Культура

Жизнь в чёрно-белом цвете

16 апреля 2019 года в 08:29

Выставку «И была жизнь…» можно увидеть в историческом отделе Смоленского музея-заповедника. В экспозиции представлены 75 фотографий 36 фотохудожников, в том числе и таких знаменитых мастеров, как Айвар Лиепиньш и Валерий Ковалёв. И каждый кадр здесь – как пазл общей картины, иллюстрирующей жизнь Смоленщины во второй половине прошлого века…

Была страна…

Чёрно-белые снимки на стенах выставочного зала мало похожи на раскадровку скупой на эмоции официальной хроники. В каждом из них – тонкие нюансы человеческих переживаний и радостей. Вне зависимости от значительности события или известности героя сюжета.

– Нам хотелось, чтобы здесь прозвучала тема времени – энергичного и оптимистичного, – говорит руководитель Смоленского отделения Союза фотохудожников России Игорь ЧЕРНОВ. – Это потом его назовут «застоем», а тогда люди жили, и трудились, и верили в светлое будущее. И всё было: и любовь, и секс, и работа… И, конечно, творческие споры, в которых рождались настоящие таланты.

Здесь ещё важно, что время с конца 60-х по 90-е – не просто несколько десятилетий в истории конкретного региона. Это целая эпоха со своей атрибутикой, многим уже непонятной. Это время нехитрых радостей и великих планов. Это последние годы жизни страны, которой практически в одночасье не стало. Впрочем, тогда такой финал, как говорится, ничто не предвещало.

– В название выставки «И была жизнь…» мы не вкладывали никакой ностальгической ноты – просто констатация факта, отражение действительности, – продолжает Игорь Чернов. – Тем более что большинство снимков здесь посвящено деревне. В те времена было интересно снимать деревню, поскольку там кипела жизнь и работа, встречались характерные лица, сохранялась какая-то патриархальность – то, что сейчас ушло полностью. Да и большинство деревень уже просто стёрты с лица земли…

Там клубный дух

Вся экспозиция выставки состоит из авторских работ участников двух смоленских фотоклубов: «Смоленск» под руководством Айвара Лиепиньша и «Миг», во главе которого стоял Валерий Ковалёв.

– Вообще, так исторически сложилось, что развитие фотографии в Смоленске тесно связано с деятельностью фотоклубов, – поясняет Игорь Чернов. – Согласно устному преданию, первый такой фотоклуб действовал с начала 60-х при магазине «Зенит» на улице Конёнкова. В 1968 году его члены влились в первый уже официально действующий фотоклуб под руководством известного фотокорреспондента Айвара Лиепиньша. Название этого объединения со временем менялось, а в окончательно оформившемся варианте звучало так: клуб фотоискусства «Смоленск».

Второй фотоклуб – творческая группа «Миг» – появился десять лет спустя, в 1978 году. Несколько человек во главе с Валерием Ковалёвым просто покинули «Смоленск» из-за творческих разногласий. И дальше оба объединения существовали уже параллельно.

– Это было время активного развития фотографического клубного движения в СССР, – вспоминает Игорь Чернов. – Менялись ориентиры в фотоискусстве. Журналистская фотография теснилась, выражаясь языком искусствоведов, арт-фотографией. Обмен клубными коллекциями, общение с прибалтийскими коллегами, участие в зарубежных выставках, доступность иностранных журналов и книг привлекли в художественную фотографию новых авторов, видевших в ней не только хобби, но и способ реализации творческого потенциала.

Кстати, сам Игорь Чернов начинал как раз в группе «Миг» у Валерия Ковалёва.

– Тогда состоять в фотоклубе считалось большой честью. Это были элитарные объединения творческих единомышленников, которые постоянно спорили. Помню, когда мы пришли в клуб, нас поначалу даже не хотели принимать – не тот уровень. Но Валерий Ковалёв что-то увидал в нас и оставил. И мы в общении с мастерами очень быстро профессионально росли.

