Общество

Золотые люди

1 августа 2019 года в 15:31

В Смоленском музее-заповеднике чествовали золотых юбиляров. Сразу две сотрудницы в этом году отмечают 50 лет работы здесь: хранитель Валентина Ивановна СКЛЕЕНОВА и заведующая Музеем скульптуры С.Т. Конёнкова Александра Павловна ПОЛКАНОВА. Понятно, что столь солидная дата была воспринята многими не только как возможность сказать заслуженно добрые слова виновницам торжества, но и как повод поговорить о музее вообще...

Через годы и впечатления

Полвека в одной организации – это, пожалуй, явление даже более редкое, чем золотая свадьба у семейной пары. Потому что участников процесса и, соответственно, факторов риска, чтобы задуматься о смене работы, гораздо больше. Плюс реалии нашей действительности, когда за это время изменялись и рушились не только структуры и организации, но и сама страна стала другой. В общем, это всё к тому, что далеко не в каждом музее России найдётся хотя бы один сотрудник, проработавший так долго, а в нашем их два (точнее – две, поскольку речь идёт о дамах), и это повод для особой гордости.

– И Валентина Ивановна, и Александра Павловна – настоящие музейщики, – говорит главный хранитель Смоленского музея-заповедника Антонина ПОЛУЛЯХ. – Люди, которые не просто пробыли здесь – прожили. Прослужили музею. Вообще, в этой связи вспоминаются слова директора Эрмитажа Михаила Пиотровского о том, что музейная профессия долгосрочная. Она, как хорошее вино, должна впитывать в себя впечатления и годы. Поэтому настоящий музейщик, по его мнению, начинается только после 15 лет работы.

Впечатления и годы, трансформированные в опыт, – это ещё и возможность помочь молодым, делающим первые шаги в музейном деле. Поэтому не случайно практически все коллеги юбиляров начинали свои речи с личных воспоминаний о знакомстве и слов благодарности за помощь и безотказность в этой самой помощи.

– Об Александре Павловне я могу говорить долго, и это будут исключительно добрые и тёплые слова, – признаётся сотрудник Художественной галереи Татьяна ПАВЛОВА. – Я начинала работать в отделе научной пропаганды (был тогда такой) – мы водили экскурсии по разным музеям, и первую, по которой меня и принимали на работу, мне надо было провести в музее Конёнкова. Конечно, в силу неопытности и огромного желания работать здесь я тогда испытывала настолько сильные эмоции, что была близка к обмороку. Но когда я увидела за столом такую тёплую, уютную женщину, которая сразу обволокла меня материнским вниманием, то все мои страхи и неуверенность мгновенно улетучились. Александра Павловна помогала всем, чем могла, но самое главное – что бы я ни сделала, она всегда поддерживала и хвалила. Так что позже музей Конёнкова стал моим любимым, куда я с удовольствием бежала проводить экскурсии даже в выходные.

– Музей в основном стабилен по своему составу, но до рубежа пятидесяти лет работы в нём сегодня дошли только два человека: Валентина Ивановна и Александра Павловна, – замечает заместитель директора Смоленского музея-заповедника Тамара ОРЛОВА. – Когда я пришла сюда, в отделе кадров мне сказали: «Ты идёшь работать в самый лучший отдел». И правдивость этих слов стала мне понятна только после знакомства с Александрой Павловной. Она не только сама прекрасно работает с полной отдачей, но и заряжает своим энтузиазмом всех окружающих. И при этом никогда не сердится и ни с кем не ругается… А когда после музея скульптуры я перешла работать в фонды, то здесь попала под опеку Валентины Ивановны. Как руководитель она была для нас образцом и поводырём, щедро делилась всеми секретами профессии. И знаете, сегодня меня не покидает ощущение, что до тех пор, пока рядом есть люди с бОльшим жизненным опытом и стажем работы, ты всё ещё можешь чувствовать себя учеником – даже несмотря на то что сама отдала музею уже не одно десятилетие…

Ни дня без строчки

Валентина Ивановна Склеенова щедро делится своим опытом и знаниями не только с коллегами. Она – автор множества публикаций об истории музея, музее «Русская старина», коллекции Марии Клавдиевны Тенишевой.

