«У самых маленьких» Сафоновской школы-интерната
«Смоленская газета» продолжает публикацию материала, подготовленного кандидатом педагогических наук Еленой Кожемякиной и доктором педагогических наук Николаем Сенченковым для научно-популярного журнала «Край Смоленский». Он посвящён работе первой в СССР экспериментальной школе-интернате, которая открылась в Сафоновском районе в 1960 году. Её возглавил известный смоленский педагог Александр Ерофеевич Кондратенков, рассказавший о первых днях новаторского образовательного учреждения в своей книге «Коллектив отвечает за каждого», изданной в 1967 году (Цитаты в материале приведены из этого издания. – Прим. ред.).
В первой части материала, вышедшей в номере «Смоленской газеты» от 8 февраля 2023 года, рассказывалось о первых днях школы-интерната: с подготовки к её открытию до прибытия первых воспитанников, об особенностях работы с самыми маленькими из них, важности взаимодействия коллектива школы и отдельного подхода к каждому учащемуся.
Планы работы и журналы развития
В комплексной школе-интернате также были возможности для проведения систематической и планомерной работы по подготовке воспитанников детского сада к переходу в школу. Здесь можно было заранее наметить пути постепенного сближения режимов и наиболее рациональные пути и формы воспитания необходимых умений и навыков у старших дошкольников, определить, кто из педагогов будет через год-два заниматься в первом классе с выпускниками детского сада, и спланировать работу по ознакомлению учителя с подготовительной группой.
Такой план составляло методическое объединение работников детского сада и начальной школы в сентябре, а затем, при обсуждении итогов первой учебной четверти, он утверждался на заседании педагогического совета. План учитывал наблюдения педагогов и врачей за воспитанниками подготовительной группы и учащимися первого класса, давал рекомендации воспитателям детского сада, указывал, на что следует обратить особое внимание, определял сроки изменений в режиме, порядок перевода детей из детского сада в школу. Педагогический совет заблаговременно утверждал учителя и воспитателей будущих первоклассников. План являлся основным ориентиром для воспитателя подготовительной группы и учителя будущего первого класса.
Также при интернате были созданы школы передового педагогического опыта, которые посещались многими специалистами школ и дошкольных учреждений города и области. На протяжении многих лет в школе-интернате регулярно проходили практикумы для учителей, воспитателей и дошкольных работников города и района, семинары руководителей школ-интернатов и массовых школ.
Подчеркнём также и то, что комплексная школаинтернат располагала самыми благоприятными условиями. Пребывание ребят в дошкольном отделении позволяло проследить за малейшими изменениями в их психике, подметить появление новых черт в характере каждого. Личные наблюдения педагог дополнял и уточнял в беседах с родителями. В подготовительной группе на помощь воспитателям приходил будущий учитель. Много ценных сведений о детях учителю давало его общение с ними.
Необходимо отметить, что в яслях и детском саду городка на каждого ребёнка заводился специальный журнал развития, где воспитатели и медицинские работники вели запись наблюдений, указывая на появление наиболее устойчивых особенностей характера и поведения. В журнале учитывались и результаты наблюдений учителей, предложения педагогов по проектированию личности воспитанника. С переходом детей в школу эти журналы передавались учителям и воспитателям первого класса. Накопленные данные, характеризующие ребёнка с первых лет его жизни, помогали педагогам избежать ошибок в их работе.