– А мне выпало счастье работать с таким большим мастером, как Айвар Лиепиньш, – дополняет коллегу представитель фотоклуба «Смоленск» Алексей ЛЕБЕДЕВ. – Наверное, его можно отнести к создателям смоленской школы фотографии. Он отснял и издал первые альбомы, посвящённые нашему городу, тем самым положив начало той серии, которая продолжается и сейчас. У нас была традиция на каждое заседание клуба по средам приносить новые фотографии. Так вот самой большой похвалой из уст мастера была фраза: «Ну что ж, это может быть». От этого «может быть» мы буквально прыгали от счастья. И постепенно росли и дозревали до определённого уровня в атмосфере здоровой творческой конкуренции…

Свой взгляд

Хронологически самая старая фотография из представленных в экспозиции – 1966 года. Это «Юрий Гагарин в Смоленске» Петра Мотовилова. Рядом ещё один исторический момент, запечатлённый тем же автором, – «Смоленские фото- и кинокорреспонденты за работой. 1967 год – на открытии памятника В.И. Ленину». Этим, пожалуй, все громкие события и ограничиваются. Дальше – сюжеты из обычной, повседневной жизни.

– Интересно, что за каждым снимком – какой-то особый взгляд, интересный ракурс, – считает член Союза фотохудожников России Николай ДЕМЕНТЬЕВ. – И любой кадр – не просто удачно пойманный момент, а часть истории страны, города, человека. Мне приятно окунуться в атмосферу того времени, когда жизнь была совершенно другой, что чувствуется в каждой работе. Это как путешествие в прошлое. Как хороший советский фильм, который не просто оставляет приятные впечатления, но и остаётся в памяти на долгие годы.

– Здесь у людей на портретах совершенно особенный взгляд: тёплый, добрый, открытый, – дополняет коллегу член Союза фотохудожников России Алексей ДРОЗДОВ. – Сейчас такой уже редко встретишь. Это, к сожалению, уже ушедшая натура. И замечательно, что она осталась запечатлённой в этих кадрах навсегда. К сожалению, сейчас из-за доступности фотографии она не всегда профессиональна и качественна. Цифровые технологии – это интересно, но они должны лишь помогать художнику. А когда они выходят на первый план, автора за ними уже не видно.

– Жаль, что наше время в фотографии отражается достаточно примитивно: кроме фиксации события практически ничего нет, – согласен с коллегой Игорь Чернов. – Нет психологии, драматизма, передачи характера героя. И совсем другое дело – работы, представленные на выставке. Это классика художественно-бытовой фотографии, где каждая деталь работает на создание образа и сюжета, где всё не случайно и композиционно очень точно выстроено.

Кстати, многие из этих снимков отмечены наградами всевозможных конкурсов. По словам фотохудожника Виктора Цурганова, который оформлял экспозицию, «если взглянуть на работы с обратной стороны, можно узнать их географическую историю: где, в каких городах они побывали, в каких выставках и конкурсах участвовали».

Спешите видеть

– Мы шли к этой выставке довольно долго, – признаётся Игорь Чернов. – У нас была давняя идея собрать все фото из наших архивов, атрибутировать их и передать в Смоленский музей-заповедник на вечное хранение. И здесь представлено не больше четверти из того, что есть в наших архивах. Так что вполне возможно, что эта выставка не последняя.

Эти слова подтверждает заместитель директора Смоленского музея-заповедника Тамара Орлова, назвавшая нынешнюю экспозицию первой в «серии серьёзных фотовыставок в стенах музея».

Сейчас работа над атрибутированием архивных фотографий продолжается. Итогом её станет электронный альбом. Но это, как говорится, пока планы на будущее. А выставка «И была жизнь…» уже есть. И ничто не мешает любому желающему посетить её. Чтобы увидеть в чёрно-белой передаче всю яркость красок того особого времени, где люди верили, что завтра будет непременно лучше, чем вчера…

Выставка будет работать по 12 июня.

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

Алексей Островский потребовал уделить особое внимание сохранению Гнездовского археологического комплекса
В Хиславичском районе состоялся ежегодный фестиваль «Клюкинская юморина»