Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать
Общество

Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать

17 октября 2020 года в 16:00

В сентябре 2020 года благотворительный фонд «Дети наши», который на территории нашей области уже много лет осуществляет различные программы помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реализовал проект «Наши в городе», призванный помочь выпускникам интернатных учреждений, поступившим в учебные заведения Смоленска, адаптироваться к взрослой жизни в новом для себя городе. В течение десяти дней сотрудники фонда и волонтёры знакомили ребят с инфраструктурой города, помогали приобретать необходимые навыки. Подробнее о проекте рассказала «Смоленской газете» его куратор Вера Маркина.

Первый шаг во взрослой жизни

– «Наши в городе» – что это за проект и для чего он предназначен?

– Это новый проект. Он родился в связи с тем, что в благотворительном фонде «Дети наши» есть такой проект – «Каникулы со смыслом». И в обычное время, вне пандемии, детям четыре раза в год устраивают эти самые «Каникулы». Это профориентационная программа. Чаще всего она проходит в Смоленске, Москве, как-то дети выезжали даже в Беларусь. Но поскольку мы полгода просидели на карантине, этот проект преобразовался в «Наши в городе» – проект для выпускников интернатных учреждений, которые поступили в учебные заведения Смоленска.

– Почему возникла такая необходимость – собрать ребят, которые теперь будут жить и учиться в Смоленске? Чему вы их хотели научить?

– Дети, поступающие в учебные заведения, получающие первый опыт самостоятельной жизни, очень растеряны, не готовы к этому. Ситуация ещё осложняется тем, что первая стипендия у них только 23 сентября. То есть они приезжают учиться с минимальным запасом денег, с минимальными знаниями, где что находится, как добираться до общежития, в какие магазины ходить, как обустраивать свой быт. Это как раз первый шаг к самостоятельной жизни. Может, кто-то из читателей переезжал в другой город, где мало или вообще нет знакомых, где всё приходилось делать в первый раз: в первый раз искать общественный транспорт, добираться до работы, в первый раз пойти в кино или сделать что-то ещё, – и знают, что не всегда это легко и просто. Мы как раз запланировали и осуществили такую программу как первый безопасный шаг вместе с нами, проводниками. Многие из нас любят Смоленск, и мы знаем, что он дружелюбный и гостеприимный, и хотели показать это новоиспечённым смолянам.

– Если проводить такую параллель между людьми, которые просто переезжают в другой город, и выпускниками интернатных учреждений, которые уехали в другой город учиться, то первые с ситуацией справляются самостоятельно, без посторонней помощи. Почему для выпускников интернатов важна такая поддержка, с какими трудностями они сталкиваются, какой дефицит испытывают?

– Если брать психологический аспект, то когда переезжает взрослый человек, у него есть хоть какой-то план. А выпускники чаще всего не умеют планировать и надеются на авось: «Приеду – разберусь». Им очень хочется выпуститься из интернатных учреждений, есть очень большое желание свободы, но когда они с этой свободой сталкиваются, то совершенно не знают, что с ней делать, как ею распоряжаться. И нередко попадают в такой вакуум, в пустоту, потому что они уже не в интернате, где им говорят, что и как будет происходить, но и не выработали ещё свой жизненный уклад в новом месте. Поэтому очень здорово, что этот проект состоялся в начале сентября, когда ребята уже заселились в общежитие, могли посмотреть, что у них есть, а чего им не хватает, – они ещё только-только начинали налаживать свою бытовую историю. Также у них есть большое желание учиться в тех заведениях, куда они поступили, но есть и большой страх знакомства с новыми людьми: однокурсниками, преподавательским составом, социальными педагогами. И проект стал переходным мостиком между прошлым и будущим, я бы так сказала. Что же касается тех трудностей, с которыми ребята сталкиваются, то это вещи, которые нам могут казаться самыми простыми: на какой маршрутке доехать, что вообще в Смоленске можно делать, куда сходить. У нас здесь много интересных мест, но часто дети об этом не знают – или не были там никогда, или были, но в ситуации стресса просто голова идёт кругом и всё забывается. А есть ещё много интересных и часто малобюджетных мероприятий, о которых они вообще впервые слышали.

