«Смотри изнутри: Смоленск». Помощь города в духовном становлении
Героем специального проекта о смолянах стал биолог Андрей Коваленко. Он рассказал, как учился в духовной семинарии, чему посвящает больше всего времени, и почему с Чукотки вернулся обратно в Смоленск.
Смолянин говорит, что не любит привязывать себя на долгое время к одному месту работы. Андрей был и учителем, и проводником, работал и в охране при храмах. Сегодня он воспитывает троих детей и работает почтальоном.
- Для меня Смоленск - это не здания и места. Это, в основном, люди, это глаза, это лица… Ведь я жизнь познаю через людей. Самая большая роскошь в жизни – это общение с другими людьми, - считает Андрей Коваленко.
Смоленск, каким он запомнился в детстве
Андрей родился в семье коренных смолян. Дедушка Андрея был кузнецом. Он всю жизнь прожил в Смоленске, помнил много историй о князьях Тенишевых. Во время Великой Отечественной войны находился в оккупации в Смоленске, а после его освобождения дошел солдатом до Берлина.
- Дедушка рассказывал, что во время войны ему явилась Богородица, сказав, что нужно из того места, где он был, быстро уходить. Он ушел, и туда сразу же попал снаряд. Всю жизнь дед говорил, что жив благодаря Богородице, - вспоминает Андрей Коваленко разговоры с дедушкой.
Андрей учился в 1-й школе «на Рачевке». Семья жила на Набережной Горького в доме с садом, который унаследовали от дедушки. Очень много Андрей ходил пешком и часто по дороге заходил в немногочисленные открытые тогда храмы послушать церковную службу. В детстве Андрей очень любил читать, и всё время проводил с книгами. Выбирая дальнейшую профессию, Андрей думал о поступлении в медицинский институт. Но на семейном совете решили, что смолянин будет учиться на естественно–географическом факультете пединститута. Андрей вспоминает, что мама в детстве постоянно говорила о его интересе к природе и биологии.
- Я приходил с улицы, и у меня в карманах было полно насекомых, жучков, червячков. Интерес к живому миру сформировался рано, мне нравилось всё исследовать, изучать, понимать, как это устроено, - рассказывает Андрей.
После получения образования Андрей уехал работать учителем биологии на Чукотку. Вскоре ему прислали именное приглашение на Московскую международную экологическую конференцию, и смолянин отправился в столицу. После конференции Андрей приехал в аэропорт, но оказалось, что билетов совсем нет уже несколько дней. Через неделю произошло резкое подорожание авиабилетов, и позволить себе вернуться на Чукотку Андрей уже не смог. Смолян отправился на электричке в родной город, выслав письмо с просьбой об увольнении.
С Москвой, кстати, связан еще один интересный момент его жизни. Путешествуя автостопом в августе 1991 года по городам Золотого кольца, он с друзьями попал в Москву прямо накануне начала путча. И так вышло, что все последующие трое суток Андрей был в рядах защитников Белого дома.
Духовный путь в семинарии
В духовную семинарию Андрей поступил в тайне от родителей, уже работая учителем в одной из школ города. Смолянин понимал, что родственники этот поступок не одобрят, так как многие люди советского времени не приветствовали контакт с церковью. Бабушка с дедушкой были верующими, отсюда и понимание религии у Андрея. Смолянин помнит, что еще в советское время в комнате дедушки всегда стояли иконы, горела лампада.
В семинарию смолянин поступил, так как считал это нужным для своего духовного развития. Андрею хотелось ближе познакомиться с православием, окунуться в атмосферу церковной жизни. Андрей рассказывает, что никогда не ставил перед собой цели стать священником.
На вступительных экзаменах будущие студенты должны были показать знание молитв и церковной истории. Экзамены у смолянина принимал Владыка Кирилл, ныне являющийся Патриархом Всея Руси.
- Он разговаривал с нами со всеми, я помню, что достаточно серьезно меня «гонял» по знанию молитв. Меня и двух моих товарищей с высшим педагогическим образованием сразу взяли на второй курс. Один из нашей троицы сейчас достаточно известный священник, - вспоминает вступительные экзамены Андрей.
Учиться в семинарии было нелегко. У семинаристов почти не было учебников по духовным вопросам, и надо было досконально записывать каждое слово преподавателя, чтобы всё усвоить. Семинаристам преподавалось также церковное пение.
