Укротители огня
Культура

Укротители огня

15 марта 2020 года в 11:30

Выставка «Литейный» в Доме художника в Смоленске – это творческий отчёт группы живописцев и графиков, побывавших в прошлом году на необычном пленэре. Площадкой для работы на три месяца стал для них литейно-прокатный завод в Ярцеве (сегодня это электрометаллургический завод ООО «Парус»). А главной натурой – металл, раскалённый до состояния лавы. Огонь, укрощённый человеком…

– Индустриальная тема для Смоленска не новая, – говорит автор и организатор проекта Елизавета ЧАСНЫК. – Но побывать на литейном производстве, увидеть своими глазами, как раскалённый металл отправляется в печь, – для меня это исполнение детской мечты. Почти стихийный огонь, поднимающийся до перекрытий, до самого потолка, – это завораживающе красиво. Хотя и немножко страшно: похоже на какую-то внештатную ситуацию.

В проекте приняли участие 12 человек. Все дружно прошли инструктаж по технике безопасности, получили каски, положенные при нахождении на опасном производстве, и отправились знакомиться с заводом, выбирать места для пленэра.

– На заводе каждый коридор безопасных маршрутов очерчен жёлтыми линиями, – продолжает Елизавета Часнык. – Это можно увидеть и в работах, одна из которых даже так и называется «За жёлтой линией». Рисовали, как правило, с одной точки, потому что на производстве вообще мало мест, где можно находиться в безопасности. Большинство маршрутов проходные – там просто нельзя останавливаться, только идти из точки А в точку Б. А нам ведь ещё было важно попасть как можно ближе к производственному процессу, найти интересный ракурс.

Впрочем, несмотря на пространственные ограничения, каждый художник смог увидеть в общем процессе какие-то нюансы, сделав на них акцент в своих работах. Кстати, первыми зрителями этих творческих впечатлений стали работники предприятия – в декабре 2019 года на заводе открылась выставка. Чуть позже, в феврале, экспозицию перенесли в Историко-краеведческий музей Ярцева, а теперь – Смоленск.

На выставке «Литейный» представлено более полусотни живописных и графических работ участников пленэра. На них – литьё и прокат металла, люди, техника, печи, трубы… И огонь – почти стихийный, завораживающий своей опасной красотой.

– Завод – живой организм, своя маленькая вселенная, – замечает Елизавета Часнык. – В нём каждая деталь служит для того, чтобы создать определённую продукцию, и разбираться в этом устройстве, выяснять какие-то нюансы производственного процесса, к тому же видя всё своими глазами, – это было очень интересно.

Ещё один важный момент: в экспозиции представлены 10 работ, которые принимают участие во всероссийском проекте – фестивале позитивного идейного искусства «Время, вперёд».

Для справки

Литейно-прокатный завод в Ярцеве (сегодня – электрометаллургический завод «Парус») – наследник производственных мощностей завода «Двигатель» АМО ЗИЛ, который в конце 90-х был закрыт из-за банкротства.

В современном виде предприятие рассчитано на удовлетворение потребностей московского строительного комплекса в стальной арматуре. Занимается выплавкой стали в дуговой сталеплавильной печи и производством арматуры при помощи прокатного стана, выплавкой чугуна и производством изделий из него.

Говорят участники проекта

Алёна Дроздова: холодно-горячо

– Я давно пишу городские и сельские пейзажи, и индустриальный пленэр стал для меня новым интересным опытом. Мне было любопытно работать в совершенно необычных для себя условиях, когда мало света и много шума, а также всяких сложностей и ограничений.

Меня поразило, в каких суровых условиях люди трудятся каждый день. Когда мы в первый раз приехали на завод, я не представляла, что вообще смогу там что-то сделать. Потому что шум, копоть, жар. В какой-то момент мне даже страшно стало – я не понимала, что вообще происходит. Какие-то краны, бочки, искры летят – всё в движении.

Но художник во мне победил, и я стала замечать в происходящем красоту. Здесь это игра тёплого и холодного. Горячий жар от печи и холодный свет из окон. И как всё это в темноте взаимодействует. В общем, мне хотелось написать именно это – как впечатление от происходящего.

Безусловно, мне были интересны и люди, занятые на производстве. И Саша Долосов – большой молодец, что сделал несколько портретов. Хотя это было очень сложно, поскольку никто из рабочих не мог специально позировать. Я бы, наверное, тоже хотела когда-нибудь пописать портреты людей в таких непростых условиях…

Денис Петруленков: «ад» изнутри

– Всегда интересно порисовать то, что никогда до этого не рисовал. Тем более что меня впечатлила уже первая экскурсия по заводу, которая вопреки ожиданиям оказалась очень необычной. Такой «адище», где ещё и люди работают, – довольно яркое зрелище, которое и захотелось передать в своих работах.

Поразили сами печи – нас провели практически изнутри. Там, естественно, рисовать нельзя было, но увидеть – уже немало.

Конечно, был большой минус в том, что мы могли находиться только в определённых местах, а таких было мало. Так что большим пейзажным разнообразием работы не отличаются. Хотя сейчас, по прошествии времени, есть уже некое переосмысление всего, что было. И уже рождаются не просто этюды, а картины, новые композиции на эту тему. Думаю, что можно ожидать неких творческих продолжений.

В советское время индустриальные темы были частью пропаганды. А сейчас это просто новый взгляд на старую и уже немного забытую тему – может быть, её возрождение в новых реалиях. В любом случае, у художников это интерес вызвало. Теперь посмотрим, насколько наши работы заинтересуют публику…

Сергей Богомолов: узоры на окне

– Тема индустриального пейзажа выпала из актуальной выставочной деятельности лет на двадцать. А сейчас для неё настал некий ренессанс. И взглянуть на всё по-новому – очень интересно. Этот индустриальный ритм в линиях и цвете, даже в пятнах света – меня это всё вдохновило. И даже просто увидеть гигантские машины и механизмы в работе – зрелище завораживающее.

Но самое яркое впечатление для меня – красивые грязные окна. Они были в такой вековой пыли от пепла. Стёкла вымывались снегами и дождями, а пепел оседал на них, повторяя рисунок воды. Это было очень красиво – я такого больше нигде не видел и даже серию фотографий сделал.

И само по себе литейное производство, наверное, никого не оставило равнодушным. Кругом огонь, и непонятно, кто им управляет…

Фото: Елена БЕЛЫХ

Ольга Суркова

27 марта состоится концерт камерного хора «Смоленск»
Музыка, рождённая из красок