Политика

Кардымовский район – бренд России

14 февраля 2011 года в 16:27

На минувшей неделе редакцию «СГ» посетили глава администрации муниципального образования «Кардымовский район» Олег ИВАНОВ и его первый заместитель Сергей АНУФРИЕВ. Руководители района рассказали журналистам о том, как удалось создать ничем не примечательному прежде району имидж туристического центра. На какие туристические объекты власти делают ставку и как планируют их развивать? Каким образом удалось «разбудить» жителей района, добиться от них активности? Какие инвестиционные проекты позволят улучшить жизнь местного населения?

Соловьёва переправа – наша общая святыня


– Какое место в отечественной истории и современном мире вы отводите Соловьёвой переправе?
О. Иванов:
– Соловьёва переправа – это бренд всей России, а не только Кардымовского района или даже Смоленской области. К сожалению, как роль Смоленской области преуменьшена в истории российского государства, так и роль Кардымовского района преуменьшена в истории Смоленщины. Между тем именно здесь в период войны с Францией 1812 года погибло больше 6 тысяч солдат, в 1941-1943 годах в этих местах отдали свои жизни более 100 тысяч бойцов. Мы вспомнили о Соловьёвой переправе и пытаемся придать ей значение, ведь это бренд России, а не только нашего региона.
– Каким образом вам удалось привлечь внимание общественности к Соловьёвой переправе?
О. Иванов:
– Первое мероприятие здесь прошло 9 Мая прошлого года, после этого в районе работали поисковые отряды, которые подняли останки более 100 павших бойцов. Мы нашли их родственников и пригласили на церемонию захоронения.
Совместно с Главным управлением международных связей, регионального сотрудничества и туризма Смоленской области мы организовали на Соловьёвой переправе международный фестиваль патриотической песни.
Мы постарались сделать мероприятие разносторонним. В программе было торжественное захоронение останков павших солдат, сопровождаемое ротой почётного караула. Был разбит палаточный лагерь, вокруг костров гости пели песни под гитару. Тогда же мы провели конкурс патриотической песни. Конкурсы именно такой направленности, по нашему мнению, должны проводиться непосредственно в тех местах, где в своё время шли бои.
На фестивале патриотической песни было официально зарегистрировано более 350 участников, плюс не менее 200 человек приехали без заявки, в качестве гостей. Одним из самых ярких, запоминающихся и трогательных мероприятий фестиваля стала акция «Свеча». Одни её участники стояли с православными свечами в руках, другие несли венок и плот, на котором было установлено 65 свечей – в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Плот был спущен на воду посередине Днепра. Прослезились, наверное, все. Акция «Свеча» должна проходить ежегодно. Любой желающий может приехать к переправе, пустить свечу по реке, почтив тем самым память тех, кто отдал свои жизни за свободу Родины.
Наш Совет депутатов обратился к областной Думе с инициативой проведения на Соловьёвой переправе уроков патриотического воспитания, чтобы это место посещали дети не только из Кардымовского района, но и школьники всех возрастов, которые проживают в других районах области. Аналогичные мероприятия уже проходят в Гагарине.
– Как развивается инфраструктура этого туристического объекта?
О. Иванов:
– До недавнего времени у Соловьёвой переправы не было своего музея. Несколько молодых энтузиастов создали общественный музей. Мы выделили для этих целей помещение при Доме культуры в деревне Соловьёво. Из-за финансовых сложностей полноценным музей пока не стал. Он ещё не достиг того уровня, которого достойна Соловьёва переправа.
Несомненно, на этом историческом месте должен быть мемориал. Здесь есть Поле Памяти, есть памятник, под которым захоронены более тысячи бойцов. Но это не тот уровень, который должен быть. Причина опять же в недостатке финансирования. Мы решили начать движение хотя бы с чего-то. Объявили конкурс на создание проекта мемориального комплекса «Соловьёва переправа». Это первый шаг к тому, чтобы понять, как можно использовать эту территорию. К сожалению, мы рассчитывали на участие более серьёзных дизайнерских компаний. Сложность заключается ещё и в том, что рельеф местности не позволяет сделать круглогодичный доступ к Днепру, который весной сильно разливается.
Мы всё же нашли среди проектов то решение, которое позволит сделать мемориал круглогодичным. Эскизное решение проекта мемориала у нас уже есть. На встрече с Губернатором Сергеем Антуфьевым, которая состоялась 7 февраля, я рассказал о наших планах. С их реализацией нельзя медлить, в том числе потому, что битве у Соловьёвой переправы в этом году исполняется 70 лет. Своими силами, методом народной стройки такой объект построить практически невозможно. Губернатор сказал, что поддержит нас в вопросе создания воинского мемориала «Соловьёва переправа».
«Смоленская газета» – одно из первых областных изданий, с которыми мы наладили тесный контакт. Хочу поблагодарить за это всю редакцию, а в особенности тех её сотрудников, которые на протяжении прошлого года работали над освещением мероприятий в Кардымовском районе. К сожалению, журналисты некоторых других изданий, которые бывают у нас в районе, искажают информацию. Так, недавно одна из областных газет, не поставив нас в известность, опубликовала статью о Соловьёвой переправе, назвав её туристическим комплексом на костях. Я понимаю, что редакции идут на подобные технологии для привлечения внимания, но считаю недопустимым использование «жёлтых» ходов, когда речь идёт о наших святынях.


