Коронавирус на Смоленщине: чего ждать жителям региона
Важнейшее место среди всех новостей Смоленской области на этой неделе, безусловно, займёт публикация постановления главного государственного санитарного врача Ларисы Сидоренковой, которым, по сути, дан старт действительно массовой вакцинации от коронавирусной инфекции. Шаг, как позднее отметил в своём обращении к смолянам губернатор Алексей Островский, – «исключительно вынужденный». Попробуем разобраться, что к нему привело, можно ли его было избежать и какими могут стать новые меры в том случае, если распространение ковид-19 не удастся замедлить.
Вторая волна
Итак, пиковые цифры второй волны пандемии коронавируса, согласно графику, который приводится в специальном разделе «Яндекса» (портал, в свою очередь, ссылается на стопкоронавирус.рф), в Смоленской области пришлись на январь 2021 года. Тогда в течение почти 10 дней в регионе регистрировалось более 180 новых случаев заболевания, причём с октября эта цифра ни разу не опустилась ниже 100 случаев. В то время в регионе действовали ограничительные мероприятия, пусть и не такие жёсткие, как в первые месяцы пандемии, – работали кинотеатры, кафе, школы и вузы работали в очном режиме, и, в принципе, жизнь в чём-то протекала как обычно.
С другой стороны, подавляющее большинство смолян знали: в части медицинских учреждений прекращена плановая работа, ещё часть полностью перепрофилировали под инфекционные госпитали, да и обычные поликлиники существенно изменили свою работу, уделяя большее внимание пациентам с подозрением на ковид. Слышали смоляне и рассказы о тяжести самого заболевания и его последствий, многие так или иначе столкнулись с инфекцией – сами или же заболевшие были в ближнем круге общения. Были среди смолян, к сожалению, и те, кто потерял родных, близких и друзей.
Осознание опасности инфекции в то время, кажется, было максимальным, и встретить человека без маски и перчаток было действительно сложно: их надевали при входе в магазин и снимали, только покидая торговые точки. То же самое все мы видели и в транспорте, и в других общественных местах – несмотря на все неудобства, смоляне осенью и зимой маски носили.
Эта сознательность, вкупе с усилиями врачей, привела к улучшению эпидемиологической ситуации, причём достаточно резкому: буквально за две недели февраля заболеваемость снизилась вдвое и продолжала снижаться до апреля. В эти же месяцы, напомним, началась и вакцинация от коронавирусной инфекции – в широкий гражданский оборот вышел «Спутник V», к которому прибегли в первую очередь те, кто провёл почти год дома – в условиях установленного работодателем или же лично самим карантина.
Снижение заболеваемости
Снижение заболеваемости позволило снять часть ранее введённых ограничительных мероприятий. К сожалению, это сделали не только органы власти, но и люди, многие из которых решили отказаться от ношения масок в тех же магазинах и общественном транспорте. Единственное, что заставляло наших земляков надеть маску в торговых точках, – отказ кассира обслуживать покупателей без средств индивидуальной защиты. С наступлением тёплого времени года выросла и социальная активность людей – поездки по городу и за город, в другие города, просто встречи друзей, где ни о масках, ни о социальной дистанции, ни о соблюдении других требований безопасности речи и не шло. Изменение отношения людей к коронавирусу было особенно заметно в общественном транспорте: в салонах автобусов, трамваев и троллейбусов можно было насчитать едва ли 10% пассажиров в масках, и это притом что именно в общественном транспорте контакты среди незнакомых людей были наиболее, скажем так, тесными.
Итогом стал новый подъём заболеваемости коронавирусной инфекцией. Цифры стали расти практически с первой недели апреля, в последнюю неделю месяца достигнув некоего плато заболеваемости – около 50 новых случаев ежедневно, а затем начался ежедневный прирост выявления заболевших. Негативную роль, к сожалению, сыграли и длинные майские выходные, когда количество поездок между населёнными пунктами и регионами резко выросло. В результате – вторая половина мая, согласно статистике и открытым источникам, на графиках представляет собой ползущую вверх кривую, в которой, нужно признать, были и небольшие снижения. В целом же май 2021-го стал началом третьей волны пандемии.
Борьба с третьей волной
Тем не менее – и это достаточно удивительно – ни цифры статистики, которые по-прежнему появлялись в региональных и федеральных СМИ, ни информация о новых, более заразных штаммах COVID-19 не сподвигла наших земляков (впрочем, не только их) вернуться к ношению масок и применению антисептиков.
Не началась и по-настоящему массовая добровольная вакцинация. В середине мая записаться на прививку от коронавируса в смоленских поликлиниках не составляло никакого труда – запись была доступна и на портале Госуслуг, и через регистратуры лечебных учреждений. Причём зачастую сделать прививку можно было прямо в день обращения к врачам – главное, чтобы с собой были документы, не было температуры и противопоказаний к вакцинам. Это, к слову, тоже не очень понятно: к тому времени уже было известно, что массовая вакцинация даёт эффект – в качестве примера можно привести Сан-Марино, где широко применялся именно «Спутник V», а также Израиль или Великобританию. В этих странах обнаружение новых случаев резко снизилось именно после старта массовой вакцинации, достигнув в том же Сан-Марино единичных случаев.
