Общество

По следам «Живых уроков»

28 февраля 2020 года в 16:40

Команда проекта «Смоленские уроки» побывала на тверской земле. Основной целью поездки стало знакомство с опытом участия соседей в федеральном образовательном проекте «Живые уроки». Однако попутно мы смогли ещё и получить информацию о туристической привлекательности региона, увидеть исторические и культурные достопримечательности и почувствовать на себе теплоту тверского гостеприимства…

Время с пользой

Тверская область в зоне интересов команды «Смоленских уроков» оказалась не случайно: расположенный там мемориальный комплекс «Медное» – один из партнёров проекта, разработанного нашим Краеведческим обществом и поддержанного Фондом президентских грантов.

– Когда мы продумывали программу пребывания смолян на тверской земле, нам хотелось показать всё самое лучшее, что у нас есть, – признался заместитель директора МК «Медное» Руслан КРАСНОВ. – Понятно, что три дня – слишком короткий срок, и многое осталось за кадром. Однако надеюсь, что вы провели это время с пользой и информация, полученная здесь, поможет вам в дальнейшей работе над «Смоленскими уроками».

К слову, на территории самого комплекса «Медное» образовательные программы для школьников проводятся не первый год. Большинство проходит в игровой форме с элементами интерактива. В одном из таких занятий смоляне смогли поучаствовать, оценив на себе методики работы с подростками, изучающими сложную тему сталинских репрессий.

– Замечательный мастер-класс в «Медном» – один из примеров интеграции музейных экскурсий в школьную программу, – считает директор школы № 12 Смоленска Светлана ДЕНИСЕНКОВА. – Конечно, видно, что за этим стоит и многолетняя совместная работа с учителями, и желание сделать обучение интересным для школьников. А ещё мне очень понравился у них специальный кабинет для занятий с детьми – антураж тоже важен.

За круглым столом

Тверская область несколько лет участвует в федеральной программе «Живые уроки». И этот опыт стал основной темой для разговора за круглым столом в местном министерстве туризма.

– И вам, и нам близка тема развития детского туризма, – заметила в своём приветственном слове начальник управления развития туризма министерства туризма Тверской области Виктория ИСАЕВА. – Для нашего министерства это – приоритетное направление, вынесенное отдельной строкой в госпрограмме развития индустрии туризма на ближайшие пять лет. У нас оно называется «Разработка и продвижение экскурсионных и школьных маршрутов» – в том числе и в рамках проекта «Живые уроки».

Сейчас таких маршрутов двенадцать. Они рассчитаны на школьников седьмых – одиннадцатых классов и затрагивают несколько предметов: историю, биологию, литературу, мировую художественную культуру и профориентацию.

– Все эти маршруты разработаны в соответствии со школьными программами и требованиями федерального проекта «Живые уроки», – заверила Виктория Исаева. – Они одобрены министерством образования Тверской области и рекомендованы школам для использования в учебных целях. Кроме того, мы организуем ознакомительные поездки, в которых туроператоры имеют возможность презентовать школам свои новые образовательные программы. В прошлом году их было семь.

Существенным подспорьем в развитии детского туризма стали финансовые меры поддержки. Основная – предоставление туроператорам субсидий на возмещение затрат на организацию школьных поездок на территории Тверской области. Что интересно, льгота распространяется и на школьников, приезжающих из других областей, – главное, чтобы услуги им оказывал тверской туроператор.

– Разговор в министерстве туризма ещё раз показал, что мы идём в правильном направлении, – подвела итог руководитель проекта «Смоленские уроки» Елена АГАФОНОВА. – Важно, что уже на старте у нас получилась уникальная команда, куда вошли специалисты из разных сфер: туроператоры, музейщики, экскурсоводы, педагоги, представители нескольких департаментов областной администрации. Мы сразу поставили задачу подготовить не просто новые экскурсионные маршруты, а именно образовательные, интегрированные в школьную программу. Если честно, мы и проект этот написали потому, что сами захотели разобраться, что такое образовательный туризм в современной действительности.

Хлебосольный Торжок

Пожалуй, самым эмоционально насыщенным получилось посещение Торжка, где нам предстояло познакомиться с креативной командой Всероссийского историко-этнографического музея. Нас встречали хлебом-солью с караваем, выпеченным по старинному местному рецепту на капустном листе, угощали чаем с баранками, собранными на верёвку из душистого мочала.

