Мария Потапова: «Каждый этюд – это визуализация твоего внутреннего мира»
Охота к перемене мест периодически возникает, пожалуй, у каждого. Потому что путешествия – это не только возможность увидеть что-то новое, но и, зарядившись впечатлениями и эмоциями, получить некую энергетическую подпитку, позволяющую не пропасть в однообразии рабочих будней. А возвращение домой – вообще целый ритуал, когда из рюкзаков и чемоданов традиционно извлекаются сувениры, которые вместе с фотографиями станут вечными якорями воспоминаний о том, как это было…
Впрочем, иногда из рюкзака можно достать целую серию художественных этюдов, написанных во время поездки. И поделиться впечатлениями уже не только с родственниками и друзьями, но и со всеми, кому интересно твоё творчество. Просто для этого надо быть художником. Как Мария ПОТАПОВА, чья персональная выставка «Из рюкзака» недавно прошла с успехом в КВЦ имени Тенишевых.
Из рюкзака
– Маша, название «Из рюкзака» – довольно яркий образ, когда речь идёт о пленэрных работах…
– Это не просто образ – речь идёт о работах, которые действительно доставались из рюкзака, где перевозились во время моего очередного путешествия.
Для этого я унифицировала для себя форматы работ. Нарезаю холсты определённых размеров под мои подрамники и скручиваю их в рулончики – получается довольно компактный способ транспортировки, поскольку в обычном виде они занимают очень много места. Подрамники тоже модульные: собираются-разбираются.
Люблю панорамный формат – он более динамичный. Его можно развернуть и по вертикали, и по горизонтали – писать лодочки с мачтами и пирсы.
– То есть формат диктует сюжеты?
– Конечно. Например, квадрат – более законченный формат. В нём хороши фундаментальные пейзажи, в которых стабильность и спокойствие, и даже, может быть, торжественность.
– Скрученные холсты – это понятно. А как вы уже написанные работы транспортируете? Тоже скручиваете?
– Ой, это отдельная проблема. Когда летом пишешь, масло за пару дней высыхает, и всё хорошо скручивается. А вот зимой мы в Италии писали – было сыро, и ничего не сохло. Поэтому я оттуда так мало живописных этюдов привезла – понимала, что просто не довезу. Пришлось в основном рисовать графику. Хотя Италия настолько яркая страна, что просто требует живописного исполнения. Я очень хотела её писать – специально тащила туда этюдник. Но не получилось…
Хроника жизни
– Маша, вы свои этюды потом дорабатываете в студии?
– Минимально. В основном только те, что смазались во время транспортировки.
Обычно я пишу сразу в один присест. Ведь этюды – это, по сути, сиюминутные эмоциональные высказывания. Если продолжать размышления, то их потом можно использовать для создания картин. Но пока у меня на это нет времени. Да и внутренней готовности я не чувствую. Всё-таки монументальная живопись требует особой ответственности: ты должен уходить в творчество с головой – иначе просто растратишь свою энергию.
Думаю, если пока я не чувствую такой потребности, значит, это не мой формат. Значит, надо писать этюды и получать удовольствие от этого вида творчества. Набираться воспоминаний, эмоций, опыта. Для меня сейчас это очень важно.
Некоторые коллеги считают, что мне необходимо уже переходить к новому этапу – писать более форматные работы. Но я пока не готова.
– Мне кажется, что для творчества всё-таки важен внутренний настрой, а не советы со стороны – пусть даже и профессиональные…
– Всё зависит от внутренней энергетики. И, конечно, с течением времени мы все меняемся. Ты развиваешься, и работы меняются вместе с тобой. Поэтому я присматриваюсь ко всему с таким запасом на будущее.
И потом, мои этюды – это своеобразная хроника жизни. Наверное, у нас, художников, есть такой бонус: мы создаём работы, и через несколько лет можно вновь почувствовать, чем ты жил. Потому что любая работа – визуализация твоего внутреннего мира. То, чем ты живёшь в определённый период времени. По-моему, это очень здорово.
– А есть такие работы, от которых вы сами заряжаетесь энергией?
– Обязательно. Для меня в них в первую очередь работают воспоминания. Но положительную энергетику этих работ чувствуют и зрители. Как правило, это солнечные этюды, написанные в особом настроении. От них идёт ощущение тепла.