Возвращаясь к Смоленской области и графику, представленному на «Яндексе», отметим: с июня заболеваемость коронавирусом росла практически без остановок и снижений показателей – они были, но буквально единичные. Здесь нужно, кстати, подчеркнуть и скорость, с которой на ухудшение эпидемиологической обстановки отреагировали в регионе. 15 июня стало известно о возвращении в статус инфекционного госпиталя роддома на улице Кирова – это стало первым шагом в увеличении коечного фонда для борьбы с коронавирусом, а уже 16 июня губернатор Алексей Островский на основании рекомендаций главного государственного врача по Смоленской области существенно ужесточил действовавшие до этого ограничительные меры.
На сегодняшний день, к слову, на работу с пациентами с коронавирусной инфекцией перевели ещё несколько медицинских учреждений региона, и общее количество инфекционных коек в области составляет 1 356, из них свободно – 208 (чуть более 15%).
Введённые меры, к сожалению, не изменили отношение граждан к новой волне коронавируса и необходимости защитить себя от болезни: ношение масок в общественных местах по-прежнему оставалось низким, а вакцинация не набрала необходимых темпов. Совокупность этих факторов привела к резкому увеличению заболеваемости на территории Смоленской области. За последние 10 дней эта цифра выросла вдвое: со 106 случаев 19 июня до 248 случаев 30 июня. Последняя цифра, отметим, – рекордная для нашей области. Это обстоятельство и легло в основу постановления главного санитарного врача о массовой вакцинации отдельных категорий граждан. Отметим, несмотря на формулировки документа, назвать её обязательной всё-таки сложно: перечень категорий граждан, которые должны быть привиты от коронавируса, охватывает далеко не все сферы экономики региона. И не будем забывать, что при наличии противопоказаний прививаться от коронавируса никто никого заставлять не будет.
Что дальше?
Дальше всё достаточно просто: развитие ситуации на Смоленщине зависит в первую очередь от нас самих. От того, вернёмся ли мы к маскам – их постоянному ношению в магазинах, торговых центрах, общественном транспорте, от соблюдения нами других требований официальных документов, и главное – от того, готовы ли мы защитить себя и своих близких, сделав прививку от коронавируса.
Вакцина в Смоленской области есть, и, помимо того, администрация региона готовит обращение в Минздрав России с тем, чтобы нарастить поставки препаратов в медицинские учреждения. Вакцинация, о чём неоднократно говорили и всемирно признанные эксперты и учёные, и простые, но от этого не менее важные и значимые врачи-инфекционисты, – единственный способ победить пандемию. При желании достичь коллективного иммунитета возможно в достаточно короткие сроки – нужно лишь, чтобы как можно больше людей записались на прививку и сделали укол. Да, вакцина (и это признают сами врачи) не даёт полной гарантии от заболевания коронавирусом, но она гарантирует более лёгкое течение инфекции – без попадания на ИВЛ и в реанимацию. Об этом, кстати, говорит и главный врач самого, наверное, известного в России ковидного госпиталя – московской ГКБ № 40 («Коммунарка») – Денис Проценко. 23 июня в своём Telegram-канале он сообщил: «В Коммунарке в реанимации 387 пациентов, 101 на ИВЛ, 3 ЭКМО… Среди них нет вакцинированных…»
Что касается второго варианта развития событий – продолжения роста заболеваемости, он приведёт только к дальнейшему ужесточению ограничительных мер. Какими они могут быть, уверены, помнит каждый из нас с весны прошлого года: закрытые магазины, кинотеатры, кафе, дистанционное обучение в школах, колледжах и вузах, обязательное ношение масок на улице, сокращение транспортного сообщения между населёнными пунктами, а в самых сложных случаях и полное его прекращение. Всё это – очередное ухудшение и без того сложной экономической ситуации, потеря рабочих мест и падение доходов людей.
У роста заболеваемости есть и ещё одно последствие, может быть, не самое очевидное, но серьёзное. Нужно помнить о том, что ресурсы коечного фонда всё-таки исчерпаемы. Свободные койки, количество которых и сейчас не так уж велико, могут закончиться очень быстро, и тогда качество и вообще возможность оказания медицинской помощи существенно сократится. Нужно помнить и о медработниках, которые в прошлом году уже трудились на пределе своих сил. Может ли кто-то дать гарантию, что они справятся с третьей волной пандемии?..
Нужно ли нам всё это? Совсем не факт. И поэтому сейчас нужно сделать то, что может сделать каждый: как минимум – надеть маску в магазине, а в идеале – обратиться в любую поликлинику и записаться на вакцинацию. Автор материала, к слову, это сделал, привившись «Спутником V» и получив достаточно высокое количество антител, которое позволяет, хоть и не в полной мере, вернуться к привычной, доковидной жизни. Впрочем, и этот шаг – не повод отказываться от маски и уже ставшего привычным антисептика.
Фото: предоставлено медучреждениями
Алексей Матвеев