Как ситуация в семье влияет на развитие личности ребёнка?
Общество

Как ситуация в семье влияет на развитие личности ребёнка?

5 октября 2020 года в 09:05

Современные родители все больше интереса проявляют к наращиванию своих родительских компетенций, все больше внимания готовы уделять развитию детей, но порой они теряют из поля зрения то, что, несомненно, является важным. За посещением детских развивающих центров забывают подумать о том, а что же происходит с малышами в семье. Как влияют на детей семейная обстановка, ошибки воспитания, непоследовательные запреты и другие негативные факторы «Смоленской газете» рассказала психолог Екатерина Хасанова.

Корни проблем уходят в детство

- Катя, мне кажется, что сейчас родители настолько увлечены идеей развития детей именно в части посещения различных развивающих занятий, что нередко забывают о том, как важно для развития именно то, что происходит в семье. И мне кажется, что совершенно напрасно они это делают.

- Конечно, в процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, во многом зависит от отношений между членами семьи. Именно семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи - укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.

- Кстати, слышала такое утверждение, что неадекватные действия родителей могут привести к невротизации детей. Что означает это страшное слово - “невротизация”? И действительно ли это так?

- Корни большинства проблем тех, кто решил обратиться к психологу, уходят в детство. В результате родительских ошибок и психолого-педагогического невежества происходит и невротизация поведения и межличностных отношений, о которых ты говоришь, и приобретается масса других проблем: тревога, агрессия, недовольство жизнью, неуверенность в себе, внутренние конфликты и т.д. Конечно, свой сценарий жизни мы пишем сами, но это не исключает и того, что нашей рукой водит бессознательная воля наших родителей и воспитателей, их собственные неврозы и психологические проблемы. Можно сказать, что невроз - это очень низкая приспособленность к жизни, возникающая по причине острых и хронических психологических травм и характеризующаяся отсутствием качественных изменений психической деятельности. Это когда жизнь человека наполнена внутренними и внешними конфликтами, тревогой и прочими отрицательными эмоциями. Когда он живет словно в пол силы, и при хорошем потенциале мало чего достигает. Чувствует постоянную неудовлетворенность жизнью. Ему сложно уживаться с людьми и обстоятельствами, а тем более, активно их изменять. Неврозы у детей - это совокупность в целом обратимых и исправимых психологических и поведенческих дефектов, способствующих тому, что ребенок частично утрачивает приспосабливаемость к жизненным обстоятельствам. Его контакты с окружением привносят в его внутренний мир страдания и тревогу. Такому ребенку намного труднее в этом мире, чем другим детям.

Идеал человека

- По каким проявлениям мы можем говорить, что ребенок невротизирован?

- Самые распространенные симптомы неврозов у детей - это социальная не адаптивность, повышенная тревожность, повышенная впечатлительность и внушаемость, чрезмерная ранимость, агрессивность, страхи, плаксивость и раздражительность, частые и необъяснимые смены настроения, нарушения сна, повышенная утомляемость, навязчивые действия. Невроз не обусловлен реакцией человека на внешние неблагоприятные обстоятельства и ситуации. Он - результат негативной динамики специфических свойств характера и личности человека. Например, неуверенности в себе, замкнутости, неумения решать проблемы. Эти специфические свойства формируются в результате неблагоприятных обстоятельств семейного воспитания.

- Какие конкретно ошибки в воспитании могут привести к невротизации?

- Таких ошибок очень много. Давай расскажу о некоторых из них. Существует три типа воспитания, которые приводят к невротизации. Первый - слабо-опекающий тип. Это когда родители отстраняются от ребенка, не формируют привязанности к себе, уделяют ему недостаточно внимания и заботы. Второй – сверх-опекающий тип. Такие родители все делают за ребенка. Удовлетворяют все его капризы. Это лишает ребенка инициативы, активности и умения самостоятельно разрешать жизненные трудности. И третий - контрастный тип воспитания. Это такой стиль воспитания, когда мама и папа играют в "хорошего и плохого полицейского”. Один родитель запрещает, а другой - разрешает. И ребенок постоянно вынужден выбирать между родителями, постоянно лавировать и приспосабливаться. Так вырастает неуверенный в себе человек, живущий в постоянной тревоге и ожидании каких-то жутких жизненных изменений. Еще среди серьезных причин невротизации я бы выделила то, что родители иногда создают себе идеал человека, и воспитывая своего ребенка, всеми силами стараются его подогнать под этот образ. Также негативное влияние оказывает то, что родители часто критикуют ребенка, навязывают свое мнение и решают за него, как ему поступить в той или иной ситуации. Не дают учиться на своих ошибках, заменяя этот опыт советами и нравоучениями.