«Могло ли быть Бородино, коль не было бы Лубино?»


– Ещё одно брендовое мероприятие – полузабытое сражение при Лубино и Заболотье, которое упоминается во французской летописи как сражение при Валутино. Почему реконструкция сражения прошла у деревни Лубино в этом году впервые?
О. Иванов:
– Штаб французской армии стоял у деревни Валутино (Смоленский район), а штаб русской армии – у деревни Лубино (Кардымовский район). Основные военные действия происходили на границе двух районов. Поле, на котором впервые прошла костюмированная реконструкция в 2010 году, – это то самое поле, где во время войны с Наполеоном стояла наша армия. Это было историческое сражение, которое повлияло на ход дальнейших военных действий. Сотрудники Фонда Примирение, который выступил организатором реконструкции событий 1812 года, нашли в архивах данные о сражении, в этом их большая заслуга. На том месте, где захоронены останки участников тех событий, теперь стоит крест. Непосредственно на поле в этом году мы установили мемориальный камень. Здесь нужно построить мемориал – место, куда можно будет подойти, поклониться памяти павших. В ближайшее время планируем заменить камень на достойный памятник.
Также в этом году совместно с областным Департаментом по культуре мы провели научно-практическую конференцию «Война и мир», где впервые заявили о том, что было такое сражение. Даже появился слоган: «Могло ли быть Бородино, коль не было бы Лубино?» Журналисты сначала посмеиваются над слоганом, потом подхватывают, принимают. Сотрудниками Бородинского музея и историками этот слоган и роль Смоленщины в переломном сражении уже признаны.
– Какие мероприятия вы планируете провести при Лубино в этом году?
О. Иванов:
– По итогам научно-практической конференции была принята резолюция о проведении четвёртой конференции «Война и мир» в августе 2011 года, во время проведения очередной реконструкции сражения. Она пройдёт в новом формате. Участники не будут сидеть в закрытом помещении с докладами. Конференция состоится непосредственно на поле у деревни Лубино. В ней смогут принять участие не только учёные, но и все желающие, в том числе реконструкторы. Мероприятие мы будем проводить совместно с администрациями Смоленской области и города Смоленска. Это будет масштабный праздник с большим перечнем мероприятий, в который в том числе войдут реконструкция сражения и научно-практическая конференция на тему «Роль Смоленской области в войне 1812 года».



