Живопись спасла мою жизнь
Культура

Живопись спасла мою жизнь

15 апреля 2025 года в 14:01

Иногда происходит настоящее чудо, и перед силой искусства, любовью к творчеству пасуют даже самые, на первый взгляд, неотвратимые обстоятельства. История художницы Оксаны БОРИСОВОЙ, персоналия которой под названием «Родина моя» в конце марта открылась в галерее «Смоленский вернисаж», – яркое тому подтверждение.

Наше интервью с Оксаной состоялось накануне открытия её заключительной персональной выставки из серии «Родина моя» в ДК профсоюзов. Девятой «серией» художница решила завершить длительный выставочный марафон, объединённый темой малой родины. До этой финальной точки выставку увидели Кардымово, Ельня, Рудня, Починок, Красное, Сафоново, Новоспасское и Смоленск (городской Центр культуры на улице Тенишевой).

Неразрывные связи

– Так случилось, что ещё на этапе создания афиши для ДК профсоюзов на ней ошибочно написали не «Родина моя», а «Город мой», – улыбается Оксана, раскрывая смысл названия персоналии. – Если честно, я была уверена, что завершением серии станет наша встреча со зрителями в городском Центре культуры – уж очень сложный на протяжении целых двух лет был пройден путь… Поездки, развески работ, открытия, потом снова сборы и перемещения. На протяжении двух лет было непросто выдерживать этот график и финансово, и физически, и эмоционально. Но когда произошло недоразумение с афишей, я себе сказала: так тому и быть. Решила оставить название «Город мой», хотя городских пейзажей у меня практически нет. Есть виды Смоленска, других городов… Но раз уж так произошло – пусть. Ведь точно так, как разные несовершенства в живописи, неправильности порой привлекают внимание больше совершенств, а некоторое несоответствие названия и содержания даже может вызвать у людей дополнительный интерес! В любом случае, моё творчество так или иначе посвящено моей родине. Знаете, я очень люблю путешествовать: за то время, пока искала пути перевозок своих картин из города в город, я даже сама научилась водить автомобиль. Всё ради творчества!

– Оксана, отдельная тема вашего искусства – военная. Казалось бы, она более близка художникам-мужчинам. Но, оказывается, не только им…

– Для меня она тоже невероятно близка. Ведь это неотъемлемая часть нашей Родины. У меня есть цикл картин, посвящённых защитникам Отечества. Тема охватывает не только специальную военную операцию или Великую Отечественную, но ещё и времена войны с Наполеоном… Есть картина, написанная с натуры: горец, оплакивающий воинов. Многие действительно удивляются тому, что я рисую войну. Говорят, ты же девочка, рисуй природу, цветы. Но это стереотип, я считаю. Для меня самый важный праздник в году – День Победы. Каждый раз в этот день переполняют невероятно глубокие эмоции. Я ещё с самого раннего детства запомнила, насколько сильно мой дедушка переживал этот праздник, с какой болью. С детства любила смотреть фильмы про войну, а сейчас постоянно читаю о ней книги. Моей душе очень хочется всё это показать, поделиться тем воодушевлением и восхищением, которое я чувствую по отношению к нашим защитникам.

– Если вернуться к теме природы: у вас немало картин с цветами, какие из них вас больше всего вдохновляют и почему?

– Я рисую цветы, когда мне хочется отдохнуть душой. Это такая натура, которая всё прощает и к ней всегда можно добавить что-то своё, личное. Цветы не обидятся, если получатся не похожими на себя. Особенное, сакральное значение для меня заключается, наверное, в одуванчиках. В моём понимании – философский цветок. Он живёт и расцветает солнечным, ярким, а потом превращается в нечто прозрачное и воздушное, чтобы улететь, умереть и возродиться вновь – в другое время, в другом месте. Эти цветы для меня ассоциируются с мамой: её не стало очень рано, в 48 лет – это почти столько, сколько мне сейчас. Я часто вспоминаю, как в детстве она меня учила плести венки. Как объясняла, что делать, а у меня ничего не получалось. И вот когда её уже не было на свете, однажды я нарвала букет одуванчиков, и вдруг так захотелось сплести венок! Начала плести, и руки будто сами всё вспомнили. Так что цветы стали для меня связующей нитью с мамой. Как и незабудки – она их тоже очень любила.

Три наставника в творчестве

– Оксана, в какой технике вы обычно пишете?

– Знаете, я часто испытываю страх от мысли, что живопись и творчество мне могут надоесть. Я так долго к этому шла… Страшно перегореть. Так что вообще себя не ограничиваю ни в чём: я и живописец, и график, и смешанную технику люблю. Всё зависит от настроения, поэтому, когда иду рисовать, беру с собой всё, что может пригодиться.

– В творчестве всегда важны те люди, которые помогают художнику найти себя, сформироваться. Кто они, ваши наставники?