– Мы ждали вашего приезда, – улыбается хранитель фондов Всероссийского историко-этнографического музея Галина НЕГЛЯДОВА. – И подготовили небольшую витрину с экспонатами, связывающими Смоленск и Торжок. Пусть их немного, но это подлинная история. Например, эти три дореволюционные открытки с видами Смоленска. На их обороте – письма с фронта, которые солдат Первой мировой писал своей матери в Торжок.

Ещё один интересный экспонат – фотография Михаила Васильевича Яковлева. Он фронтовик, прошёл весь путь от Москвы до Берлина, где оставил свой автограф на рейхстаге. Этот момент попал на плёнку фотокорреспондента, однако победный снимок был напечатан в «Известиях» только 9 мая 1963 года. Так вот, подполковник Яковлев – уроженец Торжка, но после демобилизации в 1956 году жил в Смоленске.

– А ещё в этой витрине есть уникальный экспонат, который, на первый взгляд, не привлекает внимание, – вступает в разговор заместитель директора музея Алексей ЗИНАТУЛИН. – Это подлинная вислая печать смоленского князя, которой скреплялись важные документы. И таких уникальных, но на вид невзрачных экспонатов в нашем музее порядка 80 тысяч. Главный вопрос – как сделать так, чтобы заинтересовать им детей.

Три принципа

Как оказалось, у самого Зинатулина ответ на этот вопрос уже есть. И он охотно поделился со смолянами опытом своей работы со школьниками:

– Я хочу рассказать вам о трёх принципах, которые я использую при создании образовательных программ. Первый звучит так: лучше меньше, да лучше. Сосредоточение на чём-то одном – не надо вываливать на ребёнка сразу все богатства. Кстати, это выгодно музею ещё и с точки зрения повторных посещений. Поэтому мы сделали абонемент, который позволяет спланировать свою работу и учителю.

Второй принцип – мост между прошлым и настоящим. Прошлое – глубина, история, но если это не трогает меня сегодняшнего – вся информация бесполезна.

И третий принцип – сегодня актуальны программы, связанные с социализацией, коммуникацией и эмоциональным развитием детей. Знания отступают на задний план – ребёнок и так ими перегружен в школе.

И ещё: любая образовательная программа должна быть построена по схеме «мозг – сердце – рука». То есть знание – эмоция – интерактив, или практический опыт, который можно применить в жизни…

По-соседски…

В последний день пребывания на тверской земле команда «Смоленских уроков» встретилась с представителями местного клуба краеведов, где была продолжена начатая в Торжке тема исторического мостика между двумя нашими регионами.

– Во всех битвах с иноземными захватчиками воины наших регионов сражались рядом. И в древние времена, и в 41-м под Смоленском, и в Ржевско-Вяземской операции 42–43-го годов. Кстати командующим в той операции был генерал-лейтенант Михаил Фёдорович Лукин – уроженец тверской земли и почётный гражданин Смоленска…

Впрочем, общая история и яркие личности, которых считают своими в обоих регионах, – тема практически неисчерпаемая. Особенно если учесть, что Бельский район, ныне входящий в состав Тверской области, долгое время был смоленским.

Однако резюмировать логичнее следующим. Выездной практикум проекта «Смоленские уроки» в Тверскую область оказался весьма полезным и плодотворным. А идеи, рождённые под впечатлением этой поездки, уже легли в основу образовательных программ по направлению «Смоленские дороги памяти», к разработке которых приступили на семинаре 19 февраля…

Личное мнение

Елена Агафонова, руководитель проекта «Смоленские уроки»:

– Мы ехали в Тверскую область, чтобы посмотреть, как здесь работают с проектом «Живые уроки»: как они проходят, как финансируются, какие методики применяются. Безусловно, было интересно познакомиться и с самой Тверской областью – нашими соседями.

На мой взгляд, мы не только достигли всех поставленных целей, но и получили гораздо больше. Я имею в виду методический семинар по образовательным программам, который провёл для нас в Торжке Алексей Зинатулин.

Светлана Денисенкова, директор школы № 12 Смоленска:

– Алексей Зинатулин показал нам, как можно жить смело и не бояться собственных идей. Потому что педагоги часто стесняются применять что-то новое, нестандартное – из-за риска оказаться в неловком положении, если результат не будет достигнут.

И что ещё важно: речь идёт о районном центре, небольшом городке, где такая свобода и креативность особенно ценны. Конечно, общение с увлечёнными людьми заряжает энергией, и наши учителя признались мне, что за эту поездку у них возникло много новых идей, которые просто не терпится начать воплощать…

Фото: Елена БЕЛЫХ и Вячеслав ФЛИМАНКОВ

Ольга Суркова

Конституция России должна обеспечить незыблемость социальной политики
В Смоленске почтили память героически погибших десантников