Как район стал CAR-dымовским


– Открытием года не только для Кардымовского района, но и для всей области можно назвать автополигон CAR-dымово у деревни Топорово. Всего за один сезон CAR-dымово приобрело известность за пределами Смоленской области и даже России. С чего всё начиналось?
О. Иванов:
– Автополигон CAR-dымово – наш совместный проект со Смоленским автофорумом.
Располагается он на бывшей взлётной полосе сельхозавиации и в её окрестностях. Когда мы знакомились с районом, приехали на поле, где был только заросший травой и мхом кусок асфальта. Что можно придумать в чистом поле? Мы вышли на представителей Смоленского автофорума, показали им бывшую взлётную полосу, попросили подумать, как её можно использовать. Наши партнёры оказались настоящими профессионалами и к тому же энтузиастами. Поскольку длины взлётной полосы не хватало для проведения соревнований по дрэг-рейсингу, они нашли дисциплину соревнований не на 1/4 мили, как обычно, а на 1/8 мили, то есть на 201 метр.
Первое мероприятие на автополигоне CAR-dымово прошло 12 июня этого года, в День России. У нас прекрасные отношения с Русской православной церковью, её представители участвуют во всех наших мероприятиях. Даже автомобильные гонки 12 июня открывал православный священник.
Всего за сезон мы успели провести на автополигоне 12 различных мероприятий. Знаковое событие здесь прошло 26 сентября, когда мы совместно с областной и городской администрациями провели мероприятие «67-я годовщина освобождения региона 67». Название мероприятия – заслуга участников Смоленского автофорума, именно они подают самые креативные идеи. До этого никто не объединял на открытом поле столько дисциплин, как мы в тот день. Прошли соревнования по автокроссу. По признаниям участников и зрителей, трасса получилась отличной. Её рельеф позволяет гонкам быть зрелищными, поскольку наблюдать за трассой можно практически с любой точки. В тот же день прошли соревнования по мотокроссу среди детей от 4 до 8 лет. Малыши, у которых на голове каска едва ли не больше них самих, лихо гоняли на мотоциклах. Они действительно увлечены скоростью и жаждой победы!
Кроме того, мы провели первые показательные выступления по мотофристайлу. Это очень красочный и зрелищный вид спорта, когда мотоциклисты прыгают на высоту пятого этажа и вытворяют в воздухе немыслимые фигуры. Выступала московская команда «Ферзь» – одна из сильнейших в стране.
В 2010 году была создана Федерация мотофристайла России. Кстати, в истории Российской Федерации не было ни одного соревнования по этому виду спорта. В 2011 году в России должен пройти первый чемпионат по мотофристайлу. Он будет состоять из трёх или четырёх этапов. Мы уже имеем предварительную договорённость о том, что один из этапов чемпионата пройдёт на автополигоне CAR-dымово. Если повезёт, возможно, это будет даже первый этап первого всероссийского чемпионата по мото-фристайлу.
В Смоленской области есть одна из сильнейших пилотажных групп страны – «Русь». Буквально за день до мероприятия наши пилоты выступали на авиашоу в Геленджике, где их программа была признана самой красивой и зрелищной. Многие смоляне, глядя в небо, не могли поверить в то, что выступают наши земляки. В чистом поле фигуры высшего пилотажа, которые выполняют реактивные самолёты, выглядят особенно захватывающе.
– Есть ли перспективы развития автоспорта на Смоленщине?
О.Иванов:
– Технические виды спорта развивать очень сложно. Это требует колоссальных денежных вложений.
Кстати, только в Москве примерно 400 клубов дрэг-рейсинга, то есть на каждое мероприятие у них приезжает не менее тысячи человек.
К нам приезжают погонять спортсмены из Москвы и Подмосковья, Брянска, Твери, Калуги. Постоянные гости CAR-dымово – белорусы. Всё лето они выигрывали у наших ребят. Но на закрытии сезона-2010 в одной из дисциплин победил россиянин – член подмосковного клуба «999».
Автополигон CAR-dымово позволит развивать все виды спорта, которые могут проходить на открытом воздухе. За исключением, разве что, шоссейно-кольцевых гонок вроде «Формулы-1», но для таких мероприятий есть трасса «Смоленское кольцо» в Дорогобуже.
Если мы сумеем развить проект CAR-dымово, то Смоленская область может стать авто-спортивной столицей России, ведь на одной площадке собрать столько видов спорта ещё никому не удавалось. Дрэг-рейсинг, авто- и мотокросс, картинг, дрифтинг, гонки без правил, мотофристайл… 29 января, в День рождения автомобиля, энтузиасты устроили в CAR-dымово настоящий праздник. Собралось довольно много участников, снег они чистили своими силами.
Помимо всего прочего, открытие автополигона поспособствовало развитию автоспорта во всей области. По автофоруму видно, что многие водители сидят в гаражах, готовятся к следующему сезону и требуют календарь мероприятий на нынешний год.
Отрадно, что развитие проекта CAR-dымово поддержал Губернатор Сергей Антуфьев. Для создания полноценного автополигона требуются значительные денежные вложения, поэтому только за счёт энтузиазма, без помощи Администрации области нам с этой задачей справиться не удастся.
Помимо проведения автомобильных соревнований и различных праздников, взлётную полосу можно использовать для лёгкой моторной авиации. Она не только поможет развивать авиационный спорт, но и послужит развитию сельского хозяйства. Ведь авиация – один из самых недорогих, быстрых и удобных способов обработки почв. Есть люди, которые имеют частные самолёты, и некоторые из них готовы помогать сельскому хозяйству. Кроме того, здесь мы планируем строительство площадки для развития детского спорта, куда будут приезжать ребята из окрестных оздоровительных лагерей. В CAR-dымово можно провести любой фестиваль под открытым небом, будь то рок-концерт или фестиваль бардовской песни. Данная территория позволяет принять любое мероприятие, которое можно провести под открытым небом. Таким образом, мы получаем постоянно развивающуюся площадку круглогодичного использования.