Когда я пересматриваю свои работы, то обязательно останавливаюсь на любимцах – тех нескольких штучках, с которыми, знаю точно, никогда не распрощаюсь. Я на них смотрю и вспоминаю, как это было. При этом для меня в них всё имеет значение: и колорит, и сюжет, и настроение. Думаю, именно эти этюды станут когда-нибудь основой для более фундаментальной работы.
Зарядиться эмоциями
– В принципе, пленэр – неотъемлемая часть жизни любого художника. Но вам, мне кажется, такой формат особенно нравится…
– Я очень люблю работать на пленэре. Для меня всё это – вдохновение, эмоции, быстрая передача состояний – имеет особое значение. И наиболее яркие эмоции ко мне приходят, как правило, в тот момент, когда я вдохновляюсь какими-то новыми местами. Приехала, увидела – и хочется это тут же изобразить. Поэтому я стараюсь в путешествии охватить как можно больше точек.
Конечно, при групповом пленэре всё зависит от программы, предложенной организаторами. И там особенно не разгуляешься – всё распланировано заранее: выезд на точки, выбор мест для работы… В принципе, ты выбираешь только ракурс и технику исполнения.
Поэтому сейчас я стала больше ориентироваться на то, что сама хочу посмотреть. Уже начинается этап более осознанного отношения к жизни и творчеству. Хочется попутешествовать – для меня это главное вдохновение. Я бесконечно люблю Смоленщину, но когда появляется возможность куда-то выехать за её пределы, хватаюсь за неё всеми силами.
В таких поездках у тебя уже больше свободы. Только важно, чтобы кто-то обязательно был рядом. Потому что когда я работаю, то немного теряюсь в пространстве и времени – в таком состоянии оставаться одной небезопасно.
– Работа над каждым этюдом занимает несколько часов. Получается, что много посмотреть вы не успеваете?
– Да. И мне иногда бывает обидно, что я упускаю какие-то интересные места и ракурсы, потому что не хватает времени. И, конечно, порой приходится делать выбор между «посмотреть» и «написать». Правда, в последней поездке мы нашли некий компромисс: просто делили день – и одну его половину гуляли, а вторую работали.
Я считаю, что нужно уметь не ограничивать себя, а искать новые возможности. Тем более что подобные поездки мне просто необходимы для творчества. Новые впечатления, яркие эмоции дают небывалый подъём и надолго заряжают энергией. И домой ты уже приезжаешь каким-то другим человеком – ты как бы обнулился, обновился.
– Есть места, в которые хочется вернуться ещё раз?
– Я стараюсь никуда второй раз не возвращаться. Потому что на свете столько всего интересного, что хочется увидеть хотя бы разок. Например, Домбай, Карачаево-Черкесия. Это моя мечта на ближайшее будущее. Весной-осенью, когда на горнолыжном курорте затишье, там можно спокойно поработать. Горы – моя страсть, я очень люблю их писать.
– А море? Мне кажется, морская тема тоже занимает не последнее место в вашем творчестве…
– Там тоже камни. А море, вода – лишь фон, который их окружает.
Прогулки и кофе
– Бесконечная любовь к Смоленщине тоже находит воплощение в творчестве?
– Конечно. Просто Смоленщину я больше вижу в графике. Живопись – яркость и радость – это немного не наше.
– Да, наши пейзажи более пастельные…
– Причём это даже не масляная пастель, а сухая – более сдержанная в колорите.
У нас на Смоленщине интересны архитектурные сюжеты. Помню, как я писала храмы в Вязьме – незабываемое впечатление. А у себя на родине, в Починковском районе, люблю рисовать природу. Ещё хочу сделать серию графики о разрушающихся деревнях. Оставшиеся в них немногие дома напоминают мне островки жизни среди запустения вокруг.
К сожалению, я на Смоленщине мало где работала. У меня машины нет, а на общественном транспорте куда-то добираться сложно. Так что чаще всего я пишу в Смоленске – там, куда можно добраться пешком: Реадовка, Рачевка, набережная, храмы…
– А что помогает зарядиться энергией дома – в отсутствие ярких красок и новых впечатлений?
– Кофе и прогулки. Взял чашку кофе (я его просто обожаю), потом в осенний парк вышел, пошуршал листвой под ногами – для меня это, наверное, самый приятный релакс…
Фото: из личного архива Марии ПОТАПОВОЙ
Ольга Суркова