Нашей задачей было показать, чем интересен Смоленск, как можно проводить досуг. Может, кроме учёбы появится у кого-то из ребят ещё и хобби – например, ходить в спортивный зал. Основная часть участников этого проекта – мальчишки. Они увлекаются спортом, и в интернатных учреждениях у них была возможность заниматься, а как реализовать это в Смоленске, им пока было непонятно. Один парень первые четыре дня приходил и говорил: «Нужно найти поле, чтобы поиграть в футбол». Нам очень хочется, чтобы эти хорошие привычки и навыки получили благодатную почву и в Смоленске. Мы ещё ставили себе задачу сформировать социальные связи. К примеру, один спортивный зал не только принял ребят бесплатно, но и подарил сертификаты на три месяца – дети могут туда ходить и заниматься спортом. Мне кажется, это очень здорово!

Корзина ресурсов

– Вера, насколько я знаю, в этом проекте участвовали волонтёры, в том числе среди них были и выпускники интернатных учреждений прошлых лет. Расскажи, в чём заключалось их участие? Почему вы решили их привлечь? Почему важен контакт между выпускниками нынешними и выпускниками прошлых лет?

– У нас было трое волонтёров – выпускников интернатных учреждений прошлых лет. И они уже прошли тот путь, который предстоит пройти ребятам. У нас был общий чат, где мы все общались между собой. Одна участница проекта очень боялась сесть в маршрутку и доехать до нашего штаба, и девочка-волонтёр ей написала: «Тебе когда-нибудь придётся это сделать в первый раз». Они понимают эти трудности – они через них уже прошли. Им проще на своём языке всё рассказать и объяснить. Опять же, они являются таким положительным, ресурсным примером. Можно, конечно, много говорить, но показывать на примере – это гораздо эффективнее. И ребята видели, что если прикладывать усилия, не бояться, то можно тоже стать волонтёром и участвовать уже в создании таких проектов. Практически на все «Каникулы со смыслом» привлекаются ребята-волонтёры, выпустившиеся из учреждений и учащиеся в смоленских вузах и колледжах. В проекте «Наши в городе» волонтёры у нас были помощниками вожатых. У меня была помощница, она записывала практически всё, что нужно сделать, потому что информации было очень много, рассказывала ребятам, куда мы пойдём, – это была «моя память». Другие волонтёры рассказывали, как куда добраться, кто-то фотографировал. Если нужно было собрать ребят, которые разбрелись по штабу, в одном месте, то этим тоже занимались волонтёры.

– Давай поговорим о том, как планировалась программа мероприятий на этом проекте...

– Это совершенно уникальный опыт. Поскольку основным принципом взаимодействия с ребятами в этой программе было отношение к ним как к равным, чтобы они сами делали свой выбор, принимали решения, несли за них ответственность, в том числе и ошибались, и делали какие-то выводы, – мы подключили их к тому, чтобы они сами выбирали те активности, которые хотят. Мы сделали такую «корзину ресурсов»: что можно делать в Смоленске. Мы беспокоились, что, возможно, они что-то не напишут, упустят, поэтому и сами подготовили определённый список возможных мероприятий, и они тоже писали, что хотят за эти десять дней посмотреть и узнать. А затем было устроено голосование.

Поразило то, что когда мы предложили им сходить в кино – посмотреть те же кинотеатры, то они, увидев в штабе проектор, решили не тратить деньги и посмотреть кино прямо там. Дело в том, что у них было условие определённого бюджета, потому что мы понимаем, что держаться в рамках бюджета – это очень важный новый навык для них. Мы ставили себе задачу – научить их понимать, как составлять бюджет, как лучше потратить деньги, которые у тебя есть. Потом было мероприятие «Приглашаем в гости», и можно было заказать пиццу, а можно было приготовить её самим, и они выбрали второе, чтобы сэкономить себе деньги. Была ещё такая история. У них был определённый бюджет, и им нужно было выбрать на него себе еду. Как-то вечером мы предложили сходить в фаст-фуд. Но ребята нам ответили: «Зачем нам фаст-фуд? На эти деньги мы там не наедимся, пойдёмте лучше в столовую». Я считаю, что это очень разумно с их стороны.

– А откуда такие познания у ребят?

– У меня тоже такое удивление было. На самом деле, ребята более сильные, чем нам кажется, и умеют выбирать. Если относиться к ним как к взрослым и разумным людям, понимая и принимая то, что они очень много всего могут и умеют, верить в них, то случаются прямо какие-то чудеса.

– А это ребята из проекта «Будем вместе», у которых есть волонтёры-наставники?