От туризма станет всем…


– Если говорить о туризме в целом, Кардымовскому району повезло с туристическими объектами больше, чем остальным, или эти объекты – только лишь результат труда?
О.Иванов:
– Вся Смоленская земля буквально пропитана историей. Каждый район, каждое сельское поселение могут найти в своей истории знаковое, брендовое событие, которое можно использовать в развитии как отдельного населённого пункта, так и региона в целом.
– Олег Вячеславович, в Смоленской области немало учебных заведений, которые выпускают специалистов по туризму. Насколько тесно вы с ними сотрудничаете?
О.Иванов:
– По своей предыдущей должности (начальник Главного управления международных связей, регионального сотрудничества и туризма Смоленской области. – Прим. ред.) я много общался с руководителями данных вузов, у нас прекрасные отношения. Они и сегодня активно участвуют в наших мероприятиях. Потенциал нашей области в подготовке профессиональных кадров – один из самых высоких в России. Научная база у нас готова. С другой стороны, туризм сейчас не обсуждает только ленивый. И при этом каждый считает себя специалистом и каждый знает, как его нужно развивать.
Необходимо понимать, что сегодня туристическая отрасль – это частный бизнес. Власть должна создавать условия для его развития, но вкладывать в него деньги и работать будет непосредственно хозяин бизнеса. Сложность заключается в том, что для развития внутреннего туризма нужны большие денежные вливания. Тем, кто занимается туристическим бизнесом, проще отправить отдыхающих в ту же Турцию и получить свои 10-15 процентов от суммы, имея в наличии только компьютер, комнату и секретаршу.
В Смоленской области не хватает гостиничных комплексов. Самая маленькая гостиница должна быть рассчитана на 45-50 мест, поскольку это число пассажиров одного туристического автобуса. Стоимость гостиничного номера не может превышать 30 евро в сутки, тогда это будет выгодно и клиенту, и владельцу заведения. Турист сможет помочь экономике района только тогда, когда начнёт ночевать, а не проезжать мимо. В рамках подготовки к празднованию 1150-летия Смоленска областная Администрация проводит работу по выделению площадок под строительство гостиниц. Туристические компании готовы разрабатывать новые интересные туристические маршруты, это несложно и достаточно быстро. Но обустройство самого маршрута требует вложения серьёзных денежных средств. К примеру, зимой на Соловьёвой переправе мы пока можем проводить только мероприятия на несколько часов, пока зрители не замёрзнут. Грядёт областной съезд муниципальных образований. Думаю, имеет смысл включить в «соревнования» муниципалитетов графу «Развитие туризма».
Широко интересуются во всех регионах сельским туризмом. Особенно иностранцы. Например, в Калужской области французы скупают старые дома. Это мы представляем, откуда, скажем, берётся молоко, а для жителей мегаполисов русская деревня – это что-то новое и очень интересное.