О преемственности воспитания
Разумеется, сведения, полученные учителем о ребёнке, поступающем в первый класс, не исчерпывались записями в журнале. Учитель заранее устанавливал контакт со своими будущими учениками, его знания о каждом из них – это, прежде всего, собственные наблюдения, личный опыт общения с детьми в течение длительного времени. Воспитатель дошкольного отделения непременно становился воспитателем детей своей группы в школе. Как отмечал А.Е. Кондратенков, «преимущество такой расстановки педагогических кадров мы почувствовали не сразу. Помог случай. Комплектуя школьные группы в 1960-1961 учебном году, мы очень надеялись на свой первый класс. Сюда переходили наши дошкольники. Все они производили хорошее впечатление. Успели ознакомиться с городком и школой, были организованны и развиты, хорошо относились к будущей учительнице. С августа в группу стали приходить новые воспитатели, которым предстояло принять будущих первоклассников. Дети с нетерпением ждали, когда они станут учениками. Их радости, казалось, не было конца, когда они шли на первую школьную линейку. Думалось, они вполне были расположены к новым воспитателям, внимательны к каждому их слову. Занятия начались благополучно. Учитель и воспитатели первого класса не могли пожаловаться на детей. Но через несколько дней в классе стало трудно заниматься, а вскоре дети стали неузнаваемы. Воспитательница, у которой особенно плохо складывались отношения с детьми, категорически отказалась работать в классе. Много недоумённых вопросов появилось и у опытной учительницы. Что делать? Мы решили перевести к первоклассникам одну из их бывших воспитательниц – Анну Егоровну Шехову. Не прошло и недели, как в этой группе установился порядок, дисциплина, хороший тон. Случай с первым классом заставил нас задуматься. Неудачи новых воспитателей можно, конечно, было объяснить плохой подготовкой ребят в саду. Можно было сослаться также на недостаточный опыт школьных педагогов, на ошибки в расстановке кадров. И это в известной мере имело место. Но, конечно, не в этом было главное. Почему же, однако, возвращение воспитательницы А.Е. Шеховой помогло исправить положение? Что сыграло здесь главную роль? Только ли индивидуальные данные педагога? Спору нет, Анна Егоровна – хорошая воспитательница, сила привязанности ребят к ней была исключительной. Но опыт показал, что как бы хорошо ни была налажена связь между детским садом и школой, как бы хорошо ни знали учителя и воспитатели своих будущих питомцев, когда воспитатель детского сада передаёт своих ребят другим педагогам, какая-то часть его опыта перестаёт служить делу дальнейшего воспитания детей. Уходя из группы, воспитатель уносит с собой много тонких наблюдений, которые не всегда можно передать коллеге, но которые очень важны для работы с детским коллективом. В поведении ребят, перешедших в школу, чувствуется также что-то необычное. Они труднее и дольше привыкают к новой обстановке. Склонные к анализу дети сравнивают отношение к себе воспитателей сада и школьной группы, нередко находят, что их прежние воспитатели в том или ином случае поступили бы иначе, правильнее. При недоразумениях во взаимоотношениях педагогов с детьми оценка их деятельности не всегда бывает в пользу новых педагогов. Переход Анны Егоровны к своим воспитанникам в школу позволил преодолеть наметившийся разрыв в методах воспитания и обеспечить непрерывность единой линии отношений педагога с детьми, сохранить и использовать применительно к новым условиям опыт, приобретённый воспитательницей в выпускной группе».
Таким образом, необходимо отметить, что такая форма организации работы по обеспечению преемственности воспитательного процесса, описанная в примере, вполне оправдала себя. С тех пор каждый воспитатель выпускной группы детского сада вместе с детьми переходил в школу и вёл их до четвёртого класса. Для этого он заранее внимательно изучал программы начальных классов, присматривался к порядку и условиям школьной жизни. Когда воспитанники приобретали достаточно прочные умения и навыки жить и трудиться в новых условиях, их воспитатель мог возвращаться на работу в детский сад.
Из детского сада – в школу: подготовка к переходу
Важным преимуществом комплексной школы-интерната, с нашей точки зрения, являлась и возможность привлечь к работе с дошкольниками учащихся средних и старших классов. Все воспитанники яслей, детского сада и школы представляли собой единый коллектив, в котором старшие проявляли трогательную заботу о младших. Встречи старших ребят с малышами были не эпизодами, как это было обычно при шефстве школы над детским садом, а системой, важнейшей чертой жизни детского коллектива. Связь эта играла большую роль в развитии младших и духовно обогащала старших. Устанавливалась она не столько путём организационных мер, сколько в силу естественной потребности старших заботиться о младших, помогать им. Уже в первые месяцы работы городка многие учащиеся стали постоянными шефами дошкольных и преддошкольных групп, скоро же появилось и индивидуальное шефство. Вскоре оно переросло в дружбу, искреннюю привязанность между воспитанниками.
