Миллиард на 2020 год: «Точки роста», «Кванториум» и современные учебные центры
Образование

Миллиард на 2020 год: «Точки роста», «Кванториум» и современные учебные центры

17 июня 2020 года в 14:32

Реализация национальных проектов, инициированных президентом Владимиром Путиным, продолжается и в 2020 году, оставаясь одним из приоритетных направлений в деятельности региональных властей. Это, в частности, подтверждается и вниманием, которое губернатор Алексей Островский уделяет данной работе даже в период действия режима повышенной готовности. Несмотря на введённые ограничительные мероприятия, вызванные необходимостью сдержать распространение коронавирусной инфекции, в Смоленской области, как и во всей стране, продолжают ремонтировать дороги, благоустраивать общественные территории, строить социальные объекты, которые будут задействованы в самых разных сферах нашей жизни. Одна из них – образование – далеко не ограничивается школьной или вузовской партой, выполнением домашних заданий и экзаменационных тестов. Результаты этой работы во многом зависят и от условий обучения, и от оборудования, применяемого в его процессе.

Качественное изменение этих факторов – общая задача национального проекта «Образование», целью которого является не только повышение конкурентоспособности этой отрасли на мировом уровне, но и воспитание гармонично развитой, ответственной личности, человека, готового к жизни в быстро меняющихся условиях. О том, как реализуется нацпроект на территории Смоленской области, о задачах его региональных компонентов и планах на 2020 год мы поговорили с заместителем губернатора Витой Хомутовой.

– Вита Михайловна, национальный проект «Образование» на Смоленщине объединяет в себе шесть региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы». Если говорить кратко, каковы их цели?

– Думаю, начать нужно с одного из самых масштабных проектов, результаты которого видны многим из нас, – «Современная школа». Он направлен на комплексное улучшение материально-технической базы общеобразовательных организаций. Во-первых, это создание новых мест в учреждениях данного уровня – эта задача выполняется строительством школ в быстро растущих микрорайонах, например, областного центра. Если говорить о небольших городах, сельских населённых пунктах, здесь на площадках уже существующих школ создаются центры «Точка роста». В них после обновления материально-технической базы и реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, причём как цифрового, так и гуманитарного профиля. Этот региональный проект выполняется и в школах-интернатах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники которых получают возможность приобретать профессиональные навыки по самым разным направлениям в современных учебных лабораториях.

«Успех каждого ребёнка» – проект, формирующий эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи. Должна отметить, что эта система строится в первую очередь на принципе справедливости, охвата её мероприятиями всех детей, а направлена она на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся. Этот проект разноплановый: в него входит создание условий для занятий спортом и физической культурой на селе, запуск мобильного детского технопарка «Кванториум», формирование единой модели развития системы дополнительного образования и внедрение информационной системы «Региональный навигатор дополнительного образования детей».

Что касается проекта «Поддержка семей, имеющих детей», то его основная цель – оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям или законным представителям детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В его реализации, кстати, участвуют и некоммерческие организации.

«Цифровая образовательная среда» – ещё один региональный проект, ставящий своей целью модернизацию учреждений образования. Эти организации получают скоростное подключение к сети Интернет, что и позволяет развивать в них цифровую образовательную среду. Одновременно с этим они оснащаются высокотехнологичным оборудованием, а на региональном уровне создаётся центр цифрового образования детей «IT-куб».

Проект «Учитель будущего» – по сути, дальнейшее развитие системы повышения квалификации педагогов. В первую очередь он подразумевает изменение подходов к этой работе, внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников с целью вовлечь в неё как минимум половину учителей.

«Молодые профессионалы» – уверена, хорошо знакомый большинству смолян проект, который в течение уже нескольких лет развивается в отрасли профессионального образования. Эта сфера модернизируется, в том числе и через внедрение адаптивных, гибких и, что очень важно, ориентированных на практическое применение образовательных программ.

О планах на будущее

– Реализация региональных проектов, безусловно, не стоит на месте. Что будет сделано в сфере образования за 2020 год?

– Первое и, пожалуй, самое важное из того, что запланировано в регионе, – открытие двух детских садов на 150 мест каждый в микрорайонах Королёвка и Парковый областного центра. Это направление важно с точки зрения не только исполнения национальных проектов, но и повышения общего уровня и комфортности жизни смолян, их поддержки. Именно поэтому абсолютно все вопросы, касающиеся строительства детских садов в области, находятся на личном контроле губернатора Алексея Владимировича Островского. Глава региона уделяет им внимание как в ходе рабочих совещаний, так и лично посещая строительные площадки, контролируя, например, сроки работ, общаясь с руководителями подрядных организаций.