Кардымовский район – бренд России


Жить в районах можно интересно


– Туристы приезжают и уезжают, а местные жители остаются. Как им живётся в районе?
С. Ануфриев:
– В мае прошлого года, когда наша команда приняла на себя ответственность за Кардымовский район, встал вопрос, по какому пути пойти. Пришлось начинать практически с нуля. Сельскохозяйственные предприятия просто числились на бумаге, фактически их не было.
Как показывает практика, туризм – это отдельная статья дохода, при правильной постановке дела приносящая прибыль быстро и в большом объёме. В нашем районе идёт тяжёлая работа по развитию экономики. Но главное, чего мы упорно добивались, – переломить отношение населения даже не к власти, а к образу собственного мышления и проживания.
Первым мероприятием, которое мы провели, стала встреча с молодыми людьми, которые открыто заявили: «У нас нет ни досуга, ни молодёжи». Поэтому мы начали с того, что восстановили летнюю площадку в парке. Постепенно туда начали приходить всё больше молодых людей, потом стали проводить вечера для людей старшего возраста. Мы хотели, чтобы люди поверили: жить можно интересно. Для меня и Соловьёва переправа, и Лубино, и автополигон CAR-dымово – это в первую очередь молодёжная политика, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Пять тысяч молодых людей на мероприятии, некоторые заезжали с палатками, с семьями. Наша милиция была шокирована: не было ни одного пьяного, ни одного скандала или дебоша.
Население постепенно «просыпается». Недавно местная молодёжь попросила Олега Иванова о встрече. Молодые люди создают своё интернет-сообщество и хотят ежемесячно встречаться с главой администрации района, чтобы иметь возможность задать ему вопрос напрямую.
О. Иванов:
– Жителям района постепенно становится интересно: а что же происходит вокруг? И на этом этапе не обойтись без СМИ. Ещё в начале своей работы мы поставили задачу в корне изменить районную газету «Знамя труда», сделать её интересной, наладить диалог населения и власти. Кроме того, у газеты появился свой сайт. Местного телевидения в районе нет, на это необходимо очень много денег. Пока мы видим выход в том, чтобы создать интернет-телевидение: записывать видеоролики на цифровую камеру и выкладывать их во всемирную сеть.
В скором времени в Кардымовском районе будет создан общественный совет, который объединит представителей различных общественных организаций, а их в районе очень много.