– Я бы назвала трёх человек… Это, конечно же, моя учительница в художественной школе родного посёлка Кардымово – Елена Витальевна Рыжикова. Говорят, мои картины яркие. Так вот это её заслуга. Помню, когда мы занимались сложными натюрмортами, она нам рассказывала сказки. Это был неиссякаемый полёт фантазии! Как в «Тысяче и одной ночи». А ещё Елена Витальевна вывозила нас группой в Москву, в Пушкинский музей, и с тех пор он для меня – личное место силы. Именно там я впервые осознала, что хочу стать художником. Второе имя – мой преподаватель из Московской школы архитектуры и дизайна Сергей Адольфович Лычагин. Он преподавал у нас академический рисунок и живопись и всегда учил смотреть в суть вещей, сразу же исправлять всё неправильное. Каждый раз при построении рисунка мне кажется, что я слышу его советы – так, будто мой преподаватель стоит рядом. И третий наставник моей жизни – заслуженный художник России Андрей Алексеевич Унковский, профессор МПГУ, у которого я училась в магистратуре, постигая профессию «преподаватель академической живописи». Несмотря на почтенный возраст – 92 года, он обладал такой твёрдой рукой и острым взглядом, что одним касанием руки к холсту умел в одну секунду всё идеально сбалансировать, расставить на свои места. Он говорил так: всегда нужно уметь пожертвовать какими-то деталями, чтобы твоя работа стала такой, какой должна быть.

Болезнь как путь к счастью

– Ваша дорога к искусству оказалась невероятно сложной и витиеватой. Вы вернулись к своей детской мечте уже в зрелом возрасте, после того, как долгое время пытались жить, как все «нормальные» люди, – работали инженером-технологом в сфере молочной промышленности, главным бухгалтером сразу в нескольких московских фирмах. Строили личную жизнь, дважды стали мамой… Как судьба вернула вас на путь творчества?

– Через болезнь. Я была замужем во второй раз, мы всей семьёй уже жили и работали в Москве, когда я вдруг почувствовала себя плохо… Муж сказал: ты устала, нужно просто отдохнуть. Симптомы были странными, особенно меня настораживала моя же собственная агрессия по отношению к окружающим, что совсем мне не свойственно. Решила уволиться – отпуска в должности главбуха нескольких фирм не предполагалось. Поскольку здоровье стремительно ухудшалась, обратилась к врачу. Сначала думала, причина в сердце: всё болело в области груди и живота, мучила слабость. И неожиданно врачи выявили у меня целую серию агрессивно растущих опухолей. Стоял вопрос об операции. Когда-то рак унёс жизнь моей мамы, и я тогда решила, что, наверное, и мне предстоит уйти рано… Она так быстро угасла на моих глазах.

И я спросила себя: а что ещё ты хотела бы успеть сделать в этой жизни? Когда лежала и болела, посещала психолога, осознала: в этой жизни я всё и всегда делала во имя и ради кого-то – но только не для себя. Старалась оправдать чьи-то ожидания, жила под давлением людей и обстоятельств. Поняв это, решила до самой своей смерти исполнять свою детскую мечту – рисовать, рисовать, рисовать! Купила краски, кисти, холсты… Конечно, весь мой детский опыт из художественной школы был утрачен, а маслом я никогда не писала (хотя в детстве себе обещала, что в будущем только маслом и буду рисовать). И вы знаете, каждый мазок кисти по холсту начал доставлять мне несказанную радость! Проснулось такое мощное вдохновение, появились такие силы жить! Если до того у меня не было сил даже сварить сосиски (от слабости три часа отсыпалась после каждого похода на кухню!), то за рисованием сидела по двенадцать часов подряд и совершенно не уставала. Начала выкладывать свои работы в интернет. Люди меня активно поддерживали, даже покупали мои работы. Всё это не могло не вдохновлять. И вот однажды прихожу к врачу со своими новыми результатами анализов. Доктор смотрит на меня удивлённо из-под очков и говорит: «Зачем вы мне принесли анализы совершенно здорового человека?» УЗИ показало, что все опухоли исчезли, будто их никогда не было! Видимо, Богом мне был дарован второй шанс – жить той жизнью, которой я хотела жить когда-то. На этом пути меня переполняет благодарность к моему любимому супругу, который меня поддержал и в горе, и в радости. Он очень гордится моими успехами… Это самый мудрый человек на свете.

Сейчас я абсолютно счастлива. Каждый мой день, прожитый с того времени, как я выбрала профессию художника, я счастлива – даже в тех трудностях, которые мне до сих пор приходится преодолевать. Ложусь спать с чувством удовлетворения от того, что мой день прошёл плодотворно, для души. Просыпаюсь оттого, что у меня море желания жить и творить. Ещё недавно всё было совсем иначе… Но дорога возникает под ногами идущего, теперь я это точно знаю.

Выставка Оксаны Борисовой в галерее «Смоленский вернисаж» на ул. Ленина, 16, продлится до 30 апреля. Вход бесплатный.

Инна ПЕТРОВА

Фото: из архива Оксаны БОРИСОВОЙ, Виктор МИНЧЕНКО

На Смоленщине начался приём заявок для участия в программе «Земский работник культуры»
Вспоминая заслуженную артистку России Елизавету Зима