Что касается среднего образования, 101 общеобразовательная и профессиональная образовательная организация области будет оснащена оборудованием, которое позволит создать в этих учреждениях цифровую среду. В сельских школах, а также в школах малых городов сейчас ремонтируются, а где-то уже отремонтированы, помещения, где откроются «Точки роста». В этом году в Смоленской области будет создано 42 таких центра цифрового и гуманитарного профиля.

Развивается сфера дополнительного образования. Во всех районах уже функционируют профильные муниципальные опорные центры, работу которых координирует региональный модельный центр. Из ярких новшеств могу также отметить создание центра цифрового образования детей «IT-куб» и появление в области мобильного технопарка «Кванториум».

Если говорить о профобразовании, то на базе Смоленской академии профессионального образования создаются лаборатории по направлению IT-технологий, возможностями которых могут пользоваться и другие учреждения этого звена, работающие в регионе.

Подводя краткий итог того, что касается наших планов, скажу: на реализацию всех мероприятий, предусмотренных нацпроектом «Образование» в 2020 году, будет направлено более одного миллиарда рублей.

– Вита Михайловна, во время одного из совещаний вы рассказали об обновлении материально-технической базы Духовщинской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Что в ней будет сделано и есть ли такие планы по аналогичным учреждениям в других муниципалитетах?

– Что касается Духовщинской школы-интерната, в ней создаётся учебная мастерская по компетенции «Рабочий по обслуживанию зданий». На сегодняшний день это востребованная профессия: строительная отрасль развивается, для неё требуются специалисты, поэтому выпускники имеют высокий шанс найти себя на рынке труда. Будут, кроме того, дооснащаться и другие учебные лаборатории – например, швейная мастерская и лаборатория приготовления пищи. Модернизация затронет и такие направления, как психолого-педагогическое сопровождение и коррекционная работа с воспитанниками школы. Так, планируется приобрести диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения, а также оборудование для зала лечебной физкультуры, кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.

До 2022 года такая же модернизация будет проведена ещё в четырёх учреждениях: Починковской школе-интернате, Краснинской средней школе-интернате, Вяземской школе-интернате № 1 и Екимовичской средней школе-интернате.

Особое внимание – образованию на селе

– Вернёмся к создаваемым в области центрам «Точка роста». Каким оборудованием они оснащаются?

– Главная задача «Точек роста» – сократить разрыв между городскими и сельскими школами с точки зрения формирования у учеников современных технологических и гуманитарных навыков. Соответственно, цель их создания – в первую очередь обновление материально-технической базы школ, расположенных в небольших городах и на селе.

Оборудование, которое приобретается для «Точек роста», разное. Его можно разделить на четыре направления. Например, часть его предназначена для применения на уроках технологии, информатики и ОБЖ, то есть на общих для всех школ предметах. Ещё одна часть – для дополнительных общеобразовательных программ, причём разного уровня. Отдельные блоки оборудования будут использоваться для развития у школьников 5–9-х классов научно-технического творчества и проектной деятельности, для обучения игре в шахматы, изучения IT-технологий и занятий медиатворчеством.

Например, учащиеся смогут разрабатывать трёхмерные модели – прототипы каких-то вещей – и печатать их на 3D-принтере. Уверена, что всем будет интересно работать с приложениями виртуальной и дополненной реальности, учиться монтировать панорамные видеоролики, программировать полёт нескольких квадрокоптеров и управлять ими со смартфона. Дроны, кстати, могут использоваться и для аэрофотосъёмки местности, а полученные снимки затем можно обрабатывать, создавая трёхмерные изображения.

Уроки технологии также станут ближе к повседневной жизни. Они помогут школьникам освоиться с современным электро- и ручным инструментом. Очень важным, на мой взгляд, будет использование современных тренажёров на уроках ОБЖ. Это оборудование позволит выработать навыки, позволяющие быстро и правильно оказывать первую медицинскую помощь.

– Модернизация образования на селе – это, помимо прочего, и обновление спортивных объектов, которое ведётся в рамках регионального проекта «Успех каждого ребёнка», в прошлом году названного лучшим в ряде муниципалитетов. Чем обусловлена важность этой работы?

