Конфликт интересов: основные направления профилактики коррупции на государственной службе
Интервью начальника отдела безопасности ИФНС России по г. Смоленску Дмитрия Сергеевича Шалыгина
- Дмитрий Сергеевич, в настоящее время кадровая служба особое внимание уделяет «конфликту интересов». В чем его опасность?
- Говоря простым языком, конфликт интересов – это одно из проявлений коррупционного поведения.
На государственной гражданской службе он приводит к ситуациям, при которых страдают законные интересы одних граждан, а другие при этом получают больше прав незаконным путем. Именно поэтому при приеме на работу и в дальнейшем мы особое внимание уделяем кругу лиц, которые попадают в область личной заинтересованности государственных служащих. К их числу относят членов семьи государственного служащего (причем не только близких родственников, но и братьев, сестер, родителей и детей их супругов), а также граждан и организации, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами. Сведения о них мы получаем как от государственного служащего, так и из других источников, в том числе со страниц в социальных сетях.
В системе налоговых органов особым случаем конфликта интересов выступает предпринимательская и коммерческая деятельность. В этой области чаще всего конфликт интересов связан с осуществлением функций государственного управления в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, в которых руководящие должности занимают лица, попадающие в круг личной заинтересованности.
- Понятно, что ваша задача – не допустить проявлений коррупции в рядах налоговиков. Насколько действенна профилактика?
- Все зависит, в первую, очередь, конечно, от личностных качеств сотрудников, но и работа нашего блока дает свои плоды. В Инспекции организованно специальное подразделение, которое проводит мероприятия по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Они осуществляют аналитическую, разъяснительную и профилактическую работу, а в случаях необходимости и служебные расследования, проверки с целью выявления лиц, использующих служебное положение для незаконного обогащения.
- Как выявляются «зоны риска»?
- Во-первых, о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения государственный гражданский служащий сам обязан уведомить представителя нанимателя по установленной форме. Во-вторых, сотрудники подразделения проводят мониторинг мест работы их близких родственников с целью выявления возможного риска. В-третьих, мы анализируем сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных государственными гражданскими служащими инспекции и кандидатами на должности госслужбы, в том числе и в отношении супруга или супруги, несовершеннолетних детей. В обязанности нашего подразделения входит проверка достоверности всех представленных данных и анализ полученной информации с целью выявления случаев коррупционных проявлений.
- Часто ли находите случаи фактов сокрытия сведений в справках служащих?
- При анализе сведений в этом году примерно в 40% случаев пришлось более тщательно рассматривать несоответствия в сведениях о доходах. Правда 90% из них – технические ошибки или ошибки, допущенные госслужащими по вине банков. Такие ошибки квалифицируются как несущественные проступки или проступки, не образующие коррупционного правонарушения.
Попутно отмечу, что объем проверяемой информации немал. Если перейти на язык цифр, который особенно комфортен для моих коллег, то нами в этом году проверено и проанализировано более 600 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Считаю, что самым главным успехом на «фронте борьбы с коррупцией» является даже не количество выявленных ошибок (нередко - чисто технических), а отсутствие в последнее время коррупционных правонарушений среди сотрудников ИФНС России по г. Смоленску. Это требует постоянной рутинной работы с коллективом, в рамках которой мы проводим занятия по служебной подготовке с сотрудниками инспекции.
- Были ли установлены факты конфликта интересов?
- Установлены два случая, когда близкие родственники кандидатов на государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Смоленску являлись индивидуальными предпринимателями. Руководство отделов было проинформировано об этом при приеме на работу. Данными сотрудниками функции государственного управления в отношении ИП не исполняются.
- Работать приходится и с бывшими коллегами?
- Конечно. Ряд ограничений и запретов распространяется на лиц оставивших гражданскую службу еще в течение двух лет после их увольнения. В этом году нами установлен случай неполучения уведомления о трудоустройстве нашего бывшего государственного гражданского служащего. Сведения об этом направлены в органы прокуратуры.
- А может ли государственный служащий заниматься иной оплачиваемой работой? Не будет ли это считаться конфликтом интересов?
- Мы отслеживаем получение дополнительных доходов нашими сотрудниками при проведении анализа представляемых ими сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии с законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» они могут заниматься иной оплачиваемой работой, но с обязательным уведомлением представителя нанимателя. Отсутствие конфликта интересов является основополагающим условием, при котором служащему будет разрешена такая работа.
В нашей инспекции есть специалисты, занимающиеся педагогической и творческой деятельностью, но она не несет в себе конфликта интересов и выполняется в свободное от службы время, что тоже обязательно.
- При таком количестве запретов и ограничений что, на Ваш взгляд, мешает нам окончательно победить коррупцию?
- К сожалению, коррупция – ровесник государственности. Одно из древнейших упоминаний о ней встречается еще в клинописях древнего Вавилона, относящихся к середине III тыс. до н. э. Уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. В период царствования Ивана Грозного по Судебнику 1550 г. взяточничество было признано преступлением, и были установлены строгие наказания за нарушение этого запрета. Ответственность предусматривалась в виде временного и бессрочного тюремного заключения. Изобличенные в преступлении подвергались телесным наказаниям. Впервые в качестве наказания за чрезмерность во взятках была применена смертная казнь: дьяка, принявшего в качестве взятки жареного гуся, начиненного монетами, казнили по царскому приказу.
Вопрос искоренения коррупции был актуален всегда, но это не означает, что бороться с явлением бесполезно. Только лишь тогда, когда каждый на бытовом уровне поймет, что решать вопросы за определенную «мзду» - не просто плохо, а преступно, только тогда, когда сообщение о коррупции не будет восприниматься «стукачеством», а будет расцениваться как выполнение своего гражданского и морального долга – только тогда борьба с коррупцией может стать успешной и привести к значительным результатам.
- Если наши читатели пожелают сообщить об известных им проявлениях коррупции, как и куда им можно обратиться?
- Для этого есть много возможностей. В инспекции оборудована комната для приема граждан, установлен ящик для сообщений и заявлений о коррупционных правонарушениях. Также функционирует круглосуточный «телефон доверия» - (4812) 35-87-40. Если известны подобные факты – пожалуйста, звоните. Ни одно обращение на указанный телефон не останется без нашего внимания. Но убедительно просим не забывать указывать ФИО и адрес для обратной связи в тех случаях, когда вы хотите получить ответ.
Наши земляки также могут оценить работу подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений службы. На официальном сайте ФНС России www.nalog.ru ежегодно проходит опрос. Нам всегда интересно узнать объективное мнение налогоплательщиков о нашей работе. Приятно отметить, что в этом году отклики были только положительными.
Пресс-служба УФНС по Смоленской области
Фото: Пресс-служба УФНС по Смоленской области