Вызов для юных айтишников
С 10 по 12 октября в Ижевске проходил финал Межрегионального хакатона «Открывай Удмуртию». Учащиеся смоленского центра «IT-куб» состязались с командами из девяти городов России: Новосибирска, Красноярска, Магнитогорска, Мурманска, Новоуральска, Воткинска, Сарапула, Глазова и Ижевска. Мы попросили ребят и их наставника поделиться впечатлениями от поездки.
Спортивное и промышленное программирование
– Существует два вида программирования, – объясняет наставник смоленских команд, педагог Центра цифрового образования детей «IT-куб» Владислав КОВАЛЁВ. – Это спортивное программирование, которое напрямую связано с алгоритмами, олимпиадами и скоростью выполнения тех или иных задач, и продуктовое программирование, оно же промышленное. Здесь уже нужно знать технологии и уметь создать достаточно быстро и качественно какой-то конечный продукт. И если раньше ребята, как правило, больше хотели заниматься олимпиадами, то сейчас молодому поколению гораздо важнее научиться писать сайты, мобильные приложения, игры и так далее. С развитием IT-технологий сейчас школьники могут уже к десятому-одиннадцатому классу создавать свои продукты. Хакатон – это соревновательное мероприятие именно по промышленному программированию. Ребятам даётся какое-то направление или конкретный кейс, и они должны предложить своё решение.
Финалисты
Хакатон «Открывай Удмуртию» был организован ижевским центром «IT-куб» и состоял из отборочного тура и финала.
Для участия в состязании нужно было собрать команду из трёх человек (дизайнера, разработчика и аналитика) в возрасте от 14 до 18 лет и подать заявку в одну из номинаций: «AR-разработка», «Мобильная разработка» и «Web-разработка».
– На отборочном этапе ребята должны были выполнить небольшой кейс, – рассказывает Владислав Ковалёв. – Смоленск представляли две команды. В их состав вошли Наталья Кузьмина, Константин Дробязкин, Георгий Гусев, Яков Мартыненков, Артём Жуков и Алексей Ефременков. Ребята участвовали в треках «Мобильная разработка» и «Web-разработка». Обе команды прошли в финал, и мы отправились в Ижевск.
Хакатон был посвящён туризму и сохранению исторического наследия, поэтому для организаторов очень важно было познакомить участников с достопримечательностями Удмуртии. Работа в некоторых из них и легла в основу заданий, предложенных участникам межрегионального соревнования.
«Открывай Удмуртию»
Ребята из трека «AR-разработка» посетили Музей-усадьбу Петра Ильича Чайковского в Воткинске. В 1837 году отец композитора – горный инженер Илья Петрович Чайковский получил назначение на должность начальника Камско-Воткинского железоделательного завода, находившегося в Сарапульском уезде Вятской губернии. Здесь родился и провёл детские годы великий композитор. Мемориальный дом-музей был воссоздан в 1940 году по сохранившимся чертежам. Участники хакатона поближе познакомились с жизнью композитора в этом городе и погрузились в атмосферу усадьбы. Задачей команд этого направления было создать VR/AR-экскурсию по музею (с применением технологий виртуальной и дополненной реальности).
Команды трека «Мобильная разработка» побывали в музее-заповеднике «Лудорвай». Площадь музея составляет 59 гектаров земли. Здесь можно увидеть постройки северных, центральных и южных удмуртов, ветряную мельницу, пасечный комплекс и многое другое. Для ребят провели экскурсию по музею под открытым небом и накормили национальным блюдом Удмуртии – перепечами. Задачей команд этого направления было создать мобильное приложение с геопозицией, чтобы можно было найти «точки интереса», подойти к ним и послушать аудиогид.
– Наша команда работала над приложением, в котором была информация о музее, а также игры, индивидуальные туры и интерактивные карты, охватывающие огромную территорию заповедника, – поделился Константин ДРОБЯЗКИН.