- Нам всем раздали партитуры, ноты и сказали, что нужно петь. Я и два моих приятеля, поступивших на второй курс, сориентировались не сразу. Хорошо, что у меня был опыт музыкальной школы, - вспоминает первые занятия в Семинарии Андрей.
Часто приезжали преподаватели из других стран, Андрей помнит, как регент православного хора из Англии читал семинаристам лекции. В сессию у семинарии тоже был другой принцип - экзамены студенты сдавали сразу по завершении учебного дня.
Андрей рассказывает, что жизнь семинариста не делилась на дом и учебу, как у светских студентов. Спустя год после начала обучения смолянин серьезно заболел, взял академический отпуск, и семинарию так и не окончил.
Внутренняя жизнь города
В студенческие годы Андрей старался общаться с максимальным количеством людей, знакомился с субкультурами и молодежными неформальными объединениями.
- Будь это хиппи, кришнаиты или баптисты, я пытался познакомиться с ними и понять, о чем они думают, как живут. Были и барды, мы часто собирались на квартирах, зажигали свечи, и гитара передавалась по кругу. Я редко пел, больше слушал. Мне было интересно пообщаться. Много нестандартных «тусовок» и «квартирников» проходило и в моем доме «на Рачевке», - говорит Андрей.
Андрей называет Смоленск городом художников. Смолянин любит проводить время в компании людей искусства. Для него привычно сидеть у костра на Гнездовских курганах или на кухне у какого-нибудь музыканта, или в художественной мастерской художника, и общаться. Андрей поделился, что он любит смотреть на Смоленск с крыш или забираться на высокие холмы, откуда открывается красивый вид на город.
- Интересны родники города Смоленска. Эта точка древняя, и ты понимаешь, что еще не только тебя, но и твоих бабушки и дедушки тут не было, но родник уже был, и смоляне пользовались этим местом. Надо аккуратно относиться к источникам природной воды в городе. Приятно и полезно съездить в ту же Магалинщину и пить чистую и природную воду, в этом есть и духовный и физический смысл, - считает смолянин.
Раньше Андрей любил проводить время на одной из башен Крепостной стены на улице Соболева. Это было место общения творческих людей.
Андрей придерживается мнения, что воспитание детей начинается с себя. У смолянина трое детей. Семья Коваленко постоянно поддерживает общение и с другими многодетными семьями. Они периодически устраивают походы, живут в палатках, проводят время на природе. По мнению Андрея, важно, чтобы для молодежи была создана среда, где люди живут такими же ценностями.
- Надо воспитывать себя, чтобы воспитать детей. Когда меня спросили, как я могу воспитать своего крестника - чужого ребенка, то я ответил, что постараюсь повлиять на его отца, передам доброе и вечное, а потом он сам повлияет на сына. Нужен личный пример, - убежден Андрей Коваленко.
Сегодня основная деятельность для Андрея – времяпровождение с семьей и друзьями.
- Детей много, нужен уход. Надо в школу отвести, на секции, покормить. У нас в семье нестандартное распределение обязанностей. Жена работает больше, у нее более высокооплачиваемая должность, а я такой «усатый нянь», который еще и сидит с детьми, - рассказывает с улыбкой Андрей.
Андрей признается, что в молодости считал, что рождение детей не позволяет жить дальше так, как всегда было привычно и хотелось бы. Но с рождением первого ребенка в семье он изменил свое мнение.
- Родился мой первый ребенок, он улыбнулся и сразу покорил меня. Мне интересно наблюдать за детьми, видеть, как они пытаются сделать что-то новое, даже если они просто учатся ходить и говорить. Я вижу в ребенке того, кем я был когда-то. Я качаю ребенка на руках и вспоминаю, как я сам качался на руках родителей. Память тела, связь поколений, связь ощущений весьма интересна для меня, - говорит смолянин.
Андрей добавляет, что, по его мнению, к сожалению, в обществе не достаточно внимания уделяется тому, насколько это большое счастье - быть родителем. Андрей с супругой задумываются о том, чтобы усыновить ребенка из детского дома.
- Я нашему городу благодарен за две вещи, - говорит Андрей Коваленко. - Смоленск воспитывает очень интересных творческих людей, а также приятно, что у нас «расцветают» многие люди, приехавшие сюда из других мест.
Фото: Алиса Аницкая
Анастасия Костикова