Выжили благодаря маме. Часть 3

Фото: © Евгений Халдей Источник: РИА Новости

Сердце победы

Выжили благодаря маме. Часть 3

17 сентября 2025 года в 09:01

Smоlgazeta.ru продолжает публиковать материалы проекта «Сердце Победы».

Сегодня представляем вашему вниманию продолжение воспоминаний Светланы Георгиевны ЗЕМЛЯНУХИНОЙ (до замужества – Максимович), детство которой выпало на тяжелейшие военные годы и оккупацию Смоленщины. Светлана Георгиевна – наша землячка, родилась в деревне Свиридовка Рославльского района, сейчас живёт в Саратове, но так сложилось, что даже в Поволжье её жизнь связана с нашей областью, которую она до сих пор вспоминает с искренней теплотой. Светлана Георгиевна Землянухина – доктор экономических наук, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор Саратовского государственного технического университета имени Юрия Алексеевича Гагарина.

Часть1. Часть 2.

Нашей деревне повезло…

Последний период оккупации и освобождение Смоленщины остались в моей памяти заревом горящих вокруг Свиридовки деревень. В годы Великой Отечественной войны многие населённые пункты нашей страны, целые территории стали жертвами политики «выжженной земли», которую проводило гитлеровское командование. Войскам предписывалось при отступлении уничтожать всё: предприятия, шахты, электростанции, мосты, железнодорожные пути, продовольствие, – что не представлялось возможным вывезти по причине ограниченных транспортных возможностей… Предписывалось сжигать жилые дома в городах, сжигать деревни, и города и деревни Смоленщины после освобождения Красной Армией лежали в руинах. Немецкие каратели сожгли более пяти тысяч смоленских сёл и деревень.

А вот нашей деревне повезло: она не была сожжена в связи с тем, что немцы, которым было поручено поджечь деревню, решили сдаться в плен. Они забрались на чердак нашей школы, просидели там двое суток, переждали, пока затихнет бой, и только потом вышли из убежища и сдались в плен. Окружавшие нашу Свиридовку деревни были сожжены, и я помню, как, бывая там после оккупации, видела, что в соседних деревнях люди жили в землянках.

Чего стоила жителям оккупация Смоленской области, длившаяся с 1941-го по 1943 год, можно увидеть по данным Государственной чрезвычайной комиссии, которая в 1945 году установила, что за период оккупации районов Смоленской области фашисты расстреляли, повесили, сожгли, закопали живыми, отравили ядом и в душегубках, замучили в застенках гестапо свыше 151 тысячи мирных советских граждан (от грудных детей до глубоких стариков). В документах Нюрнбергского процесса, относящихся к Смоленщине, указано, что на территории Смоленской области погибли более 230 тысяч военнопленных, в Германию были угнаны 164 тысячи жителей, а общее количество жертв составило 546 тысяч человек.

Население Смоленской области и самого Смоленска за время оккупации сократилось примерно вдвое: ко времени освобождения области от вражеской оккупации в ней насчитывалось менее 900 тысяч человек населения, или только 40% довоенной численности. Численность населения области, по переписи 1939 года, составляла около 2 миллионов человек, а в 2020 году, по данным Росстата, составляет меньше миллиона – только 47% от довоенной численности. Это единственная область в России, которая так и не смогла восстановить довоенную численность населения…

Будьте достойны!

Подводя итог своим воспоминаниям, я отдаю себе отчёт в том, что наша семья уцелела благодаря тому, что в самый первый момент оккупации жители деревни нас не выдали, благодаря тому, что потом нас спасли партизаны, а затем мы остались живы благодаря находчивости и верности долгу пленного советского офицера. Наша семья выжила благодаря моей матери, которая в условиях угрозы смерти, в условиях голода, холода и болезней на пределе физических сил сумела вместе со старшим сыном сохранить нас, малышей.

Те нравственные основы ответственности, обязательности труда, дисциплинированности, взаимопомощи, которые были заложены в нас нашими родителями, позволили нам, их детям, прожить честную, достойную жизнь. Мы получили образование, поехали по распределению на Урал, на Север, в Сибирь, в Казахстан, работали по полученным специальностям, мы создали свои семьи и вырастили детей. Судьба так сложилась, что все мы – и я, и мои братья – собрались в Саратове и Саратовской области. Эстафета педагогической деятельности передана от моих родителей уже в третье поколение – и моя дочь, и племянницы преподают в саратовских вузах. Мы чтим память наших родителей, которых уже нет в живых, мы отдаём дань памяти тем советским солдатам и партизанам, благодаря которым мы спаслись.

По всей территории Смоленской области, в каждом районном городе и во многих деревнях установлены мемориалы в память о погибших на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны. Такой памятник есть и в деревне Пригорье, которая расположена в 15 км от Свиридовки, – сейчас она входит в состав Пригорьевского сельского поселения. Памятник установлен на братской могиле, в которой захоронены 285 советских воинов, погибших во время военных действий 1941–1943 годов в окрестностях Пригорья. Наша семья переехала в Пригорье в 1951 году, и я хорошо помню, как происходило захоронение, как гробы опускали в могилу, как выстрелами отдавали салют. Вечная им память!

Я хочу обратиться к молодым людям, к потомкам тех, кто проявил доблесть и мужество, выстоял и победил: будьте достойны их памяти! А быть достойными этой памяти – значит, беречь и защищать нашу Россию, достойно учиться и трудиться! Преодолевайте трудности, создавайте семьи, растите детей и своим детям передавайте эстафету стойкости, мужества и верности долгу. Желаю, чтобы вы, молодые люди, нашли своё призвание, нашли достойное место в этой жизни и были счастливы.

Светлана ЗЕМЛЯНУХИНА

Выжили благодаря маме. Часть 2
Разгром важнейшего стратегического узла обороны немцев на западном направлении