Региональный модельный центр – проводник трансформации системы дополнительного образования детей Смоленской области
Образование

Региональный модельный центр – проводник трансформации системы дополнительного образования детей Смоленской области

18 июня 2020 года в 09:03
193

В Смоленске открылся Региональный модельный центр (РМЦ) дополнительного образования детей. Это структурное подразделение областного института развития образования. А кроме того – важнейшая часть трансформации системы дополнительного образования детей как инновационной площадки для отработки образовательных моделей и технологий будущего. Об этом – в нашем разговоре с начальником РМЦ Натальей СЕЧКОВСКОЙ и доцентом кафедры РМЦ Натальей ЗЕВАКОВОЙ.

В парадигме развития

В современных условиях образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции, говорит Наталья Сечковская. Развитие дополнительного образования детей в России направлено на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Дополнительное образование детей становится важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, поскольку создаёт условия для успешности каждого ребёнка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции социального лифта для значительной части детей, которые не получают необходимого объёма или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В этой связи становится актуальной трансформация системы дополнительного образования детей Смоленской области как инновационной площадки для отработки образовательных моделей и технологий будущего, считает Наталья Зевакова. Наряду с этим будут восполнены дефициты, имеющиеся в регионе. В частности, недостаточная укомплектованность региональной системы квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовую подготовку в области современных видов инженерно-технического творчества; несоответствие инфраструктуры образовательных организаций, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования детей, современным требованиям и уровню развития науки и техники; отсутствие комплексного подхода к осуществлению сетевого взаимодействия и обмена опытом по реализации дополнительных общеобразовательных программ организациями разного уровня, ведомственной принадлежности и территориальной удалённости; слабое использование ресурсов внебюджетного сектора, государственно-частного партнёрства для модернизации материально-технической базы учреждения, расширения объёма и спектра услуг дополнительного образования. Так что разработка и внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей на уровне региона.

План мероприятий

К числу основных мероприятий в рамках внедрения целевой модели следует отнести следующие:

  1. Создание и обеспечение деятельности Регионального модельного центра дополнительного образования детей как проектного офиса по общей координации реализации регионального проекта «Успех каждого ребёнка» и создание сети муниципальных опорных центров в каждом муниципальном образовании Смоленской области.
  2. Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Смоленской области.
  3. Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ.
  4. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, научных организаций, учреждений спорта и культуры, общественных организаций, предприятий реального сектора экономики.
  5. Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учётом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями.
  6. Внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей.

Основные направления

Теперь остановимся на одном из аспектов внедрения целевой модели и рассмотрим основные направления деятельности РМЦ.

Региональный модельный центр дополнительного образования детей является структурным подразделением Смоленского областного института развития образования, говорит Наталья Зевакова. Как ядро региональной системы дополнительного образования детей РМЦ выполняет функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей. Деятельность Регионального модельного центра направлена на обеспечение согласованного развития дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности: технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной. Именно РМЦ должен стать проводником всех изменений в системе дополнительного образования, реализуемых в рамках федерального проекта, на основе проектного подхода составить основу управленческой системы дополнительного образования в Смоленской области.

Вот основные направления деятельности Регионального модельного центра:

содействие внедрению и распространению модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в рамках целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей;

формирование в Смоленской области эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей всех участников регионального проекта: РМЦ дополнительного образования детей, 27 муниципальных опорных центров дополнительного образования (МОЦ) и организаций, участвующих в дополнительном образовании детей;

осуществление организационно-методического, информационного, экспертно-аналитического и консультационного сопровождения деятельности МОЦ;

выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учётом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одарённых детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);

обеспечение функционирования общедоступного регионального навигатора в системе дополнительного образования детей;

осуществление организационно-методического, экспертно-аналитического, информационного сопровождения и мониторинга развития региональной системы дополнительного образования детей;

формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ;

вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а также научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики;

выявление и распространение лучших практик реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ;

разработка и внедрение пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования;

управление качеством дополнительного образования посредством учёта результатов независимой оценки качества и показателей удовлетворённости всей участников образовательных отношений.

В результате

Реализация целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей позволит достичь следующих результатов:

создать эффективную систему управления в сфере дополнительного образования детей с применением современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов;

создать региональный модельный центр и сеть муниципальных опорных центров дополнительного образования детей во всех муниципальных образованиях Смоленской области;

внедрить модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в регионе;

повысить уровень профессиональных компетенций педагогов и специалистов сферы дополнительного образования детей;

обеспечить функционирование общедоступного регионального навигатора в системе дополнительного образования детей;

модернизировать инфраструктуру учреждений, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования детей;

сформировать механизмы управления качеством дополнительного образования посредством учёта результатов независимой оценки качества и показателей удовлетворённости.

Таким образом, внедрение современных форматов управления и трансформация региональной системы дополнительного образования детей позволят обеспечить наращивание мотивационного потенциала личности в интересах инновационного развития Смоленской области, резюмирует Наталья Сечковская.

Алена Рябинина

Фото: Региональный модельный центр



На правах рекламы

Миллиард на 2020 год: «Точки роста», «Кванториум» и современные учебные центры
«Единая Россия» предложила ввести дополнительные выплаты для учителей за работу на ЕГЭ

Новости партнеров