Принимают ребенка, только если он ведет себя соответствующим, приемлемым для родителей образом (о безусловном принятии, безусловной любви здесь речь не идет), или, наоборот, делают из ребенка кумира семьи и доводят уровень его притязаний до наивысшего. В последнем случае он сталкивается с тем, что они перестают соответствовать возможности их удовлетворения. Могут приводить к невротизации и двойные послания родителей, когда на словах они выражают одно, а жестами и прочими невербальными сигналами - совершенно другое. Довольно распространенная ситуация, когда человек с грустным видом говорит, что все хорошо.

Семейные правила

- Ты уже немного этого коснулась, если у разных членов семьи разное отношение к воспитанию ребенка, и они разные вещи ему разрешают: например, папа не дает сладкое, но разрешает долго смотреть мультики, а бабушка кормит вареньем, а телевизор смотреть запрещает. Способен вообще в такой ситуации малыш разобраться, что происходит, кого ему слушаться, и как ему быть? Как это скажется на его развитии?

- Действительно, воспитывать ребенка хоть иногда хочется каждому члену семьи. Ситуации, когда в одном и том же случае папа говорит "нельзя", а мама - "можно", знакомы практически всем. На самом деле, семья - это маленькое племя, и оно должно быть едино. Если требования родителей расходятся, то ребенок "потеряется", будет чувствовать неуверенность. Малышу необходимо твердо знать, что нельзя, а что можно, потому что именно на это знание он опирается, когда осваивает новые знания и умения. А если сейчас нельзя, а завтра можно, если у папы можно, а у мамы или бабушки нельзя, то непонятно, как быть, когда этих родственников нет рядом. К тому же отсутствие четких границ "можно-нельзя" заставляет ребёнка приспосабливаться под родителей и искать поддержки у того, кто чаще разрешает. В конце концов, он начинает умело манипулировать родителями, видя их разногласия. Если один родитель ругает его, он бежит к другому и требует защиты. Думаю, многие видели такие ситуации в магазине: малыш просит у мамы очередную управляемую модель вертолётчика и, получив отказ, бросается с той же просьбой к отцу. Опять же это вносит раздор в отношения родителей. Еще хуже, когда они прямо на глазах у детей начинают решать, кто из них прав. Также эта ситуация естественным образом со временем негативно скажется на отношениях ребенка со "злой мамой" или "добрым папой".

- Ты говоришь о том, что требования в семье должны быть едины, но что делать, что если у всех разное видение того, как надо ребенка воспитывать? Что тут можно сделать, чтобы это не вредило малышу?

- Для гармоничного сосуществования необходимо создавать некоторые правила, по которым живет вся семья. Когда им следуют взрослые, то и ребенок их чётко усваивает. Таким образом, родители создают определенные границы, в которых ребенок чувствует себя защищенным. В действительности, запреты - полезны для ребенка. Они формируют у него представления о границах дозволенного. Главное, чтобы эти границы были четко очерчены и постоянны. Можно создать правила: "можно - нельзя", зафиксировать их и даже прикрепить куда-нибудь, например, на холодильник. Это поможет не столько малышу, сколько его родителям. Они договорятся, что играть на ковре, рисовать за столом и брать мячик на улицу - можно, а ходить босиком, есть конфеты до обеда и смотреть телевизор по утрам - нельзя. Другой вариант - разграничить зоны ответственности родителей. Пусть каждый из старших решает вопросы в совершенно определенных ситуациях, согласно своей компетенции или традиции. В каких-то аспектах, допустим, здоровья и питания, решения будет принимать мама, а папа с этими решениями будет соглашаться, а вопросы прогулок, игр и игрушек автоматически переадресовываются папе, и вторгаться в его зону ответственности супруга не должна.

- Давай подытожим, какие условия необходимы для того, чтобы ребенок не подвергался невротизации и нормально развивался?

- Основными факторами, влияющими на успешное развитие ребенка являются безусловная любовь и принятие, внимание к интересам и потребностям ребенка, продолжительное взаимодействие (общение, совместные игры, занятия спортом, хобби), благополучный эмоциональный климат в семье, отсутствие жесткого контроля и подавления активности ребенка, развитие творческих способностей и активность родителей в вопросе развития детей, социально-экономическое благополучие семьи, психологическая и педагогическая компетентность родителей, доверие, поддержка и вера в своего ребенка.

Фото: pixabay.com, из личного архива Екатерины ХАСАНОВОЙ


Татьяна Борисова

Смолянин выплатил крупный долг по алиментам, чтобы уехать из страны
На Смоленщине отметили юбилей системы среднего профессионального образования