А участников трека «Web-разработка» познакомили с деревней Мувыр: рассказали про её историю и возрождение и показали основные достопримечательности.
Стоит отметить, что в 60-х годах прошлого века деревню Мувыр признали неперспективной, жителей расселили по окрестным деревням, дома разобрали, землю распахали под пашню. Возродил поселение Александр Корепанов в 2008 году, заново отстроив дома и создав туристический комплекс. Теперь гости могут посетить здесь кафе, висячий мост, покататься на лодках, сапах, устроить рыбалку, закупиться молочной продукцией.
– Я был в команде по web-разработке, – рассказывает Яков МАРТЫНЕНКОВ. – Нам предстояло создать web-сервис для возрождённой деревни Мувыр. В техническом задании большое количество пунктов отводилось услугам, которые предоставляются в деревне (бронирование гостевых домиков и беседок, всевозможные прокаты лодок, сапбордов и так далее). Мы приняли решение сконцентрироваться именно на создании сервиса по оказанию этих услуг. Пользователь мог забронировать домик или беседку на сайте. После этого администратору и самому пользователю приходило уведомление на почту об успешности бронирования. Также была реализована функция добавления новостей на страницу сайта администратором через телеграм-бота. Мне самому очень понравилась природа деревни Мувыр. Виды, которые открываются на реку Лоза и на леса с крутого обрыва, буквально заставили меня остановиться и просто смотреть. Налюбоваться я смог лишь тогда, когда уже вся группа с экскурсоводом ушла далеко вглубь деревни.
Главное – новый опыт
Для юных программистов хакатона «Открывай Удмуртию» была организована и образовательная программа. Команды посетили мастер-классы от сотрудников IT-компаний Directum и «Русские информационные технологии». Участникам соревнований рассказали о специализации аналитиков, об инструментах работы, о роли дизайна в разработке продукта, а также об искусственном интеллекте.
Наставники же ребят посетили Центр одарённых детей Удмуртии, «Кванториум» и Академию «Калашников» и увидели, как развивается дополнительное образование в этом регионе.
Три дня конкурсанты усердно работали над проектами. А результаты этой работы оценивали IT-эксперты и авторы кейсов.
Смоляне сделали интересные, сильные проекты, но, к сожалению, не попали в число призёров хакатона. Однако ребята не унывают: полученный опыт и знания для них являются более важными, нежели победа. А свою работу над приложениями, начатыми на хакатоне, смоленские программисты собираются продолжить.
– Больше всего из поездки мне запомнился момент перед началом работы: когда поздно вечером с командой приходишь в коворкинг и предвкушаешь, как в ближайшую ночь будешь непрерывно писать код. Такие моменты обладают определённым шармом, и прожить подобное – дорогого стоит, – считает Яков Мартыненков. – Прежде всего на хакатоне я получил бесценный опыт работы в команде. Программист может знать много технологий, но если он не умеет работать в команде, то грош цена его знаниям и умениям. Для себя я пришёл к выводу, что по возможности я обязательно буду участвовать в хакатонах и подобного рода соревнованиях.
– Работа в условиях ограниченного времени научила нас эффективному управлению этим самым временем и расставлению приоритетов, – говорит Константин Дробязкин. – В этих условиях намного быстрее проходит обучение и освоение новых инструментов. Адаптация – ключевой навык, который мы развивали на хакатоне. Я всегда полон инициативы и с радостью буду участвовать в подобных мероприятиях. Если хакатон – это вызов, то я готов принимать такие вызовы!
– Это первая такая поездка ребят нашего центра. Они получили отличную возможность поработать вместе, почувствовать ритм хакатона. Этот опыт гораздо ценнее, чем подарки! А полученные знания будут полезны и необходимы уже очень скоро – нас ждут SmolatHon и Всероссийский хакатон, – подытожил педагог-наставник Владислав Ковалёв.
Фото: предоставлены героями материала
Александра Ковалёва