«Евразия.DOC»: объединяя людей и страны

Фото: © Елена БЕЛЫХ

Новости

«Евразия.DOC»: объединяя людей и страны

22 октября 2022 года в 11:30

Подведены итоги VII фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC», основные мероприятия которого традиционно проходили в Смоленске и Минске. Его девизом стали слова «Вместе мы созидаем будущее. Мы верим в то, что создаём»…

Горячие темы

Нынешний фестиваль, торжественное открытие которого состоялось 3 октября в Смоленске, а закрытие – 7 октября в Минске, на этом не закончился. Запланирована большая программа постфестивальных мероприятий. До конца года показы фильмов, встречи со зрителями и круглые столы пройдут в городах Беларуси, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и других стран.

– Мы к этому долго шли, готовились, – говорит программный директор фестиваля, руководитель проекта Валерий ШЕХОВЦОВ. – Ожидаем, что непосредственный контакт с нашей аудиторией в странах постсоветского пространства позволит привлечь большее внимание к проекту и вовлечь в его орбиту большее количество зрителей. К тому же такое расширение географии мероприятий придаёт фестивалю «Евразия.DOC» ещё более евразийский акцент и масштаб.

В этом году «Евразия.DOC» стал рекордным по количеству поданных заявок. В адрес оргкомитета поступило 215 фильмов из 12 стран постсоветского пространства и дальнего зарубежья, из которых в короткую программу были отобраны 32 картины. Именно их и смогли посмотреть на открытых показах жители Смоленска и Минска. А также пообщаться с создателями фильмов, поучаствовать в дискуссиях, круглых столах и мастер-классах с участием известных журналистов и общественных деятелей.

– Наверное, главный смысл, который белорусские участники фестиваля вкладывают в открытые показы, круглые столы и дискуссии, – это прямое общение с обществом, – считает председатель правления Белорусского союза журналистов Андрей КРИВОШЕЕВ. – Люди устали от фейков в интернете. Они приходят смотреть большое серьёзное и качественно снятое документальное кино. А потом обсуждают с его авторами и экспертами самые горячие темы современности и уроков прошлого.

Основных тематических блоков в программе нынешнего фестиваля было шесть: «Противодействие возрождению нацизма в XXI веке», «100-летие создания СССР», «Памятные даты Великой Отечественной войны», «Глобальная безопасность и новые информационные войны», «Человек в меняющемся мире» и «Большое евразийское партнёрство. Объединяя усилия».

– Я обратил внимание, что в нынешней программе как никогда много очень жёстких и откровенных фильмов о боли и страданиях, – продолжает Андрей Кривошеев. – Но примерно столько же, если не больше, картин о гуманизме, бережном отношении к исторической традиции и своим корням, о людях, которые внутренней работой меняют мир к лучшему. Наверное, это можно назвать ещё одной изюминкой нашего фестиваля – такое человеческое, искреннее, трогательное, эмоциональное прочтение нашего прошлого, современного и попытки заглянуть в будущее.

Не забудем, не простим…

Гран-при фестиваля «Евразия.DOC-2022» получил фильм «Remember Odessa. Не забудем, не простим» режиссёра Вильгельма ДОМКЕ-ШУЛЬЦА из Германии. Это документальный рассказ о трагедии 2 мая 2014 года, когда десятки людей в Одессе умерли мучительной смертью от рук радикальных националистов, которые подожгли Дом профсоюзов. О тех, кто с тех пор каждый год собирается на площади Куликово поле, чтобы вспомнить жертв украинских головорезов.

– Фильм сделан предельно объективно, – говорит председатель жюри фестиваля «Евразия.DOC» Виталий ТРЕТЬЯКОВ. – Он документальный в классическом смысле этого слова. И актуальный, поскольку отзывается на события, которые происходят и сейчас. Так что гран-при – это единодушное решение жюри.

Сам автор честно признался, что не ожидал столь высокой оценки своей картины.

– Я просто делаю свою работу, не задумываясь о том, как она будет оценена, – заметил Вильгельм Домке-Шульц на церемонии закрытия фестиваля. – Мне гораздо важнее возможность говорить людям правду. Поэтому я хотел бы отдать этот приз тем людям, которые погибли за антифашистскую Украину, и тем коллегам, что работают на передовой.

