Философия с элементами лицедейства
В этом году театру «Зеркало» Смоленского медицинского университета исполняется 15 лет. Дата, конечно, пока не очень юбилейная, но для народного коллектива в провинции весьма существенная. По крайней мере, настолько, чтобы стать поводом для разговора с руководителем театра и преподавателем СГМУ Сергеем СИНИЦЫНЫМ...
Убегая от скуки
Мы рассматриваем фотографии, которых за пятнадцать лет накопилось немало. Сцены из спектаклей, репетиции, мероприятия философского клуба, лица артистов и зрителей...
– Можно я начну с того, что моей любимой цитатой являются слова Фридриха Ницше о том, что философия – весёлая наука, – говорит Сергей Синицын. – А поскольку я преподаю философию, мне хотелось, чтобы этот предмет вызывал у студентов чувства, эмоции, переживания. Ведь в конечном итоге те же «Диалоги» Платона – это пьесы, в которых есть характеры героев, смена композиций, хороший литературный сюжет. В общем, я понял, что если хочу действительно заинтересовать студентов философией, то надо создать что-то интересное. Просто читать лекции сухо, как научный трактат, – не выход. Это даже унизительно для меня как преподавателя.
Собственно, такое отношение к своему предмету и привело к тому, что в 2004 году на базе медицинского вуза в Смоленске был создан дискуссионный философский клуб. Темы для обсуждения выбирались самые разные, но всегда интересные участникам.
– Вот, кстати, очень актуальная тема, которая сохранилась на фотографии: «Одиночество – социальная проблема новейшего времени». Отсюда, наверное, всё и началось. Потому что наш театр – это объединение студентов, которые бегут от одиночества, непонимания, рутины. Бегут к единомышленникам, занятым творчеством.
Впрочем, даже философский клуб не был просто площадкой для дискуссий. Уже на первые его заседания приглашались барды, поэты, художники – люди творческие и интересные. Чтобы вместе с ними в непринуждённой обстановке живого общения обсудить серьёзные философские проблемы.
На вечер к Фрейду
Первая попытка сделать из клуба театр, по словам Сергея Синицына, связана с мероприятием «Званый вечер у Фрейда». Это был такой камерный вечер при свечах (тогда ещё можно было зажигать огонь в аудиториях), где студенты выбирали себе какой-то персонаж и обыгрывали его проблемы. А взрослые, представляющие Фрейда, Юнга, Фуко и других психологов, анализировали эти проблемы.
– Всё это происходило в обычной лекционной аудитории, но уже с элементами театрализации. И, кстати, именно тогда я начал понимать, что любое действие невозможно без музыки. Потому что музыка – это душа. И чтобы текст лучше проникал именно в душу, а не в голову, находил там отклик, любое событие в спектакле, каждый персонаж должны быть обыграны своим мотивом...
Следующая попытка уже больше напоминала театральную постановку. Это была миниатюра «Страсти по Онегину», длящаяся всего около часа.
– Я сам написал сценарий по мотивам пушкинского «Евгения Онегина». Мне хотелось реконструировать, как сложатся судьбы героев после всех событий, которые происходят в романе. В этой постановке видна уже модель сцены, огороженная флажками, и какие-то примитивные, но с философской концепцией декорации. И флажки там не просто так – это отсыл и к боксёрскому рингу, и к охоте на волков. Потому что происходящее с Онегиным – это схватка, борьба. Борьба за Ольгу, борьба интересов, с обществом, с самим собой... И потому что я тогда Онегина воспринимал как фигуру, на которую объявлена охота...
Разгадывая символы
В общем, к 2006–2007 году дискуссионный философский клуб был окончательно преобразован в студенческий театр «Зеркало».
