«Смотри изнутри: Смоленск». Создание большого мира для юных зрителей в городе
Героем специального проекта о смолянах стал художник - бутафор Сергей Горбатенков.
Смолянин больше 20 лет работает в театре и создает кукол спектаклей. Наряд, детали, образы, выражение лица и даже взгляд куклы – всё это старание и труд Сергея. В мастерской у художника на одном из верхних этажей театра кукол имени Д. Н. Светильникова уютно и просторно. Повсюду рабочие материалы: яркие лоскутки ткани, поролоновые заготовки, макеты, которым вскоре суждено ожить в образе персонажей и радовать детей.
- Это такая радость, когда вышла кукла и ребенок почувствовал волшебство. Например, в одном спектакле кукла-перевертыш сначала отрицательный персонаж, а потом переворачивается - и она добрая, в красивом карнавальном костюме. Вот такое превращение должно быть, - вдохновленно рассказывает о работе Сергей.
Смоленск с детства
Сергей родился в Смоленске и на протяжении всей жизни практически никуда не выезжал за пределы города. Первые воспоминания о малой родине связаны с районом авиационного завода, где Сергей жил с родителями. В детстве большую часть времени смолянин посветил пионерии, он помнит, как ребята собирались и постоянно что-то организовывали. В то время было много пионерских кружков, где каждый мог найти себе занятие.
В детстве смолянин любил гулять везде, особенных мест в городе не было.
- Нет на 100% любимых мест, город любим весь. Куда ни пойдешь – всегда приятно что-то вспомнить, что-то посетить. Интересно сравнить здания, которые были в то время, и те, что есть сейчас, как изменились их функции. Это здание театра кукол, а когда я пришел на работу, мне сказали, что здесь находился исследовательский сельскохозяйственный институт. Я даже застал какие-то бирки с названиями, они валялись здесь повсюду. Потом это помещение отдали культуре, и здание стало трансформироваться в театр, - рассказывает о Смоленском областном театре кукол имени Д. Н. Светильникова Сергей Горбатенков.
Когда Сергей идет куда-то с детьми, то любит обращать их внимание на улицы, дороги, постройки и рассказывать, что здесь было раньше. Смолянин говорит, что больше всего из детства ему запомнилось здание магазина «Детский мир».
- Это был шикарный магазин, помню, приходишь туда и знаешь все отделы. Любил приходить туда под Новый год и рассматривать витрины с шариками, елочными игрушками. Помню, на 1 этаже большие отделы с канцелярскими товарами. Пускай дорогие, нельзя было в то время позволить себе купить какие-то конструкторы и химические наборы, но это было за счастье прийти и просто посмотреть на всё это, чтобы потом откладывать деньги и купить понравившеюся игрушку, - рассказывает Сергей Горбатенков.
Дважды в театр
Сергей признается, что творческой жилки в семье Горбатенковых не было.
- Родители были простые рабочие и жили на то, что заработали на авиационном заводе. Не знаю, откуда взялась у меня любовь к творчеству, сестра тоже выбрала не творческую профессию. Возможно, творчество было заложено в других поколениях. Я перепробовал множество профессий, начиная от банковского служащего, затем пошел в торговлю, потом разные рабочие профессии были. Но работа в сфере культуры взяла верх и хобби переросло в мою нынешнюю профессию, - рассказывает художник–бутафор.
На вопрос о том, как был сделан выбор первой профессии, Сергей отвечает, что особой направленности не было. Было модно работать на заводе и престижно получить профессию наладчика станков с программным управлением.
- Я отучился в 21 училище на Поповке, поработать не получилось, забрали в армию. После армии поменялись интересы, и хотелось чего-то более высокого. Пробовал себя в разных профессиях. Началась перестройка и началось ветшание, не платили зарплату, пришлось рабочую профессию совсем покинуть, - говорит смолянин.
Долгое время Сергей работал гальваником, несмотря на то, что производство это было вредным. Профессия не творческая: нужно было обрабатывать детали в емкостях со специальным химическим раствором. Профессия банковского служащего смолянина также не впечатлила, Сергей признается, что это было в равной степени и ответственно и скучно. Он даже назвал этот период свой жизни «несчастье в деньгах». Однажды в поиске работы Сергей прочитал объявление в газете, что в театр кукол требуется художник–бутафор. Смолянин пришел в театр, проработал в маленьком кабинете несколько недель, пока длилась стажировка, а потом узнал, что на это место берут другого человека.