– Вильгельм, почему вы взялись за эту тему?

– Я очень хорошо знаю Одессу более тридцати лет. Бывал не раз, и у меня там очень много близких знакомых. И услышав от них о том, что произошло 2 мая 2014 года у Дома профсоюзов, я был поражён, насколько однобоко преподносили это событие европейские СМИ. Это была откровенная ложь о том, что во всём виноваты русские. И я просто не мог промолчать.

– Насколько сложно было собирать материал?

– Меня поддержали мои друзья из Одессы. Они помогали мне в съёмках свежих кадров и с поиском документальных материалов 2014 года. Не все одобрили то, что я решил показать, но, на мой взгляд, фильм получился.

– Как западный зритель отнёсся к вашей картине?

– Те, кто смотрел фильм, были в шоке. Потому что увидели совсем другую историю, совершенно отличную от той, что им рассказывали в официальных СМИ. Получилось, что таким образом я просто открыл им глаза.

– А чем вызвано ваше решение участвовать в фестивале?

– На мой взгляд, этот фильм не менее важен для жителей России и Беларуси. Я заметил, что здесь некоторые люди, особенно молодые, тоже не особенно задумываются о том, что в последние годы происходит на Украине, не вспоминают о трагедии в Одессе. Но такое действительно нельзя ни забыть, ни простить.

Несломленные из Узбекистана

Кроме гран-при, который присуждается всего второй раз и при условии полного единодушия всех членов жюри, на фестивале «Евразия.DOC» ежегодно объявляют четырёх победителей. В 2022 году ими стали фильмы «Невский пятачок. Последний свидетель (Михаил Зорин. «Жизнь продолжается!»)» Петра Корягина (Россия), «Матонат» Шухрата Мамудова (Узбекистан), «#ЗАЖИВОе» Полины Лущик (Беларусь) и «Миры Майи» Марины Чувайловой (Россия). Последний – фильм-портрет об уральском поэте, писателе, историке культуры и педагоге Майе Никулиной, остальные – о событиях Великой Отечественной.

Фильм «Матонат» показывали в Смоленске, наверное, не случайно, поскольку речь в нём идёт о людях, попавших в плен, защищая наш город. И часть съёмок тоже была у нас два года назад.

– «Матонат» в переводе с узбекского дословно означает «стойкость», – рассказывает директор картины Гульнара АБДУРАХИМОВА. – Но переводим название фильма как «Несломленные», поскольку он о людях, которые даже в плену не позволили довести себя до животного состояния. Избитые, голодные, измученные непосильным трудом, они должны были перед кинокамерами фашистских хроникёров продемонстрировать своё ничтожество. Однако их мучители невольно стали свидетелями необычайного мужества, стойкости и силы духа жертв.

Это были молодые, необстрелянные ребята, которые прибыли из Узбекистана в Смоленск с первыми эшелонами мобилизованных. Они попали в плен и потом погибли в нацистском концлагере Амерсфорд. Долгое время они считались без вести пропавшими – правда открылась буквально лет десять назад.

– Работа над фильмом была долгой?

– Да. Мы начали съёмки два года назад, их остановила пандемия. Успели съездить в архив в Москву и в Смоленск, где работали в замечательном музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны». Вернулись в Ташкент буквально последним самолётом, как все границы закрыли из-за ковида. Год не могли никуда выехать, в том числе и в Голландию, где находился концлагерь Амерсфорд. Спасибо нашим партнёрам с той стороны, которые сами отсняли и прислали нам кадры оттуда.

Но в итоге всё получилось. И фильм вышел очень проникновенным, трогающим за душу.

– События Великой Отечественной – наша общая история…

– Да, это тема, актуальная не только для нашей страны, но и для всего постсоветского пространства. В Великую Отечественную наши народы сражались все вместе, плечом к плечу, вместе погибали и побеждали.

И сейчас, когда нас пытаются разъединить, очень важно противостоять этому, находить точки соприкосновения. На мой взгляд, культура, искусство, кино – как раз то, что нас объединяет, поскольку на всём пространстве Евразии и за её пределами позволяют говорить друг с другом на языке общечеловеческих ценностей.

