Культура

Александр Греков: «Юбилейная выставка – камертон творческой жизни»

24 октября 2019 года в 19:02

Александр Греков – секретарь Союза художников России, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, главный редактор журнала «Художник» и газеты «Художник России». Он приехал в Смоленск с приятной миссией вручения смолянам наград Союза художников России. И не отказал в просьбе ответить на несколько вопросов.

– Для меня каждый приезд в Смоленск – возможность немного поностальгировать. Для меня это родной город и по рождению, и по корням, и по дружеским связям, и по отношению. И сегодня в сознании всё удивительным образом объединилось: замечательная экспозиция, изобразительный ряд с фотографиями хроники и выступления, посвящённые юбилею…

– Александр Умарович, а что можно сказать о Смоленском отделении в контексте всего Союза художников?

– Я всегда очень люблю говорить про контексты, потому что каждое из ста десяти наших отделений – это своеобразная школа мастерства, это всегда замечательные коллективы художников, которые складывались на протяжении очень многих лет.

Смоленское отделение восемьдесят лет себя гранило, структурировало, собирало в некое единство. И в результате на поверхность были выдвинуты великолепные художники. Я очень хорошо помню Валерия Ласкина, Владимира Ружо – это те люди, которые внесли свою лепту в формирование единого творческого коллектива.

Кого-то я не знал лично, но соприкасался с их творчеством. Пётр Никифорович Ионов, Фёдор Саввич Шурпин… И эти художники тоже шаг за шагом, по кирпичику строили этот самый коллектив.

Были у него, конечно, и некие основатели, идейные вдохновители и лидеры. Например, Альберт Георгиевич Сергеев. Он долгое время руководил местным отделением, и думаю, что заложил некие фундаментальные основы, которые и сегодня поддерживают в меру своих сил и возможностей современные художники. В любом случае, от его мастерства, его творческого эго тогда очень много зависело.

Или Владимир Васильевич Ельчанинов. Он был очень харизматичным лидером, способным объединять людей вокруг себя. И его роль в становлении творческого потенциала Смоленского отделения Союза художников, безусловно, велика. Вячеслав Фёдорович Самарин…

– Можно ли сегодня говорить о какой-то смоленской школе живописи или графики?

– На мой взгляд, в творчестве смоленских художников сильна православная линия. Я вижу её в работах Нины Агеевой, Евгения Дроздова. Её же можно проследить и у Владимира Ельчанинова, и у Михаила Горского, да и у других. Думаю, что Смоленск, как и вся центральная Россия, отличается каким-то своим задушевным, тёплым отношением к природе или моделям, которые изображаются.

Вообще, школа живописи – определение, наверное, несколько искусственное, но оно даёт возможность почувствовать биение жизни города. И Смоленск в этом отношении очень непрост. Он вбирает в себя только тех людей, которые ему нужны. А тех, что кажутся ему инородными, чужими, он отторгает.

Порой город даже по-своему ищет таких близких ему по духу людей, притягивает их. Ведь остался же здесь московский десант шестидесятых годов. Или Геннадий Намеровский, который приехал в Смоленск немного позже и должен был как-то вписаться в уже сложившийся коллектив. И он не был отторгнут, а вошёл очень органично. И смог творчески реализоваться, потому что именно здесь на него вдруг обрушились все россыпи званий: «заслуженный», «народный», «член-корреспондент Академии художеств». А сегодня получил ещё и замечательный знак «За заслуги перед Смоленском». Это достойно, ярко и заслуженно.

– Юбилейную выставку удалось посмотреть?

– Да. Экспозиция достойная – ни убавить, ни прибавить. Она именно такая, какой быть должна. И это в том числе и благодаря тому, что в ней есть работы ушедших из жизни мастеров.

Повторюсь, многих из них я знал лично. С Анатолием Поповым нас связывали добрые дружеские отношения. Альберт Георгиевич Сергеев был для меня очень дорогим человеком. Он одно время был моим заместителем в центральной ревизионной комиссии в Союзе художников. И мне это было так странно: я мальчишка ещё совсем, а он у меня заместитель…

На мой взгляд, эта выставка – камертон, отмеряющий биение творческой жизни смоленских художников. Входишь и сразу видишь разнообразный и довольно яркий колорит, приятную и порой достаточно жёсткую композицию. Наверное, это и есть школа. Школа мастерства. И сохранению этой школы во многом способствует наличие в Смоленске худграфа, где всему этому учат. Потому что поколения сменяют друг друга, а традиция передаётся из рук в руки, продолжаясь в учениках…

Фото: rah.ru


Ольга Суркова

Штрихи к коллективному портрету
Смоляне исполнят «Танец сквозь века»