– В первую очередь – данными исследований, показывающих, что именно на селе невысока доля детей, занимающихся физической культурой и спортом. Одна из причин этого заключается в недостаточной оснащённости сельских школ, поэтому главной задачей проекта стало создание в них условий для занятий физкультурой и спортом, что помимо укрепления здоровья положительно сказывается и на воспитании физических и морально-волевых качеств учащихся.

В прошлом году в рамках проекта «Успех каждого ребёнка» спортивным инвентарём и оборудованием были оснащены две спортплощадки – в Вяземском и Дорогобужском районах, создано два школьных спортивных клуба – в Велижском и Холм-Жирковском районах. Кроме того, выполнен ремонт шести спортивных залов в школах Гагаринского, Монастырщинского, Починковского, Сафоновского, Угранского и Холм-Жирковского районов. Такие объекты, подчеркну, также находятся в фокусе внимания главы нашего региона – Алексей Владимирович, совершая рабочие поездки в муниципалитеты, всегда посещает их либо ещё во время строительства, либо уже после сдачи в эксплуатацию.

Безусловно, эта работа продолжается и в нынешнем году. Проект будет реализован в десяти сельских школах. Уже к 1 сентября будут обновлены четыре спортплощадки – в Дорогобужском, Духовщинском, Хиславичском и Шумячском районах. К этой же дате планируется отремонтировать четыре спортивных зала – в Демидовском, Рославльском, Руднянском и Ярцевском районах, а также открыть спортклубы в Монастырщинском и Кардымовском районах.

А если говорить о планах на перспективу, аналогичные мероприятия до 2022 года будут реализованы в 20 школах, расположенных в сельской местности и малых городах региона.

Цифровизация и образование

– Вита Михайловна, ещё один блок проекта «Успех каждого ребёнка» – запуск мобильного технопарка «Кванториум». Почему местом его дислокации определена Вязьма? Этот город достаточно далеко даже от Смоленска, не говоря уже, например, о Рославле. Кроме того, инновационный потенциал у областного центра в разы выше. Когда этот комплекс совершит первый выезд и будет ли он работать в небольших населённых пунктах – не районных центрах?

– Работа «Кванториума» ставит своей целью дать именно сельским школьникам возможность осваивать дополнительные образовательные программы технической и естественнонаучной направленности, сделать более современными уроки «технология», изменив их содержание. Отмечу, что в технопарке будут использоваться инновационные технологии и ультрасовременное оборудование. Это, кстати, и делает проект крайне актуальным для Смоленской области, поскольку более 60 процентов наших школьников живут именно в сельской местности.

Свою работу передвижной комплекс с технологической лабораторией начнёт уже с 1 сентября 2020 года, причём в самых удалённых от областного центра районах: Гагаринском, Угранском, Тёмкинском, Сычёвском, Новодугинском и Холм-Жирковском. Именно поэтому местом дислокации мобильного технопарка «Кванториум» выбрана Вязьма – районный центр с удобной транспортной доступностью. Разместится комплекс на базе Вяземского железнодорожного техникума, в котором есть все необходимые ресурсы – как кадровые, так и материально-технические, позволяющие обеспечить максимальную эффективность его работы.

Наряду со школьниками уже названных мною районов возможность получить дополнительное образование на базе «Кванториума» также получат ребята из Сафоновского и Духовщинского районов. На каждой территории передвижной комплекс будет работать на протяжении 12 дней два раза в учебном году. Таким образом, более тысячи школьников пройдут обучение по программам инженерной направленности в таких направлениях, как «Виртуальная и дополненная реальность», «Информационные технологии», «Аэротехнологии», «Промышленный дизайн», «Геоинформационные технологии», «Промышленная робототехника».

Остальные территории Смоленщины будут охвачены работой ещё двух «Кванториумов» – их приобретение планируется на 2021 год.

– Докладывая губернатору Алексею Владимировичу Островскому о реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда», вы проинформировали его о назначении руководителя центра цифрового образования детей «IT-куб» и подборе преподавателей в эту структуру. Для чего же нужен «IT-куб», кто сможет в нём заниматься и кто его возглавил?