– Фестивальные показы помогают расширить аудиторию зрителей фильма?

– Безусловно. И нам, создателям фильма, очень важно, чтобы его увидели как можно больше зрителей. Тем более что этот замечательный фестиваль не ограничивается одной площадкой.

Документальное кино – это важно. Это возможность говорить правду. Его надо больше показывать и освещать. К тому же на фестивале происходит знакомство зрителей и создателей фильмов, что всегда очень интересно и полезно.

Обыкновенный фашизм

Круглый стол на тему «Возрождение нацизма и попытки искажения истории» символично проходил в Минске в Музее истории Великой Отечественной войны. Там, где накануне белорусская часть фестиваля «Евразия.DOC» началась с возложения цветов к обелиску «Минск – город-герой».

– На мой взгляд, это очень правильно – начинать мероприятия фестиваля документалистов с возложения цветов к мемориалам, посвящённым Великой Отечественной войне, – заметил писатель и политолог из Германии Владимир СЕРГИЕНКО. – Сегодня антифашизм в Европе теряет город за городом, страну за страной. Осталось не так много мест, где память о событиях той войны ещё жива. Потому что волна окрашенного в либеральный цвет нацизма буквально захлёстывает. И в Европе скоро может вообще не остаться и мемориалов. Так что антифашизм – это теперь та идеологическая ось, которую необходимо укреплять. Иначе мы просто потеряем себя.

Кажется невероятным, что сегодня о нацизме и фашизме мы говорим не только в контексте истории, вспоминая Великую Отечественную. Однако некоторые события на Украине и в Донбассе позволяют проводить очень явные параллели из века двадцатого в двадцать первый. Тем более когда говорят об этом те, кто видел всё своими глазами.

Независимый военный журналист и эксперт по баллистике из Франции Адриан БОКЕ провёл на Украине три недели и был поражён тем, что там происходит:

– Я стал свидетелем настоящих военных преступлений. Могу привести примеры расизма и нового нацизма, который рождается буквально на наших глазах. Я видел устав бойцов отряда «Азов», который полностью совпадал с идеологией Третьего рейха, где разрешалось применение пыток против мирного населения. На мой взгляд, сейчас из этих бойцов Европа создаёт настоящую террористическую группировку, финансируя их деятельность и давая им в руки оружие.

Известный политический деятель и дипломат Родион МИРОШНИК до недавнего времени был чрезвычайным и полномочным послом ЛНР в России. И его слова, сказанные негромко, без пафоса, звучат как обличение:

– В 2014 году Луганск оказался в блокаде. Нас лишали энергоснабжения, воды, газа и связи. Взрывают, к примеру, водонапорную башню, а потом сажают снайпера, и он не подпускает туда тех, кто придёт её ремонтировать. Когда наши ребята освобождали посёлки и города, им приходилось разминировать подвалы жилых домов, где находились люди. Помню, из одного спасли мать, бабушку и семерых детей – они сидели за заваленной дверью, под которой была установлена мина.

У меня на родине есть Аллея Ангелов – там похоронены дети в возрасте от нескольких дней. Их около двухсот, и мы знаем фамилию каждого из них. Я могу рассказать, как девятилетний мальчик погиб, закрыв собой семилетнюю сестру. Об этом даже говорить тяжело, но это то, что происходит сейчас на моей земле.

Мы в течение семи лет приезжали в Минск на переговоры, было больше 150 заседаний. Но проблема в том, что Украина не хотела ни о чём договариваться. Ей просто требовалось время для вооружения армии, наполнения её боекомплектами, которые сейчас летят в нашу сторону. И тысячи людей оказываются в могилах. Не сто лет назад, а сейчас. И это та реальность, в которую сегодня втянуты миллионы людей.

«Воспитанные фашизмом»

Сравнить происходящее сегодня с событиями Великой Отечественной попыталась и режиссёр фильма «Воспитанные фашизмом» Екатерина КИТАЙЦЕВА из Москвы. В рамках фестиваля показ картины проходил в Минске, но смоляне тоже могут посмотреть её, набрав название в поисковике.