– Это был последовательный процесс, шаг за шагом. К тому же тогда у меня как раз сложились очень тёплые взаимоотношения с режиссёром Игорем Войтулевичем. Мы с ним много говорили об антураже, декорациях, отношении к самому спектаклю как к синтетическому искусству, где важно всё. Ведь в театре многое построено на символах. И прочитать их, сгруппировать, правильно найти Войтулевич мне очень помогал. Вообще, я считаю его своим другом и преподавателем. Его школа сыграла большую роль в моей жизни...
На следующих фотографиях всё уже как в театре: сцена, декорации, костюмы. «Бесприданница», «Чайка», «Дама с камелиями», «Опасные связи»...
– Нам разрешили играть на большой сцене актового зала университета, куда можно было уже приглашать зрителей, а меня официально назначили руководителем театральной студии «Зеркало». И спектакли показывались уже не по одному разу. В общем, это действительно был уже театр. И, думаю, для многих студентов его появление стало открытием...
А в 2016 году студенческий коллектив вышел уже на профессиональную сцену. «Последняя любовь Дон Жуана» стал первым спектаклем, поставленным в Смоленском театре кукол. А вскоре после этого «Зеркалу» было присвоено звание народного самодеятельного коллектива...
Срывая маски
– Нынешний сезон 2018–19 годов стал каким-то особенным и, несмотря на многие приятные события, очень сложным. Для меня лично это была проверка сил. Прежде всего речь идёт о нашей победе в конкурсе президентских грантов. Думаю, что для любого маленького театрального коллектива это – событие. К тому же в номинации «Культура и искусство» от нашей области мы были единственными.
Грант коллектив получил на постановку спектакля «Чацкий. Возвращение в Москву», в основу сценария которого легли два произведения: первоисточник Александра Сергеевича Грибоедова и продолжение комедии, написанное Евдокией Петровной Растопчиной.
– Это два, на мой взгляд, сложнейших произведения – с точки зрения текста, стихотворного ритма, мысли, философии. Герои встречаются через 25 лет после событий, описанных в комедии «Горе от ума». А сами эти события включаются в повествование как воспоминания Чацкого. Это была моя идея, и это было настолько интересно. К тому же сама пьеса Растопчиной у меня вызвала просто шок. Эпиграф её произведения – «Долой маски». И она действительно срывает маски с представителей высшего общества, к которому сама же и принадлежала. Это просто бомба...
Благодаря гранту над спектаклем со студентами работал целый коллектив профессионалов. Сценической речью занималась заслуженная артистка России Людмила Лисюкова. Сцены дуэли ставил актёр Игорь Голубев. За пластику и сценографию отвечала балетмейстер Елена Егорова.
– Дуэль в спектакле происходит между западником и славянофилом, которые спорят о судьбах России. Я решил, что они будут не просто говорить, а ещё и драться на шпагах. Потому что это действительно борьба и они дворяне – не на кулаках же им махаться...
Интересно, что сцены из этого спектакля 1 июня театр показывал в Хмелите во время Грибоедовского праздника...
После многоточия
– Есть ещё один нюанс. Для меня человек – мера всех вещей. Не важно, что ты делаешь: занятия ведёшь или спектакль ставишь, – главное, чтобы это находило отклик. Чтобы человек из текста воспринимался как живой образ, а не набор слов, чтобы соединился с тем, кто его играет. И когда всё складывается так, что два человека, живой и персонаж, становятся единым целым – это успех. И этому нельзя научиться нигде – даже в театральном вузе. Здесь срабатывает момент синергии интеллекта, эмоций, чувств, переживаний. Это очень важно...
Кстати, 15-летие «Зеркала» для самого Сергея Синицына – не повод получать поздравления и славословия. Эта дата и связанные с ней мероприятия направлены на то, чтобы поговорить о театре: пообщаться со зрителями, услышать мнения о спектаклях, советы профессионалов.
– Вообще. 15 лет – это только начало пути, когда есть некое прошлое, настоящее и необходимость задуматься о будущем. Это не точка – многоточие...
Фото: из личного архива Сергея СИНИЦЫНА
Ольга Суркова