От Советского Информбюро: 29 мая 1942 года
В течение 29 мая на Изюм-Барвенковском направлении наши войска продолжали вести оборонительные бои и отражали атаки танков и пехоты противника.
На остальных участках фронта ничего существенного не произошло.
По уточненным данным, за 27 мая уничтожено не 28 немецких самолетов, как об этом сообщалось ранее, а 60 самолетов.
За 28 мая уничтожено 53 немецких самолета. Наши потери – 21 самолет.
В Баренцевом море потоплены немецкий тральщик водоизмещением 800 тонн и транспорт противника водоизмещением 12 тысяч тонн.
***
За 28 мая частями нашей авиации на разных участках фронта уничтожено или повреждено 15 немецких танков, 100 автомашин с войсками и грузами, 35 подвод с боеприпасами, 7 полевых и зенитных орудий, 10 зенитно-пулеметных точек, разбито два железнодорожных эшелона, взорвано 2 склада с боеприпасами, рассеяно и частью уничтожено до трех рот пехоты противника.
***
Немецкая авиация 28 мая дважды пыталась совершить налет на гор. Мурманск. К городу прорвались только отдельные самолеты противника. Сброшенные бомбы упали в залив. Жертв и разрушений нет. Огнем зенитной артиллерии и нашими истребителями сбито 6 немецких самолетов.
***
Наша танковая часть, действующая на Изюм-Барвенковском направлении, ведя оборонительные бои, уничтожила 12 немецких танков, 10 орудий, 28 пулеметов и 4 миномета. Противник потерял убитыми 300 солдат и офицеров.
***
На одном из участков Калининского фронта наши части заняли несколько населенных пунктов. На поле боя осталось 700 убитых немецких солдат и офицеров. Уничтожено 2 немецких танка, 6 минометов, 3 орудия, 2 артиллерийские и 2 минометные батареи, взорваны два склада с боеприпасами и склад горючего. На другом участке пьяные гитлеровцы предприняли атаку. Подразделение во главе со старшим политруком Батенковым встретило врага ружейно-пулеметным огнем. Оставив на поле боя более 70 трупов, немцы в беспорядке отступили.
***
Группа наших автоматчиков во главе с заместителем политрука Найда произвела налет на деревню С., занятую немцами. Автоматчики уничтожили в деревне до 50 гитлеровцев.
***
Снайперское отделение тов. Кудели за два дня уничтожило 17 гитлеровцев. 8 из них уничтожил тов. Куделя. На его счету числится уже 60 уничтоженных немцев.
***
В течение десяти дней несколько партизанских отрядов, действующих в Орловской области, вели ожесточенные бои против немецко-фашистских частей. Оккупанты потеряли в этих боях более 2.000 солдат и офицеров. Партизаны сбили три немецких самолета, уничтожили 2 бронемашины и захватили трофеи и пленных.
***
Партизанский отряд, действующий в одном из оккупированных немцами районов Смоленской области, захватил в плен врача-хирурга, лейтенанта 7 мотоциклетного батальона 7 немецкой танковой дивизии Пауля Пансгена. Доставленный в штаб Энской части, пленный рассказал:
«За время войны против СССР наша танковая дивизия потеряла 15-16 тысяч человек. Из 300 танков осталось не больше десяти. Солдаты чрезвычайно устали. Многие доведены до состояния полной апатии. Им совершенно безразлично, как закончится война и кто победит. Они желают лишь одного, чтобы она кончилась как можно скорее. Медицинское обслуживание в армии поставлено плохо. Военные врачи, как правило, малоквалифицированные. Больных, еще не оправившихся от ран или болезней солдат гонят на передовые позиции. Многие раненые умирают в пути».
В заключение пленный заявил:
«Партизаны обращались со мною хорошо. У них я беседовал с одним немецким солдатом, бежавшим из своей части. Он ярый противник гитлеровского режима. Этот солдат вместе с партизанами совершает нападения на немецкие обозы и воинские части».
***
Добровольно перешедший на сторону наших войск ефрейтор 61 немецкой пехотной дивизии Роберт К. рассказал:
«Я мобилизован в армию в январе 1942 года. До этого проживал в гор. Тильзите. В восьми километрах от города находился лагерь для русских военнопленных. Зимой многие военнопленные ночевали под открытым небом или в нетопленных сараях. Ежедневно там от холода и голода умирало по 30-40 человек. Пленных используют на тяжелых работах, и вид у них ужасный. Истощенные и изможденные, они с трудом держатся на ногах. За малейшие проступки и за отказ от работы пленных расстреливают».
***
Пленный летчик-радист обер-ефрейтор Герман Кайзер рассказал:
«На Восточном фронте я нахожусь с 14 апреля. Имею три боевых вылета. Четвертый был последним. Самолет сбила русская зенитная артиллерия. Из экипажа уцелел только я один, остальные погибли. Крестьяне меня задержали и доставили в штаб. За последнее время наш отряд терял в среднем по три самолета в неделю. Советские летчики несколько раз бомбили наш аэродром. Во время последней бомбежки было подожжено 5 самолетов, находившихся на земле. В немецкой авиации ощущается острая нехватка опытных пилотов. Старых летчиков становится все меньше, а новые не имеют ни знаний, ни боевого опыта».
На фото: Юго-Западный фронт. Бойцы Н-ской части выдвигаются на новый рубеж. Снимок специального фотокорреспондента А. Капустянского.