– Этот фильм был снят в марте – фактически через две-три недели после начала СВО. И основная его идея была в том, чтобы просто объяснить людям, что такое денацификация, почему она необходима, как проходила в истории и как теоретически может выглядеть в современном мире.

– Это какая-то личная история?

– Нет, это аналитика событий, которые восемь лет происходили в Донбассе. Понимаю, что корни этой истории уходят гораздо глубже, но мне показалось особенно актуальным осветить именно эти годы. Проведя параллель с тем, что происходило в сороковых годах прошлого века.

В фильме нет оценочного текста, мнения автора – просто события в двух окошках: например, 1941 и 2014 год. И у людей после его просмотра не возникает вопросов – им всё понятно. Это как раз то, чего мы хотели.

– Чтобы провести такие параллели, надо хорошо знать историю…

– Я делаю документальные фильмы больше десяти лет, и большинство из них посвящены именно Великой Отечественной, разным её аспектам – и подвигам, и трагедиям. Поэтому сравнить события, которые происходили в Донбассе последние восемь лет, с историческими мне было не сложно.

Оставалось только не переборщить с хронометражем и сделать фильм смотрибельным, поскольку очень хотелось донести его до массового зрителя. И, в принципе, всё получилось. Фильм вышел очень ёмким, понятным и доступным.

И свой зритель у него есть. Фильм показали несколько каналов, его можно найти в интернете. Уже за первую неделю он набрал миллион просмотров только с одной ссылки и ещё много с других.

– Могут ли такие фильмы изменить ситуацию?

– А он уже её немного поменял. Но не на Украине, а скорее в мире. Потому что кроме русского его можно было посмотреть ещё на пяти языках. И главная реакция западного зрителя – удивление. Во многих странах люди просто не знают, что происходит в Донбассе, не представляют масштаб трагедии…

О людях, которые рядом

Одна из традиционных для фестиваля «Евразия.DOC» тема – «Человек в меняющемся мире». И диапазон ракурсов, с которых подходят к её раскрытию кинематографисты, огромен.

Режиссёр из Армении Арарат ГРИГОРЯН представил фильм «На дне», рассказывающий о бездомных, живущих в центре Еревана.

– Идея фильма родилась у меня под впечатлением от пьесы Максима Горького, – признаётся Арарат Григорян. – Я давно хотел снять фильм о людях, которые оказались на дне жизни. Рассказать их истории, попытаться понять, почему это с ними произошло и что происходит сейчас на этом самом «дне». Тем более что это проблема глобальная, актуальная для многих стран. Люди в моём фильме философствуют, и в их рассуждениях есть всё, что нужно зрителям.

Фильм Фатимы ЗОЛОЕВОЙ из Северной Осетии «Вячеслав Гулуев. К юбилею мастера» – о кинооператоре, работы которого давно стали классикой советской документалистики.

– Вячеславу Маратовичу Гулуеву в этом году исполнилось восемьдесят лет, – говорит Фатима Золоева. – Он успел увидеть фильм, который мы делали к его юбилею, но, к сожалению, буквально через две недели после этого мастера не стало. Гулуев – знаковая для Осетии фигура, очень уважаемый человек. Его кинокамера запечатлела образы многих выдающихся людей не только Осетии, но и всего Северного Кавказа. И вот он сам стал героем фильма.

В центре внимания режиссёра Ибадыллы АДЖИБАЕВА из Кыргызстана, напротив, люди самые обычные, не отмеченные должностями и званиями. Как героиня его фильма «Доктор Апа» Атыркан Калымбетова – заведующая фельдшерско-акушерским пунктом.

– У нас принято показывать в фильмах людей знаменитых, – поясняет Ибадылла Аджибаев. – Но ведь и среди обычных людей есть те, на ком, по сути, всё держится. Только мы почему-то их не замечаем. Доктор Апа – фельдшер, которая обслуживает несколько отдалённых горных сёл, где практически отсутствуют все блага цивилизации. Ей почти семьдесят лет, она могла бы сидеть дома, на пенсии. Но каждый день она садится на лошадь и едет по бездорожью туда, где, кроме неё, людям никто не поможет. На мой взгляд, она настоящая героиня…

Коротко и ярко

Начиная со второго фестиваля в его рамках ежегодно проводится молодёжный конкурс «Евразия.DOC: 4 минуты». Короткометражки, снятые начинающими авторами на стыке журналистики, социального активизма и кинематографа, оценивает отдельное жюри. В этом году – под председательством блогера и публициста Евгения СУПЕРА.