– Разные ребята. Были и те, которые уже очень давно подшефные фонда «Дети наши» и участвуют во многих программах, и несколько ребят, у которых есть волонтёры-наставники, а была девушка, которая вообще ни в каких программах не участвовала. Она пришла и напоследок сказала: «Мне так много и часто предлагали – я отказывалась, теперь жалею, что не участвовала в программах фонда».

Всё в первый раз

– Вера, кроме прочего вы учили ребят тому, как интересно проводить в Смоленске досуг. Мне кажется, что на обывательском уровне кто-то может сказать: «Ну что там, этот досуг! Это не так важно по сравнению с тем, как они учатся». Почему всё-таки уделили такое серьёзное внимание этой части жизни?

– Человек может получать новые знания, только когда он хорошо отдохнул и находится в безопасности. Очень трудно учиться чему-то новому и развиваться, если ты голоден, не выспался и тебе страшно. Опять же про отдых – это ещё был запрос от самих выпускников. Они говорили: «Мы не знаем, чем в Смоленске заняться, куда сходить». Учёба всё-таки будет зависеть от их личной ответственности и тех заведений, в которых они будут учиться. От нас здесь ничего не зависит, мы не можем на это как-то повлиять. Мы пытались их больше влить в социальную жизнь. С учёбой они сами разберутся, а если не будет получаться, то мы им рассказывали, что участники программ могут обратиться в фонд за помощью репетиторов. У нас не было основным «про учёбу», у нас было основным «про жизнь». Потому что кроме учёбы есть ещё очень большое поле, которое нужно заполнять.

– Ребята сами из «корзины ресурсов» выбирали, что им актуально, важно и полезно. Расскажи, какие были приоритеты?

– В приоритетах было больше практики: посмотреть город не с точки зрения того, какой он красивый, а с точки зрения, как куда добраться. Девяносто процентов ребят скачали себе приложение «2gis», чтобы научиться пользоваться картами. Когда мы предложили встречу с потенциальными работодателями и варианты подработок, они проголосовали «за». Конечно, выбирали ещё и отдых – очень хотели попасть в батутный центр.

– Давай подробнее о конкретных мероприятиях поговорим. Был у вас, например, отдых на природе...

– Это было ещё одной изюминкой программы. Когда всё придумывалось, мне хотелось, чтобы суббота и воскресенье были про отдых, как и в обычной жизни. Первым полноценным днём программы была суббота. В пятницу мы в первый раз встретились, составили планы, а на следующий день была поездка за город. Такое мероприятие большинству людей покажется совершенно обыденным, но ребята в первый раз считали, сколько продуктов им нужно, чтобы всех накормить, составляли список, выясняли, что сколько стоит, составляли бюджет. Через такую игровую практическую форму они это узнавали и, надеюсь, запоминали. Я уже говорила, что ребята на ошибках учатся, и я сидела, смотрела, как они всё грузили в автобус, и думала, что же они забудут – к счастью, забыли только ножи. Когда мы приехали в лес, они были очень удивлены, почему нет стола, почему нет стульев.

– То есть не очевидно для ребят, что в лесу столов и стульев не будет?

– Да, наверное, привыкли, что мы будем суетиться и что-то делать. А мы с педагогическим составом договорились, что инициатива будет исходить от ребят. И так здорово было, когда они сделали стол и что-то вроде лавок из того, что было под рукой, и достаточно комфортно оборудовали пространство. Разводили сами костёр – мы им показывали, подсказывали. Делали гамаки, научились вязать узлы. Для меня было самым трогательным то, что некоторые ребята впервые в жизни нанизывали мясо на шампуры. То есть то, что нам кажется элементарным, у них происходит впервые. И многое на нашей программе происходило в первый раз. Было у нас такое, что один парень поранил палец, и мы довели его до травмпункта, показали, как общаться, что делать. Ещё у одной девочки что-то случилось с ногой, она не дошла до программы, но мы её курировали по телефону и социальным сетям. Она добралась до врача. Если бы не добралась, врач сказал, что могли бы быть очень серьёзные проблемы. Страх выйти из общежития, страх к кому-нибудь обратиться преодолевается через практику. Это такая зона ближайшего развития: сначала можно показать, потом сделать вместе, а потом они уже делают сами. Мы старались организовать такие условия, когда ребята делают всё по максимуму сами. А с понедельника началась уже такая рабочая неделя, где были встречи с потенциальными работодателями, мы ездили на предприятия, и ребята смотрели, какие профессии там есть. Трое даже договорились о стажировке, чтобы попробовать свои силы, тем более что они учатся на близкие для этих стажировок профессии. Один из дней мы посвятили игре «Бюрократия». А ещё пекли тортики и капкейки. Это был очень тёплый вечер. Ребята там всё пробовали делать сами: месили тесто, украшали...

