На сцене – «Старший сын»

Фото: © Ольга Курцева

Культура

На сцене – «Старший сын»

7 декабря 2024 года в 14:01

В Смоленском академическом драматическом театре им. А.С. Грибоедова сыграли премьерный спектакль «Старший сын». Постановка по комедии Александра Вампилова произвела настоящую сенсацию и получила самые лестные зрительские отзывы, от удивления – «неужели это наш театр!?», до искреннего восхищения.

Новую работу на Большой сцене, наверное, можно считать и новым этапом в истории театра. Со спектаклем дебютировал как режиссёр художественный руководитель театра Михаил Бехтерев, а часть персонажей сыграли несколько новых актёров.

Ощущение, что для зрителей подготовили что-то особенное, возникло почти сразу. От образных декораций повеяло настоящим предместьем. Действие ворвалось в зал с разных сторон молодостью и задором, заинтриговало, а когда на сцене появился медленно идущий персонаж (актёр Александр Кашкаров) с уместно тявкающим шпицем, раздались одобрительный смех и хлопки, которые сопровождали действие на сцене.

По словам режиссёра, он взялся за сложный, возможно, не для Большой сцены, но очень глубокий материал, увидев в театральной труппе подходящих актёров, способных воплотить замысел. Главную роль Сарафанова старшего безоговорочно получил Заслуженный артист России Сергей Тюмин. Чтобы соответствовать персонажу ему пришлось брать уроки игры на кларнете.

«Есть соображения мои как режиссёра, и есть обязанности художественного руководителя. Я понял, что у нас есть замечательный артист Сергей Борисович Тюмин, которому в этом сезоне исполняется 70 лет. Подумал, а хорошо бы, чтобы к такой дате у него была настоящая мощная работа. Вспомнил об этой пьесе, держа также в уме, что у нас много хороших молодых артистов, некоторые из которых его ученики. И вместе они могли бы сыграть этот спектакль. Я видел, что они загорелись идеей, и есть много людей, которые хотят помочь: шьют по ночам костюмы, приносят декорации, и артисты очень заряжены на эту работу», поделился Михаил Бехтерев.

По словам режиссёра, эту комедию нужно очень внимательно слушать: «Мне кажется, сейчас важно говорить о тех темах, которые в этой пьесе заложены».

Пожалуй, наибольшее затруднение при распределении амплуа случилось при выборе актёра на роль младшего сына Васечки, и тут помог счастливый случай. Во время прослушивания в театр на экскурсию зашёл новоиспеченный учитель истории и права, выпускник СмолГУ, которого по ошибке отправили на собеседование к худруку. Они пообщались, и парень, имеющий за плечами определённый актёрский опыт, приобретённый в десногорской театральной студии, принял вызов поучаствовать в отборе. Его пробная игра произвела впечатление и открыла Антону Бубнову дорогу в большой мир искусства.

«Как-то завертелось, поехало, как в песне у Никулина «засосала опасная трясина». В педагогике на практике попробовал – интересно, хорошо, опять же есть некие пересечения с актёрской историей, но театр моё давнее увлечение. С десяти лет выступаю в разных жанрах: танцевал, пел, был на разных театральных фестивалях. Успел покататься, повидать мир, и «деревом был, и мышкой был, и шишкой»», – рассказал исполнитель роли Васечки.

Действие спектакля происходит в шестидесятые и это обстоятельство продуманно и умело воссоздано декорациями, в одежде героев и подходящим реквизитом. Подобные места с хибарами и бараками сохранились и в наше время, как и люди, способные понимать, прощать, влюбляться с первого взгляда, пылать страстью, принимать обыденность и жить мечтой.

Со всеми этими чувствами приходится справляться студенту Бусыгину, беззаботно выдавшему себя за взрослого сына стареющего музыканта. Эту роль сыграл Александр Кащаев. Актёр считает, что «загвоздка» его персонажа в том, что ему противно обманывать, «но события и обстоятельства вынуждают его отодвинуть признание на потом».

«Было сложновато, потому что ребята уже репетировали, а я был занят в другой постановке. Потом к ним присоединился. Мне нужно было семимильными шагами их наверстывать, быстро учить слова быстро, простраивать мизансцены. Зерно характера, что я хотел показать в этой роли: ум, честь, достоинство – это самое главное. По правде, Бусыгин врет, но его это выворачивает наизнанку и рано или поздно это нужно сбросить», – рассказал актёр.

У создателей спектакля и исполнителей получилось наполнить сценическое пространство духом авантюризма, теплотой, трогательными, порой парадоксальными, нюансами человеческих отношений, украсить действие красноречием, искрящимися чувствами и подкупающей хореографией, создать яркий запоминающихся образ, не забыв о мелочах.

Фото: © Ольга Курцева

Комедия «Старший сын» направлена к человеческому сердцу, а в театре сразу ко множеству индивидуальностей. И, судя по аншлагу и овациям, цель была достигнута. Очередной премьерный показ спектакля пройдет 13 декабря.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Алексей Курцев

Смоляне традиционно приняли участие в Симоновских чтениях
В Смоленской области обновят 18 учреждений культуры