Платье для королевы
Выставка «История моды в куклах» – это возможность увидеть, как менялись предпочтения в одежде с течением времени. Древний Египет, средневековая Англия, пушкинская Россия, наполеоновская Франция... У каждой эпохи – свои особенности, в том числе и в выборе костюма…
Законченный образ
Автор выставки – уже известная смоленскому зрителю Наталия АЛЁШИНА, дизайнер и коллекционер из Орла. Её «Куклы из сказок и легенд», «Новогодний карнавал» и «Свадебный альбом» демонстрировались в КВЦ в прошлые сезоны. И вот новая экспозиция, в основе которой – внимание к историческому костюму.
– Я обожаю историю искусств, историю костюма, – признаётся Наталия. – И здесь, на выставке, также есть некоторые из моих книг, по которым я всё это изучала. В них представлены наиболее яркие образы из разных эпох – то, чем вдохновляются сами кукольники, создавая свои исторические костюмы.
В экспозиции представлены 55 коллекционных кукол из фарфора и винила. И каждая из них – это не просто манекен для определённого наряда. Речь идёт о создании законченного образа, в котором учтены все нюансы причёски, обуви, украшений, головных уборов и других аксессуаров.
– Возможно, малый кукольный формат не предполагает совсем уж точного соблюдения всех тонкостей. В миниатюре сложно передать некоторые складки или кринолины. Например, тот же каркас жёсткой конструкции для подъюбников, для которого в оригинале использовался китовый ус. Но все силуэты, образы, тонкости кроя и даже подбор фурнитуры выполнены с особой тщательностью.
Имя собственное
Во все времена у моды были свои законодатели. И неудивительно, что позднее какие-то образы стали ассоциироваться с конкретной исторической личностью. Поэтому в экспозиции много «именных» кукол. Гвиневра, Анна Болейн, Мария Стюарт, королева Елизавета, Твигги, Джеймс Дин… Кстати, и само «модное» направление в коллекции началось когда-то именно с фарфоровой копии Марии-Антуанетты.
– К сожалению, фирма «Франклин Минт» больше не занимается изготовлением портретных кукол, а когда-то у них это очень хорошо получалось. И подтверждение тому – Мария-Антуанетта, представленная в экспозиции. Здесь очень детальный костюм и сложная причёска. Кстати, дамы того времени даже спали сидя, чтобы не испортить причёску, которая была настоящим произведением искусства. Иногда на головах могли воспроизводиться целые флотилии с миниатюрными копиями настоящих кораблей.
Большинство нарядов на куклах созданы по задумке производителей. Кроме двух, воспроизведением которых занималась сама Наталия Алёшина. Это Мария Стюарт и кукла эпохи Тюдор.
– Мне было интересно работать над этими образами. Кроме того, у куклы Тюдор необычный головной убор – гейбл. Материал по его созданию я искала на английских реконструкторских сайтах. С тканью тоже всё было непросто. И работа потребовала значительного времени. Но результат того стоил.
Игрушки для модниц
Интересно, использовать кукол для демонстрации мод – затея не новая. На протяжении многих столетий им вполне удавалось исполнять роль современных журналов. Ещё в Древнем Риме из столицы в провинции отправлялись глиняные фигурки, одетые в модные новинки. Были подобные куклы и в Европе XIV века. Например, сохранились сведения о том, что придворный портной французского короля Карла VI Роберт де Варенс оставил расписку о получении 450 франков за пошив модного гардероба для куклы. Сама кукла была позже подарена английской королеве.
Впрочем, это лишь единичные случаи. А вот в XVII веке реклама моды была уже поставлена на поток. Для этого использовались куклы-пандоры, которые появились во Франции в 40-х годах. Платье на них шилось с таким расчётом, чтобы портные смогли повторить выкройку и декор. Кроме того, к каждой такой кукле мог прилагаться целый гардероб: сундучки с одеждой, духи и аксессуары.
Куклы-пандоры путешествовали по всей Европе и даже добирались до Америки. И всё лишь для того, чтобы демонстрировать состоятельным дамам парижскую моду. Существует даже такая легенда, что, когда на пути таких кукол встречались военные сражения, генералы приостанавливали бои и пропускали экипажи со столь ценным грузом.
Куклы-пандоры просуществовали до 60-х годов XIX века. Потом их заменили модные журналы, которые стали популярны в Париже ещё во времена правления Людовика XVI. А кукол, представленных в экспозиции выставки, вполне можно считать потомками тех самых пандор.
Дежавю Пенелопы Брюстер
Среди интересных экспонатов есть несколько кукол из знаменитой серии «Дежавю» Роберта Тоннера. По истории, придуманной кукольниками, это девушка по имени Пенелопа Брюстер, которая живёт в современном Лос-Анджелесе и работает помощником продюсера в киноиндустрии. Она никогда не думала, что душа её уже воплощалась в других телах, однако, случайно ударившись головой, вдруг начала вспоминать свои прошлые жизни.
Для серии «Дежавю» Тоннер создал абсолютно новое тело из винила высочайшего качества и твёрдого пластика. И это тело помогло Пенелопе стать прекрасной моделью для нарядов всех стилей и эпох, которые задумал воспроизвести кукольник…
Кстати, куклы фирмы Роберта Тоннера преобладают в экспозиции нынешней выставки. Что не случайно, поскольку сам создатель кукольной империи когда-то начинал как дизайнер женской одежды. И ничего удивительного, что у такого автора все куклы – модницы с изысканным вкусом. От Пенелопы Брюстер в образе жительницы Древнего Египта до бизнесвумен в чёрно-белой классике на подписании контракта в нулевых годах нынешнего века.
Модный эталон
Ещё один весьма любопытный персонаж – девушка Гибсона с характерной высокой причёской и силуэтом, напоминающим песочные часы. Некий идеал женской красоты, созданный американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном на рубеже XIX и XX столетий.
Девушка Гибсона была высокой, худой, с узкой талией, большой грудью и широкими бёдрами. Длинная шея, большие глаза, высоко зачёсанные и уложенные в сложную причёску волосы. Непременный атрибут наряда – корсет, благодаря которому и достигался силуэт песочных часов. Считается, что девушки Гибсона были первым американским стандартом женской красоты. Хотя в дополнение к изысканной внешности они были спокойны, уверенны в себе и искали возможности для самореализации.
Для художника позировали многие дамы, в том числе и его жена Ирэн Лэнгхорн. Но самой известной моделью была, пожалуй, бельгийско-американская актриса Камилл Клиффорд, чья высокая причёска и длинные элегантные платья, обёртывающие затянутую в корсет фигуру, служили в то время эталоном стиля.
Девушки Гибсона были невероятно популярны в течение двадцати лет, предшествовавших Первой мировой. С началом войны они попросту вышли из моды, поскольку женщины новой эпохи предпочитали уже более практичные причёски, костюмы и платья. Их тоже можно увидеть на выставке, которая будет работать до 12 января следующего года.
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова