Как влияют мультфильмы на детей?
Современные дети смотрят довольно много мультиков. И всё чаще родители стали задаваться вопросом, как из всего имеющегося разнообразия подобрать своим чадам мультфильмы, которые будут не во вред. Тем более что эта тема активно обсуждается и вокруг неё много слухов и домыслов. О том, какую роль играют мультики в развитии малышей и как их правильно выбирать, «Смоленской газете» рассказала психолог Марина Жарова.
Мелькающие картинки
– Марина, начать мне хотелось бы вот с чего. Если верить «Атласу новых профессий», то у нас в ближайшее время должна появиться такая профессия, как специалист по детской психологической безопасности. Это профессионал, который будет тестировать детские товары и сервисы на предмет угроз для психики и потенциального вреда развитию ребёнка. Как вы думаете, в современном мире это действительно актуальная тема?
– Сейчас мир очень быстро меняется, и человек, находящийся в стремительно меняющихся условиях, нуждается в помощи и поддержке. Как вы понимаете, у родителей времени и сил на воспитание своих чад становится всё меньше. А доступа к различной информации становится так много, что поди разберись вообще, как сделать выбор, как отличить качественный контент от некачественного. Опять-таки, мы видим пропаганду некачественного, деструктивного контента. Это касается и мультиков, и фильмов, и игрушек, и книг. Конечно же, всё это надо мониторить, и на это нужно большое количество времени. Действительно необходима помощь профессионалов, чтобы в таких условиях сохранять психическое здоровье детей, формировать у них здоровые жизненные ценности.
– С какого возраста можно начинать смотреть мультики? Сталкивалась с таким мнением, что до трёх лет детям вообще вредно смотреть телевизор, мультфильмы. Почему?
– Сейчас уже все мы, и родители, и педагоги, ощутили негативное воздействие телевизора и гаджетов на детей. Конечно, это удобно. Посадил ребёнка перед мерцающим ящиком и выиграл несколько свободных минут для себя. Вот только малыш, глядя на экран, не развлекается. В это время его мозг напряжённо работает. Действительно, Всемирная организация здравоохранения ограничила возраст просмотра телевидения, мультфильмов и так далее, их не рекомендуется смотреть детям до трёх лет. Ведь вред, который ребёнок от этого получает, очень большой.
Восприятие детей в этом возрасте так устроено, что они будут смотреть всё подряд, что ни покажи, будь то фильм или реклама. Не важно, какой контент, важно, что что-то мелькает на экране. Важно само мелькание. У детей восприятие чисто сенсорное, и это вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Я уже не говорю о том, что нарушается общение, нарушается двигательная активность и, что самое страшное, возникает зависимость – ребёнку обязательно нужно, чтобы что-то мелькало, чтобы ему что-то показывали. Это блокирует его собственную активность и те виды деятельности, в которых должно происходить развитие в этом возрасте. В раннем возрасте это предметная деятельность.
Разорвать восприятие и действие нельзя. Дети постигают величину и форму предметов, играя с пирамидками, кубиками, вкладышами. В таких играх они как раз и отрабатывают эти сенсорные эталоны. А смотрение это действие перекрывает.
Хочу ещё сделать акцент на маркировке «0+». Это некорректно. Родителей успокаивает этот ноль, и они думают, что можно показывать мультик ребёнку. Но на самом деле это не так. Сейчас, кстати, в некоторых странах обсуждается закон о запрете доступа детей до трёх лет к любому показу. Вот уже ближе к трём годам, после трёх лет мультфильмы смотреть можно и нужно. Безусловно, это сложно соблюсти, особенно если в семье не один ребёнок: младший обязательно будет подсматривать за тем, что смотрит старший. Но есть несколько правил, которые помогут минимизировать негативное влияние в столь раннем возрасте. Мультики должны быть хорошего качества и с хорошим звуком, а также должны быть короткими – не длиннее пяти-семи минут, чтобы не перегружать психику ребёнка. Постарайтесь смотреть мультики в такое время, чтобы не перевозбуждать нервную систему ребёнка перед сном. Хорошо включать мультики, например, с компьютера, чтобы исключить просмотр рекламы. Конечно, экран должен находиться на безопасном для глаз расстоянии. И полностью исключите просмотр телевизора фоном!
Сначала реальный мир – потом виртуальный
– А что вы можете сказать по поводу новых модных, популярных сейчас у родителей развивающих мультиков или фильмов для детей, которые, по словам производителей, созданы как раз для детей до трёх лет?
– Это всё ерунда. Да, ребёнок может запомнить основные цвета: где красный, а где зелёный, но это будет чисто рефлекторно. Запомните, никаких энциклопедических знаний с пелёнок невозможно получить через смотрение – это просто обман. К тому же обман вредный. Производители таких мультфильмов уверяют, что если от рождения их смотреть, то ребёнок будет гением, но на самом деле ребёнок привыкает к экрану, привыкает постоянно что-то смотреть, и это пагубно скажется на его развитии. Об этом производители почему-то молчат. В итоге мы получаем зависимых от телевизора и компьютера детей. А когда родители начинают бить тревогу – уже поздно. Пока ребёнок не изучил реальный мир вокруг себя, вводить его в виртуальный мир вредно и опасно. Сейчас уже есть такие дети, которые обращаются с реальностью как с компьютером. Например, мальчик четырёх лет смотрит в окно и пытается двумя пальцами увеличить изображение, как на смартфоне. Идёт полный перенос общения из виртуального мира на реальную жизнь, а не наоборот, как это должно быть. Развивающим мультфильм, конечно, может быть, но для ребёнка старше трёх лет и тогда, когда вы не только покажете его малышу, но и в течение дня предложите ему вспомнить сюжет, главных героев, попробуете изобразить их красками на бумаге, слепить из пластилина, вырезать из цветного картона и так далее. Полезно также будет придумать продолжение истории, здорово найти книги с героями мультфильмов – тогда у малыша будет сохраняться интерес к чтению.
– Какую вообще роль играют мультики в развитии ребёнка?
– Еще раз повторюсь, что полноценное восприятие мультфильмов возможно после трёх лет, когда у ребёнка достаточно развита речь, появляется воображение. С этого возраста мультфильмы наряду с книгами, театром могут и должны войти в жизнь ребёнка. Мультфильмы дают прежде всего модели поведения персонажей. Герой, если ребёнок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится объектом идентификации и образцом для подражания. Известный канадский психолог Альберт Бандура, который исследовал влияние экрана на массового зрителя, утверждал, что даже одна единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов. Заразительность слов и поступков персонажей фильмов – очевидна. Они могут стать носителями моральных эталонов – как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия и действия героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа. Очевидно, что поведение персонажей нужно с ребёнком обсуждать. Ещё хотелось бы сказать о значимости соответствия содержания мультфильмов возрастным особенностям детей – поскольку для многих родителей это не является очевидным. Есть такое распространённое мнение, что дети сами выберут, что им нужно, и могут отказаться, если им что-то не нравится или не понятно. Но это далеко не так. Дошкольник не способен преодолеть магнетизм мелькающих зрительных впечатлений. Он может долго смотреть на картинки на экране, даже не различая события, персонажей. В итоге у детей быстро вырабатывается зависимость от экрана, которая парализует их волю и активность. Они уже не хотят ничего делать сами, постоянно просят включить телевизор. Результаты наблюдений за детьми, которые просматривают контент, не соответствующий их возрасту, показали, что это приводит к состоянию эмоционального утомления. Это может проявляться в усталости, а также в перевозбуждении. Возможны агрессивные реакции. Так что оставлять сегодня ребёнка одного перед включённым телевизором – это значит закладывать бомбу замедленного действия в его сознание.
Что на пользу, что во вред?
– А как правильно выбирать мультфильм в соответствии с возрастом?
– В три-четыре года содержанием игры является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Ребёнок активно строит картину мира, а взрослый становится источником информации. Пробуждается познавательная потребность. Интересы ребёнка связаны с миром природы, животными, растениями, а также с техникой – машинами, самолётами. Это возраст почемучек, когда ребёнок пытается установить связи между предметами и явлениями: почему, откуда, зачем. И главный жизненный контекст ребёнка – это семья, совместная жизнь с родителями. Сфера общения со сверстниками ещё не доминирует. Соответственно, нужны фильмы с простыми короткими сюжетами и сказки с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом. Главные темы – жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов действий с природными явлениями, с миром техники и так далее. Важен для малышей общий позитивный настрой мультфильма, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Образы героев не должны быть перегружены деталями. В качестве примеров произведений для младшего возраста можно назвать мультики «Снеговик-почтовик», «Цыплёнок и утёнок», «Паровозик из Ромашкова». Подчеркну, что продолжительность мультфильма не должна превышать десять минут. Средний дошкольный возраст четырёх-пяти лет – это период расцвета ролевой игры и детского воображения. В этом возрасте достаточно развито образное мышление, внутренний план действия. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя берут. Главное в игре – это отношение к партнёру в соответствии со взятой на себя ролью. В этом возрасте особую значимость приобретает сфера общения со сверстниками. В соответствии с этим для детей четырёх-пяти лет подходят сюжеты, связанные с общением и различными отношениями между персонажами: дружба, вражда, доминирование, подчинение. Спектр эмоциональных переживаний персонажей расширяется, и важно, чтобы главный герой воплощал наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов. Какие мультфильмы в этой категории? «Котёнок по имени Гав», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа». В шесть-семь лет впервые обнаруживается подчинение своих действий более отдалённому мотиву. Появляется феномен эмоционального предвосхищения содержания игры. Важным становится выполнение правил игры, вытекающих из взятой на себя роли, а сюжеты становятся развёрнутыми, связанными с приключениями и фантазией. Здесь детей волнуют разные аспекты взрослой жизни: поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий. В этом возрасте ребёнок усваивает представления о добре и зле, справедливости, нормы и правила поведения, учится видеть себя и ситуацию со стороны, что является важным условием развития самоконтроля и произвольности. Складываются устойчивые, избирательные привязанности между дошкольниками, и появляется дифференциация детской группы. В этом возрасте уже можно предложить детям развёрнутые сюжеты со сквозными персонажами. Возможны иносказания, метафоры, карикатурные изображения, описания с шутками и подтекстом. Центральным моментом содержания выступают переживания и внутренний мир героев. Эмоциональные состояния героев могут быть амбивалентными. Возможны не только ситуативные чувства, но и более обобщённые переживания, возможно острое напряжённое, отрицательное эмоциональное состояние. Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но и переживающий, вызывающий сопереживание. Персонажи выступают как носители моральных норм и ценностей. Пример произведений для этого возраста: «Варежка», «Домовёнок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева».
– Как родитель может самостоятельно определить, вредный мультик или нет?
– Если родитель озаботится этим вопросом, он довольно легко найдёт подобную информацию в интернете. Не стоит показывать мультик ребёнку в следующих случаях. Если главные герои ведут себя агрессивно, жестоко, калечат друг друга, убивают, причиняют вред, все подробности этого смакуются, даже если это подано под маской юмора. В качестве примера приходит на ум «Шрэк». Когда принцесса Фиона начинала петь, птица лопнула, ещё что-то такое произошло. Там достаточно много таких насильственных сцен. И это совсем не соотносится с образом женственности. Это точно не тот образ, который должен быть усвоен ребёнком. Не стоит показывать детям мультики, в которых плохое поведение персонажей остаётся безнаказанным и даже ведёт к улучшению жизни, получению признания, популярности, богатства. Если вы видите, что в сюжете демонстрируется поведение, опасное в случае повторения в реальной жизни. У детей ещё нет критического мышления в этом возрасте, и они принимают всё за должное и перенимают поведение экранных персонажей. Если вы видите в мультфильме персонажа, которому присуще нестандартное для его пола поведение, если в сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям – это может быть глумление над старостью, немощностью, физическими недостатками. Если герои фильма несимпатичны, даже уродливы. Для детского восприятия, для более лёгкой ориентации в том, кто плохой, а кто хороший, необходимо, чтобы положительный герой был симпатичным и внешне приятным. Тогда ребёнку будет проще понять, кому из героев следует подражать, а кому – напротив. Если в мультфильме культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь – это вечный праздник» – это тоже плохо. Если в сюжете высмеиваются и показываются с неприглядной стороны ценности семейных отношений: главные герои – дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми, герои-супруги ведут себя подло, неуважительно по отношению друг к другу. Если в фильме присутствуют сюжетные линии, которые порочат и брезгливо описывают всё то, что связано с материнством, рождением и воспитанием детей. Если материнские образы выглядят отталкивающими, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный... Наверное, вы уже сейчас отобрали определённые категории мультфильмов, которые не стоит смотреть детям по вышеперечисленным критериям.
В Советском Союзе и сейчас
– Думаю, что уместно будет поговорить о качестве современных мультфильмов. Если героями нашего времени были Чебурашка, кот Леопольд и так далее, то сейчас это Лунтик, Маша и Медведь, Винкс. Что можете сказать по поводу таких мультиков?
