«Смотри изнутри: Смоленск». Место города в жизни и жизнь в пространстве города
Героем специального проекта о смолянах стал режиссер Пётр Чижов. Пётр родился и вырос в Смоленске, затем получил театральное образование в Санкт-Петербурге. Вот уже второй год режиссер приезжает в родной город со своим проектом «Место: Смоленск», чтобы показать смолянам спектакли о малой родине.
- Смоленску сегодня не хватает активных с независимым взглядом горожан. Хочется видеть больше неравнодушия не только к своим близким, но и к городскому пространству, людей, которые готовы брать ответственность на себя за происходящее в городе, - считает режиссер.
Город детскими глазами
Первые воспоминания Петра о Смоленске связаны с районом Слобода-Садки. Семья Чижовых жила в Заднепровье.
- Мы жили на первом этаже в однокомнатной квартире, жили вчетвером. У нас была печка, её топили дровами. Я очень любил маленьким к ней подходить, открывать дверцу, смотреть на огонь. Любил иногда бросать вату в огонь втайне от родителей, смотреть, как она взлетает, сгорая. Чувствовал себя создателем огненных шаров… Так я получил свой первый ожог, - вспоминает Пётр.
Через время семья переехала на улицу Соболева, а в Садки из деревни перебрался дедушка Петра. Всей семьей ходили его навещать. Смолянину запомнилось, как проходя под виадуком, останавливались – громко «ухали», слушали эхо. Петру нравилось в детстве стоять на мосту через Днепр, смотреть на воду, на спасательную станцию, на дом, оставшийся на противоположной стороне.
- Только недавно осознал, что Смоленск – видовой город. Над головой много неба, внизу Днепр, дома, на высоте - Собор. Это природная и культурная ценность, особенность нашего города. В Древней Руси внутренним регламентом города прописывалось сохранение красоты вида, мне нравится такое трепетное отношение к красоте. Это же так важно – получать эстетическое удовольствие от городского пространства. Смоленск еще ждет, чтобы красоту его, как города на холмах, открыли, - считает режиссер.
Петр хорошо помнит, как в семье встречали Новый год. 31 декабря соседи ходили в гости друг к другу, папа брал с собой гармошку, все пели песни и частушки.
Петр учился в Православной гимназии. Режиссер рассказывает, что выбор этого учебного заведения связан с одним случаем из детства. Смолянин возвращался домой зимой на 14-м автобусе по улице Соболева. Мама обратила внимание сына на ёлку, которая была на единственном балконе надвратного храма – здания младшей гимназии.
- Мне елка та так понравилась – никогда не видел живую в огоньках елочку на балконе храма. Летом мама нашла объявление о наборе в православную гимназию и спросила, хочу ли я там учиться. Я сказал, что не знаю, и мама напомнила, что это там, где мы видели ёлочку. Тогда я уверенно ответил, что хочу. Так неожиданно был сделан серьёзный выбор, - вспоминает с улыбкой Пётр.
Поступить в театр
В гимназии смолянину нужно было успевать много, а свободного времени практически не оставалось. Пётр говорит, что благодаря такому ритму жизни в школьные годы ему было проще привыкнуть к студенческому режиму в Санкт-Петербурге. В православной гимназии помимо учебы была и внеучебная деятельность. Уже здесь у Петра проявился интерес к театру. Смолянин участвовал в школьных спектаклях на Рождество и Пасху.
- Помню моменты, когда мы стояли в Соборе на службе по воскресеньям, стояли на солее - прямо рядом с иконостасом алтаря. Помню этот орнамент с ангелочками. Пока стоишь там, прикасаешься к этим линиям, исследуешь эти формы, понимаешь красоту руками, - рассказывает режиссер.
Гимназисты много фантазировали на тему подземных ходов под собором. Петру и его одноклассникам в детстве хотелось проверить, есть ли вход за алтарной стеной, и если вход есть, то куда ведет подземелье…
После 11 класса в семье решили, что нужно получить образование в ВУЗе с военной кафедрой. Так, в Санкт – Петербурге смолянин окончил гидрометеорологический университет, но работать по профессии не пошел. Уже во время обучения в университете Петр начал заниматься в театральной студии при СПБГУ. После этого он подал документы в театральный вуз, сдал все экзамены и только после этого сообщил родителям о своем желании выучиться на режиссера. Петр благодарен родителям за поддержку, и за то, что его решение было понято в семье и одобрено.
Потенциал Смоленска - в смолянах
Лейтмотивом диалога с Петром стала фраза, что у Смоленска есть потенциал. Режиссер видит этот потенциал города в его жителях. Петр признается, что с желанием сделать документальный спектакль, город «воскрес» для него, после того как «стёрся» за время, которое Петр провел в Петербурге.
- Город для меня переоткрылся. Проект «Место: Смоленск» появился, когда я стал утрачивать город детства. Я совершенно не знал Смоленск 90-х, в нашей семье не было культуры прогулок по городу, не было как таковых любимых мест. За время взросления я толком не узнал Смоленск, отсюда, наверное, первобытный интерес к тому месту, где я появился, - рассказывает о задумке создания театрального проекта режиссер.
Сейчас смолянин примерно раз в месяц приезжает на малую родину, вместе со своей командой ставит спектакли, проводит лекции и мастер-классы. В октябре прошлого года в Смоленске прошел театральный фестиваль [Место: Смоленск], инициированный Петром. После фестиваля режиссер ощутил городскую среду по-новому.
- Я сформулировал для себя то чувство, которое помогало «двигать» наш проект. Я назвал его «чувство 30-летнего», - улыбается Петр. - Если раньше городская среда, события в городе, были некой данностью, контекстом, в котором я жил, и который меня формировал, то сейчас я понимаю, что уже сам ответственен за то, что происходит в городе. Если я чего-то не сделаю, то это в городе не произойдет. Это чувство ответственности за событие, которое ты можешь организовать. Если ты живешь в городе и тебе за восемнадцать, то ты уже определяешь его жизнь,- убежден смолянин.
Мечта режиссера – поставить спектакль о детстве разных поколений смолян. Драматурги Элина Петрова и Ксения Савельева уже начали опрашивать смолян и собирать их истории. Петр убежден, что было бы интересно заглянуть в смоленское детство родителей, бабушек и прадедушек, проявить важное для всех время жизни. Режиссер рассказывает, что рождение спектаклей о городе – это его внутренний импульс, Петру всегда хотелось понять и изучить место, откуда он родом.
В марте в Областном Дворце культуры профсоюзов Петром был поставлен спектакль «Дом Культуры», основанный на историях из жизни сотрудников городских театров. Документальные монологи героев рассказывает о сложном выборе и принятии решений, которые раз и навсегда определяют судьбу человека. А в галерее современного искусства «Дом молодежи» состоялось открытие выставки, где Петр и команда проекта «Место: Смоленск» представили «Портрет города. 2019». Несколько дней драматурги вместе со студентами СГИИ общались с жителями города, исследовали Смоленск, отвечая на вопрос, о чем думают смоляне в марте 2019. Дело в том, что именно год назад в марте 2018 команда из Санкт-Петербурга впервые провела документальную лабораторию «Портрет города. 2018». Так, выставка в галерее стала празднованием первого года документального театра в Смоленске.
- Театральный проект «Место: Смоленск» - это и моя мастерская, и желание понять свой родной город, - добавляет смолянин.
Фото: Алиса Аницкая
Анастасия Костикова