– Это ведь тоже было не о том, что всё делают у себя дома на кухне, а такая профессиональная история?

– Да, проводила мастер-класс девушка, которой восемнадцать лет и у которой есть свой маленький бизнес по выпечке тортов, капкейков. Ребята задавали очень много вопросов, потому что это их сверстница и она уже занимается профессионально таким делом. У нас многие ребята интересовались, как можно вести свой бизнес, и это был такой живой разговор на эту тему.

Злые «бюрократы»

– А потенциальным работодателям какие вопросы задавали, что интересовало?

– Как устроиться на работу, как можно построить карьеру. Очень поразило, что их интересовали личные истории этих людей: как сложилась жизнь, как удалось добиться того, что они имеют. И у ребят был очень интересный отзыв: «Пришли такие пафосные люди, а разговаривали с нами так просто». То, что люди, достигшие профессионального успеха, так просто делились своими историями, поразило их. Больше всего ребят, конечно, интересовало то, как сейчас они могут подработать, будучи ещё студентами. Много нюансов у детей, оставшихся без попечения родителей, по поводу работы – как только они официально оформляются на работу, они теряют все пенсии. Это трудная, печальная история. Как раз в игре «Бюрократия» они всё это проходили. Работодатель спрашивал: «Ты хочешь устроиться на работу?» Подписывали договор, и банк переставал перечислять пенсию. Здесь надо ещё и считать, какой вариант для тебя более выгодный, и ребята это усвоили.

– Расскажи подробнее о «Бюрократии» – это вообще отдельная история. Там, насколько я знаю, тоже было немало волонтёров...

– Это игра про, так скажем, взаимодействие с чиновничьими структурами. Первой задачей было то, чтобы ребята вообще увидели документы, можно сказать, в первый раз в своей жизни подержали их в руках. Понятно, что мы, конечно, делали копии документов, потому что это всё было в игровом формате. У них какая история? Им паспорта на руки не выдают до восемнадцати лет – из учреждения документы попадают в опеку. Они не видят ни своих паспортов, ни СНИЛСов. Вторая задача – научиться внимательно к документам относиться. Собрались дети, волонтёры, которые играли роли чиновников, мы и фотографы – тоже, кстати, волонтёры. Большое спасибо всем, кто присоединился к этому проекту как волонтёр! И началась двухчасовая игра. Вначале детям выдали документы. Мы немножко схитрили – выдали не все документы, но они расписывались, как будто всё получили, при этом не проверив их наличия. При мне ещё была такая история, что молодой человек устраивался на работу, а за время хождения по инстанциям где-то забыл паспорт, и ему пришлось идти получать новый паспорт. Ещё игра была интересна тем, что у чиновников были разные эмоции. Приходя к ним, ребята крутили специальный указатель, который показывал, что испытывает чиновник в данный момент, и если он испытывал восхищение, то, конечно, помогал, а если он был злой, то общаться с ним было довольно сложно.

– И насколько ребята выдерживали этот негатив?

– Девяносто процентов выдержали, остальным было сложновато. Одна девочка в конце игры расплакалась. Потом, когда она пришла в чувство, сказала: «Покажите, какие именно документы мне нужно получить, чтобы устроиться на работу или пойти в банк».

– То есть не сдалась?

– Не сдалась. Ни один человек не сдался, но с эмоциями справляться не всегда было просто.

– Но, опять же, вот она – реальная жизнь… Вера, какие отзывы о проекте были у самих его участников?

– По результатам мы провели небольшой опрос, где участники проекта могли отметить полезность каждого мероприятия по шкале от одного до десяти. По подсчётам, итог по всем мероприятиям – 9,7 балла. Ребята благодарили и говорили, что это была очень крутая программа. А ещё, подводя итоги, мы провели для них упражнение «Мой путь», в котором они рисовали свои эмоции и впечатления от каждого дня проекта и создавали символ – «какую силу я открыл в себе на программе «Наши в городе».

Фото предоставлены благотворительным фондом «Дети наши»

Татьяна Борисова

На Смоленщине выявили 73 новых случая заражения COVID-19
На Смоленщине провели почти 150 тысяч тестов на наличие коронавируса