От Советского Информбюро: 17 сентября 1941 года
В течение 17 сентября наши войска вели упорные бои с противником на всем фронте.
В течение 15 сентября в воздушных боях и на аэродромах противника уничтожено 78 немецких самолетов. Наши потери – 25 самолетов.
Удар по танковой группе Гудериана
Гитлеровцы еще 3 сентября объявили о захвате Брянска немецкими войсками. Однако это сообщение, как и многие другие, явилось очередной выдумкой и бахвальством. Немецкое командование, бросив в начале сентября на Брянск большую группу танковых и мотомеханизированных войск под командованием небезызвестного генерала Гудериана, рассчитывало, видимо, прорвать наш фронт и захватить Брянск. Однако действиями наших наземных войск и массированными последовательными ударами нашей авиации планы немецко-фашистского командования были сорваны. В упорных боях немецким войскам были нанесены тяжелые потери. Враг потерял более 20 тысяч убитыми, ранеными и пленными. Уничтожено до 500 немецких танков, 70 бронемашин, 1525 автомашин, 196 самолетов, уничтожено и частью захвачено исправных 206 орудий, захвачено 85 станковых и 51 ручной пулемет, 51 миномет, несколько тысяч винтовок, большое количество винтовочных патронов, гранат, снарядов и несколько радиостанций.
Танковая группа Гудериана, потеряв таким образом две трети своих танков, оказалась отброшенной далеко от Брянска.
Еще одна гитлеровская ложь
Германское информационное бюро руководствуется наставлениями Гитлера о том, что «нет смысла заниматься мелким враньем; ложь должна быть такой величины, чтобы слушатели никогда не посмели подумать, что ее можно выдумать». Очередная порция такой лжи была преподнесена миру 16 сентября от имени верховного командования вооруженных сил Германии. Фашистское радио сообщило, будто бы германская армия в районе озера Ильмень разбила крупные силы трех советских армий, которые якобы потеряли 53 тысячи человек пленными, 320 танков, 695 орудий. Это сообщение германского командования от начала до конца является хвастливой брехней.
На указанном участке фронта свыше месяца происходили и происходят упорные бои, в ходе которых наши войска понесли потери убитыми и ранеными до 30 тысяч человек. Никаких 320 танков не могли потерять советские войска, так как танков на этом фронте было всего два-три десятка. Что касается артиллерии, то мифическая цифра потерь в 695 орудий должна быть снижена до 42 орудий.
Немецкие солдаты, захваченные нами в плен на этом участке фронта, в один голос заявляют об огромных потерях немецких войск в этих боях. Как правило, показывают пленные немецкие солдаты, в ротах осталось 25-30 человек, а во многих ротах по 8-12 человек. По самым минимальным подсчетам, за время боев на этом участке фронта немцы потеряли убитыми, ранеными и пленными не менее 45-50 тысяч человек. Таковы факты, а факты упрямая вещь. Не имея действительных успехов, немецкое командование вынуждено эти успехи выдумывать.
***
Рост антифашистских настроений в Югославии усиливается с каждым днем. В Загребе произошло несколько взрывов бомб на центральной телефонной станции. В результате взрыва телефонная связь, как в городе, так и за его пределами нарушена. Во время взрывов тяжело ранены майор корпуса связи Меринг и начальник местной секретной полиция Рейкович. Среди раненых 4 германских солдата и один лейтенант. Одновременно со взрывом на телефонной станции в другом квартале города были обстреляны из пулемета и ранены 6 фашистских солдат.
***
Озверелые фашистские орды продолжают чудовищные издевательства над мирным населением захваченных городов и деревень. Ворвавшись в село В.-Литовская, Киевского района, немцы начали грабить крестьян. Фашисты забирали все, что попадалось под руку: свиней, кур, хлеб, одежду и посуду. У колхозника Федора Андруховича немецкие бандиты отняли подушки, ведра, ложки, миски, сухари, керосиновую лампу, марлевые занавески и часы-ходики. Солдаты избили детей Ф. Андруховича и вырвали у них из рук последнюю буханку хлеба. У колхозницы Ульяны Косенко и колхозника Семенова забрали корову, кур и всю одежду.
В селе Алексеевка, Бобринецкого района Кировоградской области фашистские офицеры устроили пьянку. Всем местным девушкам было приказано, под угрозой строгого наказания, явиться в помещение, где пьянствовали гитлеровские офицеры. Ни одна девушка, разумеется, не пришла. Тогда немецкие солдаты устроили облаву. Они врывались в дома жителей и пытались насильно увести девушек. Некоторые крестьяне заперлись и не впускали к себе фашистских извергов. Рассвирепевшие фашисты взломали двери, вывели на улицу и расстреляли четырех колхозников и колхозниц. Вечером пьяные немецкие офицеры зверски убили местную учительницу, которая категорически отказалась явиться в фашистский притон. Второго сентября пьяные солдаты застрелили старого крестьянина Остапа Мироненко и его 12-летнего внука.
***
Самоотверженно трудятся горняки угольных бассейнов Востока, доставляя стране тысячи тонн угля сверх плана. Комбинаты «Кузбассуголь», «Уралуголь», тресты «Сахалинуголь», «Кизелуголь» и другие значительно перевыполнили план августа и первых дней сентября. Коллективы шахт имени 1 мая и № 4 треста «Кизелуголь» уже выполнили девятимесячные задания. Ежедневно дают уголь сверх плана горняки шахт имени Урицкого и № 24. Знатный машинист врубовой машины Кокшаров подрубает по две лавы в смену. Шахта № 8 треста «Востсибуголь» выполнила девятимесячную программу на 19 дней ранее срока. По сравнению с прошлым годом угледобыча возросла на 36 процентов, себестоимость угля снижена на 12 процентов. Бригада навалоотбойщиков Суринова выполнила годовую программу за 8 месяцев.
Успешно работают женщины, недавно овладевшие профессией горняков. Забойщик шахты им. Кирова т. Татаринцева дневную норму выполняет более чем на 200 процентов, забойщики Семенова и Фудякова дают по полторы и более нормы.
Передовые бригады навалоотбойщиков Абдрахманова и Митрофанова Карагандинской шахты № 20 уже перевыполнили свою годовую программу. Врубмашинист этой шахты Степанов добился самой высокой в стране производительности врубовки на твердом пласту: 20-23 тысячи тонн в месяц.
На фото: фашистские танки группы генерала Гудериана, подбитые и захваченные частями полковника Иванова в сентябрьских боях. Снимок специального фотокорреспондента О. Кнорринга.