Музыка, рождённая из красок
В историческом отделе Смоленского музея-заповедника открылась выставка произведений народного художника России Константина Петрова. В экспозиции представлено более тридцати работ, написанных в разных техниках и жанрах, но с неизменной любовью к натуре…
Константин Петров родом из Смоленска. Его отец Виталий Петров-Камчатский приехал сюда в 1961 году, чтобы преподавать на худграфе.
– Виталий Петров практически создал здесь графическую школу, – считает заслуженный художник России Нина АГЕЕВА. – А мама Константина, Галина Подбересская, была искусствоведом, работала в музее и читала на худграфе лекции по истории искусства. Здесь они познакомились, потом поженились.
Впрочем, вскоре после рождения сына семья вернулась в столицу, и творческий путь Константина – это история московского художника, который на базе хорошей академической школы смог выстроить свой собственный изобразительный стиль, новаторский и актуальный. Окончив вслед за отцом художественный институт имени В.И. Сурикова, прошёл стажировку в Академии художеств города Карлсруэ в Германии, несколько лет жил и работал в Испании.
– То, что Константин Петров родился в Смоленске, – факт, безусловно, для нас приятный, – говорит заместитель директора Смоленского музея-заповедника Тамара ОРЛОВА. – Но это скорее лишь дополнительная информация о художнике, чьей выставкой мы продолжаем знакомство смолян с московскими мастерами, членами Российской Академии художеств. На мой взгляд, здесь представлены прекрасные работы. Живопись, интересная по композиции и цвету, и совершенно удивительная акварель, которая отличается от всего, что мы видели прежде. По крайней мере, я ещё не сталкивалась с такой изысканностью, цветовым мерцанием и лаконично высказанной мыслью.
Для Константина Петрова это первая персональная выставка в родном Смоленске. Однако его работы смоляне могли видеть и прежде – на нескольких международных проектах, экспозиции которых размещались в том числе и в нашем городе.
– Константин – довольно скрытный человек, хотя и общительный, – замечает Карина, супруга художника, приехавшая разделить с мужем волнение и радость открытия выставки. – Он раскрывается полностью только в творчестве, выплёскивая свои чувства, мысли и эмоции на бумагу и холст.
Его работы – это закрытый, сокровенный мир человека, который не боится быть откровенным со зрителем. Глубокий мир, притягивающий взгляд гармонией цвета и света.
Кстати, свет в работах Константина Петрова – явление особое. Он как будто исходит изнутри картин, постепенно выходя за их рамки и заполняя собой всё выставочное пространство. И зрители невольно попадают под гипнотическое влияние этого света. А самым внимательным удаётся ещё и услышать музыку.
– Мне в очередной раз хочется преклониться перед волшебной силой искусства, которое помогает нам каждый раз открывать этот мир заново, смотря на него глазами художников, – говорит ведущий научный сотрудник Смоленского музея-заповедника Татьяна ПАВЛОВА. – Мир Константина Петрова такой мягкий и притягательный, что ты с удовольствием отправляешься вместе с художником бродить по средневековым улочкам испанского Камильяса, а потом под сенью зелёных пальм ощущаешь жар турецкого солнца или вдруг оказываешься в тихом уголке Москвы. Но самое главное – каждая картина звучит особой музыкой места, и если ты попадаешь в плен этой мелодии, она раскрывается в тебе многоголосием симфонии…
Несколько вопросов на вернисаже
– Константин, вы только родились в Смоленске, а дальше ваша жизнь, в том числе и творческая, связана уже с Москвой…
– Но связь со Смоленщиной никогда не прерывалась. В детстве все каникулы проводил у бабушки в Ярцеве, взрослым тоже не раз приезжал сюда. Порисовать здесь, правда, пока не пришлось, но надеюсь когда-нибудь восполнить этот пробел. Потому что Смоленск – мой родной город, а родина одна, и её не забывают.
– Вы любили в детстве бывать в мастерской отца?
– Конечно. Я эту мастерскую воспринимал как часть своей жизни. Вначале просто с папой приходил, потом сам потихоньку начал рисовать. И постепенно она стала моим вторым домом, потому что художник – не профессия, а образ жизни.
– А что вам там особенно нравилось?
– Оторванность от мира. Дверь закрываешь, и ты уже в другом пространстве, за пределами московской суеты. Там даже просто посидеть приятно – окунуться в эту атмосферу.
– Особый взгляд художника – это врождённое качество или его можно в себе развить?
– Его необходимо развивать. Потому что живопись – особое восприятие мира, над которым надо много работать, экскурсии в музей этому не научат.
И ещё очень важна школа. Академическое образование, мастерство, умение, поскольку труд художника – это прежде всего ремесло.
– А где, на ваш взгляд, та грань, за которой ремесленник становится творцом?
– Сложный вопрос. Конечно, я и сам задумывался над этим, но ответа у меня нет.
Отец мне часто повторял: то, что ты окончишь Суриковский институт, ничего не значит – может быть, ты станешь художником, а может, и нет. При этом он всегда подчёркивал это «может быть». Наверное, он как раз и имел в виду ту грань, о которой вы говорите.
– У вас самого во время работы бывает состояние некой эйфории – что-то вроде классического «Ай да Пушкин!..»?
– Бывает, но редко.
– И что, как правило, служит катализатором?
– Какие-то эмоциональные переживания. Впечатления от природы, общий настрой, сосредоточенность на работе – составляющих факторов много.
Но начинаешь в любом случае с натуры. В ней – основная пища для художника. Сначала наблюдение, изучение натуры, а потом уже всё остальное: разум, эмоции, чувства.
– У вас много интересных пейзажей. Природа – вдохновляющая натура?
– Безусловно. Причём любая – самая обычная, даже прозаичная. Вдохновить или направить твои мысли в необычное русло может порой и бесконечная серость дождливого дня – по утверждению братьев Ткачёвых, это самый лучший колорит для живописца.
Или ещё один факт, практически хрестоматийный: импульсом к картине Сурикова «Боярыня Морозова» послужила увиденная им на снегу подбитая ворона. В общем, слова Анны Ахматовой о стихах, рождающихся из сора, применимы и к творчеству художников…
Фото: smolensk-museum.ru
Ольга Суркова