
Новогодний детектив
Все смоляне в первые дни 2025 года по традиции широко отпраздновали наступление Нового года и Рождество. Эти праздники мы все помним с детства и, вспоминая нашу радость от них, передаём её, как можем, нашим детям и внукам. Однако иногда, к сожалению, бывает, что появляются некоторые лица, которые из своих меркантильных или иных побуждений могут испортить праздничное настроение. Такое иногда случается и в наши дни, и не раз встречалось в прошлые годы. Но этот рассказ посвящён не им, а тем, кто, вопреки желанию провести эти дни с семьёй и детьми, по долгу службы, не считаясь с личным временем, старается найти негодяев и восстановить справедливость. Такие люди есть в наше время и были всегда, даже более века назад!
Итак, 1 января 1914 года (все даты указаны по старому стилю. – Прим. авт.) около 7 часов вечера неизвестные лица, проникнув путём взлома в квартиру телеграфиста железнодорожной станции Смоленск Щукина (который в это время с семьёй был в центре города на праздничных мероприятиях) по улице Ново-Московской, совершили хищение его имущества. Первоначальными мерами дознания, проведённого лицами наружной полиции, виновные лица установлены не были, о чём пристав 3-й части города Смоленска немедленно сообщил в Сыскное отделение. Из «визы» на документе видно, что розыск был поручен Н.С. Сапожникову, который, надо отметить, был в то время одним из лучших сыскных агентов Смоленска. Уже 9 января в Сыскное отделение поступает запрос от судебного следователя 2-й части города о состоянии работы по краже у Щукина. Однако, несмотря на новогодние праздники и наступившее Рождество, Сапожников с товарищами работали без отдыха. И уже 10 января материалы дознания с изъятыми вещами и задержанными злоумышленниками переданы в следствие, а на имя смоленского полицмейстера направлен доклад за подписью начальника смоленского Сыскного отделения Моисеева, в котором поэтапно и подробно описан ход раскрытия кражи. (Написанные доступным языком документы, раскрывающие всю суть описываемых событий, в материале приведены дословно. – Прим. авт.)
Ход следствия…
«Января 10-го дня 1914 г.
Его Высокоблагородию г-ну Смоленскому полицмейстеру.
1 января сего года в семь часов вечера из квартиры телеграфиста Рязано-Уральской железной дороги Алексея Михайловича Щукина в г. Смоленске по Ново-Московской улице в доме Исаева, посредством взлома замка похищены: никелированный самовар, шерстяное одеяло, две подушки, пиджак на чёрном бараньем меху и другие вещи, всего на сумму до 70 рублей.
При производстве по настоящему делу розысков, чинами Сыскного отделения были получены сведения, что в районе 3-й части г. Смоленска в Нижних Садках в доме Несемиановой, в квартире крестьянки Смоленского уезда, Корохоткинской волости, д. Магалинщина Кожевниковой Евдокии Михайловны имеют приют воры и там сбываются краденые вещи, почему 5 января была проведена проверка квартиры указанной Кожевниковой, причём в квартире были обнаружены воры-рецидивисты: лишённый по суду прав из дорогобужских мещан Константин Васильевич Михайлов, краснинский мещанин Константин Павлович Попов и ельнинский мещанин Василий Андреевич Вольский, там же были обнаружены три подушки и четыре наволочки: две красные кумачовые распоротые и две голубые – фисташковые и, кроме того, обнаружен железный лом «фомка», приспособленный для взломов. При предъявлении подушек и наволочек потерпевшему Щукину и его жене Анастасии таковые ими признаны принадлежащими им и похищенные 1 января. Щукины заявили, что наволочки, в которых пересыпано перо, им принадлежат.
При производстве дальнейших по настоящему делу розысков получены агентурные сведения, что в краже вещей у Щукина присутствовал смоленский мещанин Александр Мартынович Николаев, лишённый по суду прав крестьянин Смоленского уезда Богородицкой волости д. Алтуховка Никита Филиппович Иващенков.
7 января на базаре в Смоленске был задержан Николаев, который сознался и объяснил, что кражу у Щукина он совершил совместно с Константином Михайловым, Никитой Иващенковым и Василием Вольским, и что подушки Михайлов с Вольским понесли к себе в квартиру, спрятав в снегу на берегу Днепра самовар и одеяло, а полушубок он, Николаев, с возвратившимся Михайловым понесли сапожнику Новикову на Духовской улице. Новиков полушубок купил и сказал принести все вещи 2 января. 2-го января понесли Новикову все вещи, но Новикова дома не оказалось, а была его жена и ещё какой-то деревенский парень, который и купил означенные вещи и уплатил за таковые пять рублей.
При производстве тогда же обыска в квартире крестьянина Смоленского уезда, Корохоткинской волости д. Козлово Алексея Васильевича Новикова и его жены Веры Исаевны, находящейся на Духовской улице в доме Прасолова, ничего относящегося к делу обнаружено не было. Спрошенный Алексей Новиков после долгого запирательства пояснил, что действительно в день Нового года ему на квартиру приходили продавать полушубок, но он не купил, а 2 января те же лица снова приносили ему на квартиру продавать полушубок, самовар и подушки, но его дома не было. При предъявлении Новикову задержанных он признал, что с предложением продать к нему приходили смоленский мещанин Александр Мартынович Николаев, лишённый по суду прав из дорогобужских мещан Константин Васильевич Михайлов. Жена Новикова Вера Исаевна тоже долго отказывалась незнанием и после долгого запирательства пояснила, что одеяла, самовар и полушубок купил у неизвестных её брат Иван Мыцков и увёз в д. Ольховка Букинской волости Краснинского уезда.