– О каждом из современных мультиков можно рассуждать очень долго. Остановлюсь на тех, которые вы назвали. Лунтик – непонятно, вроде бы это сказочный, игрушечный персонаж. Там есть вопрос по поводу самого образа. «Маша и Медведь» – это наш российский мультсериал, который ориентирован на детскую аудиторию от трёх до девяти лет. Мультфильм сделан по законам детского восприятия, поэтому нравится детям. Но не всё, что нравится, полезно. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро. У ребёнка, который часто и много смотрит серии мультика, может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивно информация не усваивается. Главная героиня мультика Маша – это гиперактивный ребёнок с явным дефицитом внимания, наглая, невоспитанная, эгоистичная. Она балуется, развлекается, шкодит, стоит на ушах. Медведь смиренно терпит её выходки, почти не наказывает и мечтает, чтобы его оставили в покое. Посыл мультика – нарушай все правила, веди себя как вздумается, тебе всё простят. Это никак не способствует послушанию, снимает внутренние табу ребёнка на плохие поступки. Сериал – спорный. Смотреть можно, но в присутствии родителей и с подробными объяснениями, почему нельзя поступать, как Маша. Что же касается «Винкс», обратите внимание на то, что героини – барышни эффектные. Огромные глаза, длинные ноги, широкие бедра, узкая талия, распущенные волосы, броская сексуальная одежда. В подкорку маленькой девочке закладываются ложные стандарты красоты с вытекающим комплексом неполноценности. Более того, традиционно женские качества, такие как скромность, целомудрие, милосердие, в этом мультфильме откровенно высмеиваются. И предлагается взамен модель мира, где царствует женская сила. Волшебницы могут сами за себя постоять, нагрубить, дать сдачи, и у ребёнка формируется ошибочное понимание женского и мужского поведения. Этот сериал пропитан идеей «хочу яркой лёгкой жизни без усилий и труда». Обладая сверхспособностями, не связанными с уровнем интеллекта, феи даже не утруждают себя какой-то мелкой работой, за них это выполняют летающие мини-помощницы. Ещё хочу сказать про аниме. Дети любят всё яркое и броское, и эти мультики приковывают их внимание. Но в чём опасность? Ядовитые краски провоцируют излишнюю возбуждённость, а хаотичный видеоряд может привести к речевым нарушениям, поскольку информация просто не успевает усваиваться. Из-за компьютерной графики, не передающей настоящую мимику, ребёнку трудно распознавать, какие чувства испытывают герои. Смущает ещё и их внешний вид: неестественно большие глаза, нереальные изображения рта и носа, неправильные пропорции тела. Они ломают понятие ребёнка о том, как должен выглядеть нормальный человек.
– Есть родители, которые предпочитают, чтобы их дети смотрели старые советские мультфильмы, потому что они хорошие. Действительно ли там всё настолько замечательно и безопасно? Когда пересматриваешь их во взрослом возрасте, то находишь много весьма неоднозначных моментов. Например, попугай Кеша – злостный манипулятор, а Бременские музыканты обманывают короля: наряжаются разбойниками, похищают его, а потом сами же и спасают...
– Сейчас всё больше родителей, к счастью, понимают, что советская кинопродукция для детей в XX веке отвечала самым высоким требованиям. Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержание – понятным ребёнку, его легко можно было перенести в сюжеты детских игр, а герои могли стать достойными для подражания. Старые мультики воспитывают кроху, а также очень часто они сопровождаются хорошими детскими песенками. После их просмотра ребёнок понимает, что нужно быть добрым к окружающим, что к старшим нужно относиться с уважением, что нужно ценить друзей, что в мире есть не только добро, но и зло, с которым нужно бороться. А значит, такие мультфильмы спокойно можно показывать подрастающему поколению и не бояться за неокрепшую психику. Графика, музыкальное сопровождение, диалоги, озвучка – всё на высшем уровне. Конечно же, мы не можем говорить, что сто процентов контента имеет такое качество. Те два мультфильма, которые вы назвали – «Кеша» и «Бременские музыканты», – не относятся к этому контенту, и вот почему. Если говорить о «Кеше», то его начали снимать ещё в период застоя, а закончили на заре перестройки, и это было не совсем спокойное время. В этом мультике хорошо отражены реалии того времени, когда заграничные товары ещё были не у всех, но народ уже активно проявлял к ним интерес как к атрибутам красивой жизни. Кеша, с точки зрения психологии, – истерическая или театральная личность, которая стремится привлечь к себе внимание любой ценой, манипулирует, скандалит, обладает неуживчивым нравом, эгоцентризмом, элементами нарциссизма и так далее. Если смотреть этот мультфильм с ребёнком, то важно комментировать, что хорошо, а что плохо.
А мультик «Бременские музыканты» вышел в 1969 году, и из-за романтичного, дерзкого, вольного пересказа сюжета сказки братьев Гримм с откровенным влиянием субкультуры хиппи шестидесятых годов он подвергся резкой критике, режиссёра обвинили в непрофессионализме. Даже по поводу советских мультфильмов вы должны понимать, в какое время они создавались и что в себе несут. Прежде чем предоставить этот контент своему ребёнку, составьте хотя бы топ-10, топ-20 действительно полезных и безопасных мультиков, соответствующих возрасту малыша.
К сожалению, золотой век советской мультипликации завершился. Сейчас единичные российские проекты заслуживают внимания потребителей, но их число несопоставимо с продукцией западных мультипликационных империй. Поэтому часто детям сейчас предлагаются преимущественно развлекательные, взрослые по форме и содержанию фильмы, не рассчитанные на детское восприятие. Дорогие родители, обратите на это внимание и старайтесь подбирать подходящие мультики для своих детей!
Фото: из личного архива Марины ЖАРОВОЙ, kinopoisk.ru
Татьяна Борисова