Региональный модельный центр – проводник трансформации системы дополнительного образования детей Смоленской области
В Смоленске открылся Региональный модельный центр (РМЦ) дополнительного образования детей. Это структурное подразделение областного института развития образования. А кроме того – важнейшая часть трансформации системы дополнительного образования детей как инновационной площадки для отработки образовательных моделей и технологий будущего. Об этом – в нашем разговоре с начальником РМЦ Натальей СЕЧКОВСКОЙ и доцентом кафедры РМЦ Натальей ЗЕВАКОВОЙ.
В парадигме развития
– В современных условиях образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции, – говорит Наталья Сечковская. – Развитие дополнительного образования детей в России направлено на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Дополнительное образование детей становится важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, поскольку создаёт условия для успешности каждого ребёнка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции социального лифта для значительной части детей, которые не получают необходимого объёма или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
– В этой связи становится актуальной трансформация системы дополнительного образования детей Смоленской области как инновационной площадки для отработки образовательных моделей и технологий будущего, – считает Наталья Зевакова. – Наряду с этим будут восполнены дефициты, имеющиеся в регионе. В частности, недостаточная укомплектованность региональной системы квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовую подготовку в области современных видов инженерно-технического творчества; несоответствие инфраструктуры образовательных организаций, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования детей, современным требованиям и уровню развития науки и техники; отсутствие комплексного подхода к осуществлению сетевого взаимодействия и обмена опытом по реализации дополнительных общеобразовательных программ организациями разного уровня, ведомственной принадлежности и территориальной удалённости; слабое использование ресурсов внебюджетного сектора, государственно-частного партнёрства для модернизации материально-технической базы учреждения, расширения объёма и спектра услуг дополнительного образования. Так что разработка и внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей на уровне региона.
План мероприятий
К числу основных мероприятий в рамках внедрения целевой модели следует отнести следующие:
- Создание и обеспечение деятельности Регионального модельного центра дополнительного образования детей как проектного офиса по общей координации реализации регионального проекта «Успех каждого ребёнка» и создание сети муниципальных опорных центров в каждом муниципальном образовании Смоленской области.
- Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Смоленской области.
- Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ.
- Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, научных организаций, учреждений спорта и культуры, общественных организаций, предприятий реального сектора экономики.
- Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учётом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями.
- Внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей.
Основные направления
Теперь остановимся на одном из аспектов внедрения целевой модели и рассмотрим основные направления деятельности РМЦ.
– Региональный модельный центр дополнительного образования детей является структурным подразделением Смоленского областного института развития образования, – говорит Наталья Зевакова. – Как ядро региональной системы дополнительного образования детей РМЦ выполняет функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей. Деятельность Регионального модельного центра направлена на обеспечение согласованного развития дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности: технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной. Именно РМЦ должен стать проводником всех изменений в системе дополнительного образования, реализуемых в рамках федерального проекта, на основе проектного подхода составить основу управленческой системы дополнительного образования в Смоленской области.
Вот основные направления деятельности Регионального модельного центра:
– содействие внедрению и распространению модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в рамках целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей;
– формирование в Смоленской области эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей всех участников регионального проекта: РМЦ дополнительного образования детей, 27 муниципальных опорных центров дополнительного образования (МОЦ) и организаций, участвующих в дополнительном образовании детей;
– осуществление организационно-методического, информационного, экспертно-аналитического и консультационного сопровождения деятельности МОЦ;
– выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учётом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одарённых детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
– обеспечение функционирования общедоступного регионального навигатора в системе дополнительного образования детей;
– осуществление организационно-методического, экспертно-аналитического, информационного сопровождения и мониторинга развития региональной системы дополнительного образования детей;
– формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ;
– вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики;
– выявление и распространение лучших практик реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ;
– разработка и внедрение пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования;
– управление качеством дополнительного образования посредством учёта результатов независимой оценки качества и показателей удовлетворённости всей участников образовательных отношений.
В результате
Реализация целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей позволит достичь следующих результатов:
– создать эффективную систему управления в сфере дополнительного образования детей с применением современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов;
– создать региональный модельный центр и сеть муниципальных опорных центров дополнительного образования детей во всех муниципальных образованиях Смоленской области;
– внедрить модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в регионе;
– повысить уровень профессиональных компетенций педагогов и специалистов сферы дополнительного образования детей;
– обеспечить функционирование общедоступного регионального навигатора в системе дополнительного образования детей;
– модернизировать инфраструктуру учреждений, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования детей;
– сформировать механизмы управления качеством дополнительного образования посредством учёта результатов независимой оценки качества и показателей удовлетворённости.
– Таким образом, внедрение современных форматов управления и трансформация региональной системы дополнительного образования детей позволят обеспечить наращивание мотивационного потенциала личности в интересах инновационного развития Смоленской области, – резюмирует Наталья Сечковская.
Алена Рябинина
Фото: Региональный модельный центр
На правах рекламы