– Молодёжный конкурс – особая фишка фестиваля, которой мы очень дорожим. В его рамках оцениваются короткие, ёмкие четырёхминутные документальные работы, созданные на стыке жанров. Работы очень разные, практически всегда заставляющие жюри серьёзно поломать голову. Но это как раз та почва, на которой появляются новые всходы: новые имена, новые взгляды на документалистику и новые шедевры.

– Я знаю, что в прошлом году жюри не могло определиться с победителями до последнего. В этом году было легче?

– Да. Прежде всего потому, что работ было больше и качество их гораздо выше прошлогодних. Нам было из чего выбирать, и это радует. Особенно если учесть, что год в целом для всех нас выдался сложным, а ребята снимают свои фильмы специально для нашего конкурса.

– Какие темы преобладали?

– У нас через все фестивали главной темой проходит память о Великой Отечественной войне. Особенно хорошо её белорусы отрабатывают – молодцы.

В этом году добавились и актуальные темы, много работ по проведению специальной военной операции. Но не столько про саму СВО, сколько про людей, которые либо пострадали, либо чем-то помогают в зоне конфликта, либо являются героями-военнослужащими, уже доказавшими свою верность Родине.

– Были работы, ставшие для вас открытиями?

– Каждый фестиваль – это всегда открытие. Вообще жанр четырёхминутного фильма очень своеобразный, сложный. И состоявшимся профессионалам он, наверное, не так легко бы дался, если бы они приняли участие. А ведь нам присылают свои работы начинающие, делающие только первые шаги в профессии. Так что как бы пафосно это ни прозвучало, но каждая работа – своего рода открытие. По крайней мере, те, что вошли в наш шорт-лист, очень достойные – мы с удовольствием их посмотрели.

Отрадно, что так или иначе, но практически во всех работах прослеживается некая общая мысль: вера в свои силы, в наших людей, в нашу Родину. В то, что наш путь хоть и сложный, но единственно возможный и правильный. Вера в справедливость. И это читается даже в тех работах, которые не имеют прямого отношения к ситуации в Донбассе.

– Есть ли будущее у такого формата?

– Думаю, есть.

Когда его только вводили, это казалось чем-то совершенно невероятным с точки зрения кинематографа, ведь рассказать за четыре минуты какую-то историю очень сложно. Сейчас, спустя время, это не вызывает такой паники ни у авторов, ни у жюри. Мы поняли, что четыре минуты по современным скоростям потребления информации – не так уж и мало.

Формат прижился и будет развиваться дальше…

За дружбу!

И в заключение – несколько слов об атмосфере фестиваля, поскольку без этого нюанса картинка будет неполной.

– Участники и гости фестиваля не раз отмечали, что он проходит в атмосфере открытости, дружелюбия и творческого общения, – говорит Валерий Шеховцов. – Люди разъезжаются друзьями, ждут новой встречи в следующем году. Есть даже примеры, когда знакомство на фестивале стало толчком для создания новых совместных проектов участников.

В качестве иллюстрации этих слов – небольшой сюжет. За пару часов до отъезда из Минска мы после экскурсии сидим в небольшом кафе храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Пьём чай с угощениями от настоятеля и разговариваем. Среди нас люди из разных стран, разных национальностей и конфессий. И в какой-то момент мы почти одновременно начинаем делиться собственными ощущениями того, насколько нам комфортно и легко общаться друг с другом: не спорить, не дискутировать, а улыбаться и говорить о том, что близко и понятно каждому. Вот что такое фестиваль «Евразия.DOC», объединяющий Евразию для созидания общего будущего…

Ольга Суркова

США не прекращают наживаться на украинском конфликте
Международный день каши отметили в Смоленске