– Шесть каталогов ценностей, утраченных во время Великой Отечественной, буклет по вещам Фаберже в музее-заповеднике, книга «Реликвии Михаила Ивановича Глинки», – перечисляет Антонина Полулях. – Кстати, последняя книга, выпущенная по гранту, настолько пришлась по душе рецензентам, что спустя полтора года была переиздана уже в Москве. В чём ценность этих публикаций? Например, сегодня о той же Тенишевой пишут многие. Но если необходима достоверная информация, её можно добыть только у Склееновой, потому что каждая фраза там подтверждена архивными документами.

А ещё Валентина Ивановна на протяжении 45 лет ведёт ежедневные записи о жизни музея. Они лишены личностной оценки – только профессиональные действия и события. И вполне возможно, что спустя ещё несколько десятилетий именно по этим дневникам будут изучать историю Смоленского музея-заповедника.

– Этот снимок сделан на 8 Марта, уже после того, как был уволен директор музея Михаил Владимирович Кутин, – комментирует Валентина Ивановна большую коллективную фотографию на экране. – Здесь все – и смотрители, и научные сотрудники. Вот Надежда Алексеевна Сушкович, которая очень много сделала по фондам, – с ней мы обустраивали хранилище во дворе музея скульптуры.

Кстати, о Михаиле Владимировиче Кутине Валентина Ивановна всегда вспоминает с особой благодарностью, считая его своим учителем в музейном деле.

– Михаил Владимирович – блестящий, образованный человек, который намного опередил своё время, – продолжает Валентина Склеенова. – Его судьба в музее закончилась трагически – он вынужден был уйти. Но это нисколько не умаляет его руководительского таланта: за пять лет он смог открыть пять музеев. Вообще, мне повезло работать с замечательными людьми, умными, терпеливыми, которые охотно делились со мной своим опытом и знаниями…

Служители истории

– У каждого поколения музейщиков – своё время, – говорит бывший директор Смоленского музея Надежда ВОЛОСЕНКОВА. – Но нам достались те удивительные и счастливые годы, когда, невзирая на все сложности и отсутствие финансирования, мы заложили основу новых музейных экспозиций, которые существуют и по сей день. Мы создали первый и единственный в стране музей Михаила Ивановича Глинки, Александра Трифоновича Твардовского, практически из забвения подняли историко-архитектурный комплекс «Теремок»…

Надежда Евстафьевна сравнила музеи с храмами, где служат истории. Служат самозабвенно, не за зарплату, которая никогда не была большой, не ради регалий и званий, а исключительно из любви к профессии – другие люди здесь просто не задерживаются.

– Когда-то некоторые из нас пришли сюда, думая пересидеть годик-другой, потому что на ту зарплату, что нам платили, жить было просто невозможно, – продолжает Надежда Волосенкова. – Но те, кто остался, остались не на одно десятилетие. Даже несмотря на гонения, которые нам пришлось пережить в 90-е, когда произошла смена политической системы. Нас пытались закрыть, нас выселяли из обжитых помещений в необорудованные. И только благодаря самоотверженности музейщиков, и Валентины Ивановны в том числе, мы ничего не потеряли из фондов во время этих многочисленных переездов…

Секрет долголетия

– Конечно, работа – это наша жизнь, – признаётся Тамара Орлова. – И мы должны благодарить судьбу, что она позволила нам работать в таком чудесном месте, как музей. Мы можем жаловаться: тяжело, хлопотно… Но при этом здесь одно из немногих мест, где ты всё время можешь получать удовольствие.

Возможно, именно в этом – секрет профессионального долголетия многих музейных сотрудников. По крайней мере, одна из нынешних золотых юбиляров это подтверждает.

– Работа в музее настолько интересна, что, как говорили в советское время, нам самим надо доплачивать за удовольствие здесь находиться, – замечает Валентина Склеенова. – Я хранитель, хотя формально такой должности и не существует. Впрочем, как ни назови, суть от этого не изменится. И хранитель – одна из тех профессий, с призванием к которой необходимо родиться. Так что мне кажется, что я занимаюсь именно тем делом, которое было предопределено мне свыше. Я очень люблю свою работу, которая часто меня настолько затягивает, что только к концу дня вспоминаешь, что уже пора домой…

– У нашего музея удивительная история, – резюмирует Антонина Полулях. – И его уникальность как раз в том, что мы не только храним историю, но и пишем собственную, а она складывается из биографии каждого сотрудника. Так что полувековой профессиональный юбилей Валентины Ивановны Склееновой и Александры Павловны Полкановой – это часть 130-летней истории музея-заповедника. И эта история продолжается…

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

Алексей Островский проинспектировал детский сад «Лучик»
Алексей Островский поручил преобразить стихийные рынки в Смоленске