– Задача центра «IT-Куб» – обеспечить возможности для дополнительного образования и интеллектуального развития детей и подростков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий. Заниматься в нём будут дети в возрасте от семи до шестнадцати лет по целому ряду направлений. В их числе, например, программирование на Java и языке Python, мобильная разработка, сетевое администрирование, основы алгоритмики и логики, разработка приложений виртуальной и дополненной реальности, кибергигиена и «большие данные». Все эти программы будут реализовываться при поддержке крупнейших отечественных и международных IT-компаний: «IT Школы Samsung», «Яндекс.Лицея», «Сетевой академии Cisco».

Руководителем центра назначена преподаватель специальных дисциплин Смоленской областной технологической академии Татьяна Кудрявцева. Татьяна Владимировна – педагог высшей квалификационной категории, кроме того, она – сертифицированный эксперт WorldSkills, является также главным региональным экспертом WorldSkills по компетенции «Веб-дизайн и разработка».

«IT-Куб» начнёт работу с 1 сентября 2020 года, приёмная кампания, кстати, уже идёт, и в будущем учебном году мы планируем бесплатно обучить 400 детей.

Работать на опережение

– Вита Михайловна, вы только что упомянули движение WorldSkills, которое многим нашим читателям известно по конкурсам профессионального мастерства «Молодые профессионалы». Так же называется и региональный проект, который по своей сути нацелен на совершенствование профессионального образования и повышение престижа рабочих специальностей. Как он будет развиваться?

– Региональный проект «Молодые профессионалы» действительно направлен на развитие системы профессионального образования и формирование позитивного имиджа рабочих специальностей. Он, в частности, подразумевает участие в чемпионатных движениях «Молодые профессионалы» и «Абилимпикс» – для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, проведение демонстрационных экзаменов, создание мастерских и Центра опережающей профессиональной подготовки.

На мой взгляд, чемпионаты «Молодые профессионалы» и «Абилимпикс», которые в нашей области проводятся под патронатом Алексея Владимировича Островского, – важнейшие события с точки зрения развития профессионального образования, совершенствования мастерства и повышения престижа высококвалифицированных кадров. Конкурсанты демонстрируют как уровень своей технической подготовки, так и индивидуальные качества и умение работать в коллективе. Успех или провал команды, кстати, говорят не только о профессиональных качествах участника соревнований, но и об уровне профессиональной подготовки в той образовательной организации, которую они представляют.

Ежегодно чемпионатные площадки, оснащённые высокотехнологичным современным оборудованием, посещают более 6 тысяч школьников региона. И мы уже видим результат этой работы: при поступлении на обучение в профессиональные образовательные организации нашей области появился конкурс, сравнимый с конкурсом в вузы.

Смоленская область, нужно сказать, занимает высокие места и в общероссийских рейтингах: так, по итогам VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) регион находится на 38-м месте среди 83 участвовавших в соревнованиях субъектов России. По результатам V Национального чемпионата «Абилимпикс» мы занимаем 34-е место среди 64 регионов-участников.

Если говорить о планах, предусмотренных региональным проектом, то к десяти мастерским по строительным компетенциям и направлению «машиностроение», созданным в 2019 году, в этом году добавятся ещё пять, но уже по IT-компетенциям. Они начнут работать с 1 сентября на базе Смоленской академии профессионального образования.

Эта деятельность во многом зависит от участия региона в конкурсах на предоставление грантовой поддержки из средств федерального бюджета, и сейчас готовится очередной пакет документов – уже на создание мастерских в 2021 году. Результат, конечно же, предсказать трудно, но мы надеемся, что Смоленская область снова войдёт в число победителей и продолжит формировать современную, высокотехнологичную материально-техническую базу в наших образовательных организациях.

Говоря о дальнейших перспективах развития сферы профобразования, отмечу, что в 2022 году в регионе планируется создание Центра опережающей профессиональной подготовки. Его задачей будет обеспечение всех категорий граждан возможностью освоить новые, перспективные компетенции, востребованные в части социально-экономического развития региона. Центр, например, позволит сформировать связи между реальным сектором экономики и образованием на основе анализа актуальной ситуации на рынке труда и сформирует перечень компетенций для опережающей подготовки. Кроме того, эта структура выстроит современную систему подготовки по перспективным и приоритетным для региона компетенциям, а также даст возможность по запросам работодателей адаптировать существующие образовательные программы либо создавать новые.

Фото: Алёна ШАШКИНА, admin-smolensk.ru

Алексей Матвеев

Алексей Островский: Ключевая задача на 2020 год – сохранить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет
Региональный модельный центр – проводник трансформации системы дополнительного образования детей Смоленской области