центра – работа с детьми в регионе – теми, кто желает получить знания в цифровой области дополнительно к школьным.

Мы должны запустить «IT-куб» с 1 сентября, а всего в рамках реализации нацпроекта «Образование» в области будет создаваться восемь таких лабораторий – очень серьёзно оснащённых, с суперсовременным оборудованием, охватывающих, если говорить о возрасте, категории от детей до студентов. Среди направлений подготовки – программирование, мобильная разработка, создание виртуальных приложений, системное администрирование и работа с «большими данными», основы алгоритмики и логики.

– Как вы думаете, те, кто пройдёт обучение в «IT-кубе», останутся на Смоленщине?

– Когда мы обсуждали создание центра с работодателями, заинтересованными в нём, этот вопрос звучал. Конечно, он очень болезненный. Не хотелось бы, чтобы кадры утекали, и будем надеяться, что часть из тех, кто пройдёт дополнительную подготовку, останутся в нашей области и будут здесь работать.

– Екатерина Геннадьевна, долгие годы существовал стереотип о том, что профессиональное образование – исключительно для тех, кто не смог поступить в вуз. Это положение изменилось?

– Стереотипы вообще очень трудно ломаются, но если говорить о престиже именно среднего профессионального образования, то сегодня, безусловно, перелом произошёл. Во-первых, сейчас ни для кого не секрет, что после учебного заведения – техникума, колледжа – можно продолжить обучение, потому что есть интегрированные программы и человек может определиться с выбором вуза. Во-вторых, даже средние баллы аттестатов – в прошлом году у нас он был 4,2–4,3 – говорят нам о том, что сегодня в техникумы идут не те, кто не поступил в вузы. Выпускники школ идут целенаправленно: они понимают, куда идут, а не потому, что не поступили в вузы. Сегодня выбирают не между «поступил – не поступил», а между учебными заведениями – высшего или среднего профессионального образования. Думаю, что и в будущем эта тенденция продолжится, хотя многое, конечно, зависит от образовательных организаций: чтобы привлекать студентов, мы должны каждый год предлагать что-то новое. Ведь конкуренция всегда повышает качество предоставляемых услуг, в нашем случае – образовательных.

Фото: из личного архива Екатерины Сергуниной

Александр ЕРОФЕЕВ, Алексей МАТВЕЕВ

СмолГУ презентовал новый образовательный проект «Смоленск просвещённый»
Темпы строительства нового детского сада на Королевке в Смоленске ускорят