Об отобрании у Мыцкова купленных им вещей 7 января за № 68 мною сообщено приставу 1-го стана Краснинского уезда, а произведённое дознание с сим за № 68 направлено Судебному следователю 2-го участка города Смоленска в дополнение к дознанию пристава 3-й части г. Смоленска от 3 января за № 1, за коим зачислены содержанием Константин Васильевич Михайлов, Никита Филиппович Иващенков, Василий Андреевич Вольский, Александр Мартынович Николаев и Евдокия Михайловна Кожевникова.
Об изложенном доношу Вашему Высокоблагородию для сведения.
Начальник сыскного отделения С.Е. Моисеев».
…и его итоги
Как видно из докладной, смоленскими сыщиками было направлено поручение об изъятии части похищенного приставу первого стана Краснинского уезда. Автор считает нужным привести текст этого документа для полного описания процесса дознания в те годы и понимания его читателями:
«Января 7-го дня 1914 г.
Г-ну Приставу 1-го стана Краснинского уезда
При производстве дознания и розыска по делу о краже, совершённой вечером 1 января из квартиры телеграфиста Щукина в г. Смоленске по Ново-Московской улице в доме Исаева, установлено, что похищенный никелированный самовар в форме вазы, шерстяное жёлтое одеяло и чёрного сукна на чёрном меху тужурка проданы крестьянину деревни Ольховка Букинской волости Ивану Исаевичу Мыцкову, бывшему в гостях у своего зятя Алексея Новикова, проживающего в г. Смоленске по Духовской улице близ спасательной станции.
Сообщая об изложенном, прошу Ваше Высокоблагородие об отобрании у Мыцкова и об опросе его по обстоятельствам настоящего дела и произведённое дознание с отобранными вещами прислать мне в возможно непродолжительное время.
Кроме сего сообщаю для сведения, что зять Новиков, по полученным сведениям, давно занимается скупкой краденых вещей и таковые передаёт Мыцкову. Посему прошу обратить внимание на все вещи, обнаруженные у Мыцкова и не принадлежащие крестьянскому обиходу.
Начальник Сыскного отделения Моисеев С.Е.»
Однако не пришлось краснинским полицейским изымать похищенное, хотя направленная им информация вероятно была принята к сведению. Вечером 10 января в Сыскное отделение явилась сама Новикова Вера Исаевна и выдала всё, что было приобретено ее братом. Пришлось срочно готовить дополнение к только что отправленной докладной:
«Января 10-го дня 1914 г.
Его Высокоблагородию г-ну Смоленскому полицмейстеру.
В дополнение к рапорту от 10 сего января за № 68 довожу до Вашего Высокоблагородия, что 10 января в Сыскное отделение явилась крестьянка Смоленского уезда Корохоткинской волости д. Козлово Вера Исаевна Новикова, которая доставила мешок с никелированным самоваром, шерстяным байковым жёлтого цвета одеялом и короткой шубкой на чёрном меху, крытой чёрным сукном, и заявила, что это вещи, купленные 2 января её братом Иваном Исаевичем Мыцковым у Александра Мартыновича Николаева и Константина Васильевича Михайлова.
При предъявлении означенных вещей потерпевшему Щукину таковые последним признаны за принадлежащие ему и похищенные 1 января.
Произведённое дополнительное дознание с неопознанным Щукиным мешком с сим за № 68 направлено судебному следователю 2-го участка города Смоленска в дополнение к первоначальному.
Об изложенном доношу Вашему Высокоблагородию для сведения.
Начальник сыскного отделения С.Е. Моисеев».
Для полноты картины следует добавить, что в целях профилактики Сапожников (возможно, в отместку за испорченный праздник) составил протокол на Кожевникову, у которой на квартире собирался «криминальный элемент». Протокол был препровождён на имя полицмейстера для наложения на Кожевникову административного взыскания. Документ был утверждён, и Кожевникова была выселена из пределов города Смоленска. Притон был ликвидирован. Так завершилась эта история.
Раскрытие этого преступления и возвращение большей части похищенного, возможно, «исправили» испорченное настроение телеграфиста Щукина и членов его семьи. Конечно, описанное преступление покажется читателю слишком незначительным и не стоящим внимания, но ведь именно подобные случаи, как правило, портят обывателям праздничное настроение. Это всего лишь один из многих имеющихся таких примеров не только в далёком прошлом, но и в наши дни. Но главный смысл повествования в том, что необходимо отдать должное нашим землякам – сотрудникам правоохранительных органов, уголовного розыска, которые ради общественного блага, в ущерб личным интересам и пожеланиям своих жён и членов семьи, своим личным желаниям, уходят от новогоднего стола на работу во имя торжества справедливости и закона!
***
Подводя итоги повествования, хочется отметить, что в прошедшую новогоднюю ночь в Смоленске не было зафиксировано квартирных краж, грабежей, разбоев и других тяжких преступлений. Конечно, в наше время квартирные кражи ушли на второй план и становятся по сравнению с прошлыми годами криминальной экзотикой. На их место пришли более изощрённые преступления, совершаемые интернет-мошенниками. Поэтому пожелаю смолянам следовать рекомендациям правоохранительных органов и быть бдительными.
В заключение желаю вам, дорогие смоляне, счастья, здоровья, благополучия в новом году и, самое главное, чтобы различные криминальные ситуации в этом году не коснулись ни вас, ни ваших близких. Действующим сотрудникам уголовного розыска, многие из которых провели праздничные дни на службе, – больше законных выходных, проведённых в семье.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Андрей Шейко