Планы и перспективы


– Каковы ваши ближайшие планы по развитию экономики Кардымовского района?
О. Иванов:
– На недавней встрече с Губернатором Сергеем Владимировичем Антуфьевым нам удалось доложить о результатах работы в 2010 году, рассказать о брендовых мероприятиях, которые мы провели и которые только планируем, о ситуации в сельском хозяйстве, а также о перспективах дальнейшего развития района.
Нас уже некоторые называют туристическим районом, как будто кроме туризма мы ничем не занимаемся. Мы с этим не согласны. Да, мы начали с организации брендовых мероприятий, но таким образом добились того, что о нас говорят.
По уровню инвестиций мы улучшили показатель более чем в два раза по отношению к 2009 году. К нам пошли инвесторы. В стадии проектирования находится птицефабрика по производству бройлерного мяса. Международная компания «Серволюкс» пришла к нам в качестве инвестора. Планируется производство 50 тысяч тонн готовой продукции в год. Птицефабрика строится в чистом поле, объём инвестиций – 2,5 миллиарда рублей. В 2013 году фабрика должна выйти на полную мощность. Мы создаём в районе максимально комфортные условия для добросовестных инвесторов. Но при этом спекулянтов-перекупщиков земель не подпускаем на пушечный выстрел.
Что касается жизни села, мы вспомнили о том, что всё новое – это хорошо забытое старое, и предложили Сергею Антуфьеву возродить практику мехотрядов. Мы специально ездили в Белоруссию для обмена опытом. Необходимо обновить парк техники. Беда любого села – дороги. Раньше их чистили колхозы, а власть этим не занималась. Теперь же нам не хватает техники. Губернатор нас поддержал в этом вопросе. Наш проект будет пилотным.
С. Ануфриев:
– Мы всеми силами помогаем инвестору. Но у нас есть жёсткие условия: никто не получит землю в собственность, пока не построит предприятие. Инвестор во время строительства платит арендную плату за землю.
У нас разработана концепция. Для каждого поселения предназначен свой проект развития (всего в районе восемь сельских поселений и один город).
О. Иванов:
– Мы не смотрим на район в целом, а стараемся дать каждому поселению свою точку роста.
Приступили к строительству микрорайона Новое Кардымово. Его площадь составит до 90 гектаров земли. Это будет район индивидуального жилищного строительства с использованием передовых строительных технологий. Генеральный план строительства есть в открытом доступе в сети Интернет. Новому микрорайону посвящён отдельный сайт.
Кардымовский район в прошлом году предоставил трём ветеранам Великой Отечественной войны по сертификатам отдельные дома со всеми коммуникациями и комфортными условиями проживания. Это были первые дома, построенные в новом микрорайоне. Площадь каждого дома составляет 48 квадратных метров, в нём две комнаты, туалет, ванная, большая кухня, прихожая, плюс земельный участок в шесть соток. Первым жильцам микрорайона Новое Кардымово инвестор подарил забор.
– В ближайшее время часть трассы Москва – Минск станет платной. Бесплатная альтернатива ей – Старая Смоленская дорога, которая проходит через Кардымовский район. Вы уже ощутили приближение изменений?
С. Ануфриев:
– Да. Транспортный поток по территории района уже увеличился. Кроме того, мы разговаривали с Губернатором Сергеем Антуфьевым про виадук, который идёт в обход Кардымово. Если, как запланировано, в текущем году виадук пойдёт через наш район, увеличится грузопоток, вокруг начнёт активно развиваться инфраструктура. К сожалению, ни одного серьёзного инвестора по трассе Москва – Минск мы пока не нашли.
– Есть ли у Кардымово города-побратимы?
О.Иванов:
– Побратимов у нас пока нет, но в планах подобные идеи есть. Как и в ситуации с инвесторами, мы не только ищем побратимов, но и выбираем их.
– Каким обещает быть 2011 год для Кардымовского района?
– У нас есть нерешённые проблемы, ими будем активно заниматься. Много жителей района работают вахтовым методом в столице. При встречах женщины просят вернуть в семью мужей. В скором времени мы рассчитываем переломить ситуацию: у нас есть план экономического развития для каждого поселения.
Этот год для Кардымовского района должен стать знаковым, но он будет намного сложнее, чем предыдущий.

Владимир КОРОЛЁВ,
Елена НЕДБАЙЛОВА,
Александр ШИЛКИН,
Ольга ЧУЛКОВА,
фото Дмитрия ПРУДНИКОВА

Глава администрации Кардымовского района дал интервью \"СГ\"
В ЦФО будет создано объединение молодых депутатов