На сцене – «Старший сын»
В Смоленском академическом драматическом театре им. А.С. Грибоедова сыграли премьерный спектакль «Старший сын». Постановка по комедии Александра Вампилова произвела настоящую сенсацию и получила самые лестные зрительские отзывы, от удивления – «неужели это наш театр!?», до искреннего восхищения.
Новую работу на Большой сцене, наверное, можно считать и новым этапом в истории театра. Со спектаклем дебютировал как режиссёр художественный руководитель театра Михаил Бехтерев, а часть персонажей сыграли несколько новых актёров.
Ощущение, что для зрителей подготовили что-то особенное, возникло почти сразу. От образных декораций повеяло настоящим предместьем. Действие ворвалось в зал с разных сторон молодостью и задором, заинтриговало, а когда на сцене появился медленно идущий персонаж (актёр Александр Кашкаров) с уместно тявкающим шпицем, раздались одобрительный смех и хлопки, которые сопровождали действие на сцене.
По словам режиссёра, он взялся за сложный, возможно, не для Большой сцены, но очень глубокий материал, увидев в театральной труппе подходящих актёров, способных воплотить замысел. Главную роль Сарафанова – старшего безоговорочно получил Заслуженный артист России Сергей Тюмин. Чтобы соответствовать персонажу ему пришлось брать уроки игры на кларнете.
«Есть соображения мои как режиссёра, и есть обязанности художественного руководителя. Я понял, что у нас есть замечательный артист Сергей Борисович Тюмин, которому в этом сезоне исполняется 70 лет. Подумал, а хорошо бы, чтобы к такой дате у него была настоящая мощная работа. Вспомнил об этой пьесе, держа также в уме, что у нас много хороших молодых артистов, некоторые из которых его ученики. И вместе они могли бы сыграть этот спектакль. Я видел, что они загорелись идеей, и есть много людей, которые хотят помочь: шьют по ночам костюмы, приносят декорации, и артисты очень заряжены на эту работу», – поделился Михаил Бехтерев.
По словам режиссёра, эту комедию нужно очень внимательно слушать: «Мне кажется, сейчас важно говорить о тех темах, которые в этой пьесе заложены».
Пожалуй, наибольшее затруднение при распределении амплуа случилось при выборе актёра на роль младшего сына Васечки, и тут помог счастливый случай. Во время прослушивания в театр на экскурсию зашёл новоиспеченный учитель истории и права, выпускник СмолГУ, которого по ошибке отправили на собеседование к худруку. Они пообщались, и парень, имеющий за плечами определённый актёрский опыт, приобретённый в десногорской театральной студии, принял вызов поучаствовать в отборе. Его пробная игра произвела впечатление и открыла Антону Бубнову дорогу в большой мир искусства.
«Как-то завертелось, поехало, как в песне у Никулина «засосала опасная трясина». В педагогике на практике попробовал – интересно, хорошо, опять же есть некие пересечения с актёрской историей, но театр моё давнее увлечение. С десяти лет выступаю в разных жанрах: танцевал, пел, был на разных театральных фестивалях. Успел покататься, повидать мир, и «деревом был, и мышкой был, и шишкой»», – рассказал исполнитель роли Васечки.
Действие спектакля происходит в шестидесятые и это обстоятельство продуманно и умело воссоздано декорациями, в одежде героев и подходящим реквизитом. Подобные места с хибарами и бараками сохранились и в наше время, как и люди, способные понимать, прощать, влюбляться с первого взгляда, пылать страстью, принимать обыденность и жить мечтой.
Со всеми этими чувствами приходится справляться студенту Бусыгину, беззаботно выдавшему себя за взрослого сына стареющего музыканта. Эту роль сыграл Александр Кащаев. Актёр считает, что «загвоздка» его персонажа в том, что ему противно обманывать, «но события и обстоятельства вынуждают его отодвинуть признание на потом».
«Было сложновато, потому что ребята уже репетировали, а я был занят в другой постановке. Потом к ним присоединился. Мне нужно было семимильными шагами их наверстывать, быстро учить слова быстро, простраивать мизансцены. Зерно характера, что я хотел показать в этой роли: ум, честь, достоинство – это самое главное. По правде, Бусыгин врет, но его это выворачивает наизнанку и рано или поздно это нужно сбросить», – рассказал актёр.
У создателей спектакля и исполнителей получилось наполнить сценическое пространство духом авантюризма, теплотой, трогательными, порой парадоксальными, нюансами человеческих отношений, украсить действие красноречием, искрящимися чувствами и подкупающей хореографией, создать яркий запоминающихся образ, не забыв о мелочах.
Комедия «Старший сын» направлена к человеческому сердцу, а в театре сразу ко множеству индивидуальностей. И, судя по аншлагу и овациям, цель была достигнута. Очередной премьерный показ спектакля пройдет 13 декабря.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Алексей Курцев