- На следующий год я снова увидел тоже самое объявление, меня еще помнили с прошлой стажировки и сразу сказали, что снова берут на испытательный срок. Уже с тем умением и накопленным опытом я успешно проработал несколько недель и получил это рабочее место. Вот уже 23 года скоро, как я работаю в этой профессии, - рассказывает Сергей Горбатенков.
Самые главные качества в работе художника–бутафора: усидчивость и терпение. Все куклы, которые создаются в театре, это технология папье-маше. Перед тем как сделать форму будущей куклы художнику раньше приходилось самостоятельно изготавливать клей, чтобы затем нанести его в 7 слоев. Сейчас технологии стали современными и варка клея больше не входит в обязанности Сергея. На вопрос о том, сколько всего кукол сделал смолянин, художник-бутафор затрудняется ответить.
- Думаю, что больше 100 кукол сделал. Помимо кукол еще делается бутафория: посуда, корзиночки, бабочки, грибочки, цветочки. Представляете, для одной постановки нужно было 30 грибочков из поролона вырезать и затем всё это обшить, - рассказывает Сергей.
Сделать костюм для куклы - это совсем не то же самое, что сшить одежду для людей. Это более кропотливая работа с индивидуальным подходом к каждой выкройке и к каждому эскизу.
- По эскизу надо смотреть, где точно должны располагаться лацканы, где шляпка. В одном спектакле исторический сложный костюм должен был повториться. В постановке «Мнимый больной» и для куклы, и для человека, который ей управляет, у нас были абсолютно одинаковые костюмы, - объясняет художник-бутафор.
Все куклы для спектаклей в театре сделаны руками Сергея. Это и тростевые куклы, где актер, который управляет куклой, прячется за ширму и всё внимание зрителей сосредоточено только на кукле, и планшетные, когда актер выходит на сцену вместе с куклой. Изготовить такую куклу непросто, нужно учитывать механические принципы, чтобы все детали получились подвижными.
Работать медицинскими ножницами поначалу было тяжело, но со временем Сергей привык, художник уже не представляет, как можно вырезать детали по-другому. Процесс создания куклы начинается с чтения пьесы, согласно которой режиссер и художник–бутафор вместе продумывают образы будущих персонажей. После делаются пластилиновые заготовки, именно они и определяют, какой станет будущая кукла.
- Чем больше взаимосвязь талантливых людей, собравшихся в данной точке, тем будет изящнее кукла, - убежден художник-бутафор.
Сергей с улыбкой рассказывает, что главное испытание для кукол – новогодние утренники, когда маленькие зрители могут потрогать каждого кукольного персонажа. Перед тем, как кукла отдается актерам, ей должен «поиграть» сам художник, чтобы убедиться, что кукле ничего не мешает двигаться.
Творчество для детей
Получив много информации о театре, Сергей решил пойти преподавателем в детский театральный кружок. Там смолянин рассказывает детям о закулисье театра кукол, а также занимается изготовлением персонажей для спектаклей вместе с детьми.
- Мне нравится работать с детьми, и есть интерес познакомить детей с данной профессией. Недавно мы ездили на фестиваль и получили приз за лучшую бутафорию. Я стараюсь вывозить детей на конкурсы, старшую группу особенно. Так у ребенка есть стимул заниматься, когда он видит уровень подготовки других детей, - рассказывает смолянин.
- Я думаю, что в Смоленске не хватает какой-то положительной энергии. Все куда-то бегут, чем-то заняты, нужно идти и любоваться городом, - говорит Сергей.
Сергей с грустью отмечает, что дети сейчас часто не заинтересованы приобщаться к культурной атмосфере театров. Не знают такие сказки, как «Колобок», «Теремок», но зато с удовольствием перечислят мультики про роботов.
На протяжении всего интервью Сергей шьет большую рыжую лисицу, на наших глазах бесформенные куски ткани превращаются в мордочку, лапы и уши.
- Если такую куклу делать с нуля, то где-то дня два - три уходит с учётом сушки. Можно отдохнуть какой-то промежуток. Пока сделал форму, пока обработал проволочки, залил клеем и дал время на сушку, - добавляет Сергей Горбатенков, не отрываясь от любимой работы.
Фото: Алиса Аницкая
Анастасия Костикова