Отметим также и то, что много разных вопросов организации жизни малышей волновало как педагогов отделения ясли-сад, так и каждого, кто трудился в детском городке. Главной среди всех забот А.Е. Кондратенков считал обеспечение преемственности в воспитании детей различных возрастных групп, а также проблему подготовки ребят к поступлению в школу.
В подтверждение всего вышеизложенного дадим несколько примеров, представленных в книге А.Е. Кондратенкова «Коллектив отвечает за каждого»: «Первое сентября. Ещё вчера Володя был воспитанником детского сада, а сегодня он уже школьник. У него появляется много новых обязанностей. Готов ли он к этому? Не случится ли, что мальчик, ожидавший, как праздника, начала школьных занятий, вдруг помрачнеет, настроение его упадёт, радость потухнет? Теперь он должен иметь такие важные навыки, как трудолюбие, усидчивость, внимательность, умение сосредоточиться и работать самостоятельно. С поступлением детей в школу меняется их привычный распорядок дня, возрастает нагрузка. Достаточно сравнить два последних года пребывания ребёнка в детском саду с первым годом школы. С детьми от пяти до шести лет, согласно программе, проводятся два занятия в день (тридцать и двадцать минут). На седьмом году продолжительность занятий увеличивается только на десять минут и достигает одного часа в день. Остальное время дети проводят в играх и прогулках. Но как только ребёнку исполнилось семь лет, и он стал школьником, общая продолжительность занятий его только в классе увеличивается сразу почти в три раза. Кроме того, на выполнение домашних заданий требуется иногда не менее часа. Это очень резкий скачок. И если поступающий в первый класс не подготовлен к новому режиму, школьная жизнь покажется ему трудной».
Организуя работу в подготовительной группе, педагоги школы-интерната добивались того, чтобы переход в школу был облегчён по возможности каждому воспитаннику. Конечно, сохранялось правило: ребёнок дошкольного возраста должен оставаться ребёнком. Однако на седьмом году жизни воспитатели уже более настойчиво приучали ребят к систематическому умственному труду. В группе старшего дошкольного возраста была организована подготовка детей к овладению грамотой и некоторыми навыками письма, обучение счёту. Методическое объединение учителей и воспитателей начальных классов и детского сада определило, чему необходимо научить ребёнка перед поступлением в школу. Они разработали планы занятий с дошкольниками и регулярно эти занятия проводили. Особое внимание обращалось на расширение активного словаря детей. Педагоги стремились к тому, чтобы дошкольники научились в меру своих сил наиболее полно и точно выражать свои мысли, связно рассказывать о прогулке, об игре и труде, о прочитанной книжке, чтобы они умели составить предложение из двух, трёх и четырёх слов, выделять слова в предложениях, делить слова на слоги, соединять звуки в слоги и в слова. Наряду с устными упражнениями по ознакомлению малышей со звуками и буквами, с ними проводились занятия по письму. Воспитатели посещали с группой уроки в школе, разъясняли детям, как надо сидеть за партой, где и как должна лежать тетрадь. При строгом учёте возрастных особенностей дошкольников и формировании у них интереса к учебным занятиям воспитатель добивался того, что все они к началу обучения в школе овладевали навыками чтения и письма. Учитель первого класса «опускал» в своей работе добукварный период. Большое место в подготовке детей к школе занимала работа с доступной им литературой. Воспитатели читали малышам сказки, приучали их к пересказыванию сказок, рассказов, к чтению наизусть стихотворений. Кроме того, с дошкольниками работали их шефы – воспитанники средних и старших классов. Они любили заниматься со своими подопечными, каждый раз приносили им новые книжки и читали их малышам. И не только читали, они интересовались тем, как их слушатели умеют пересказывать, что знают наизусть, правильно ли говорят. Иногда в группе устраивались своего рода конкурсы: кто лучше перескажет прочитанное, красивее продекламирует стихотворение. Дети участвовали в таких конкурсах с огромным интересом: ведь их слушали и оценивали настоящие школьники, старшие друзья! А.Е. Кондратенков вспоминал: «Валя Андреенков поступил в среднюю группу сада, не умея произносить «р» и «л», к тому же он заикался и шепелявил. Видимо, из-за этого мальчик был замкнутым, неразговорчивым, пассивным, сторонился ребят. Воспитатели и врач много занимались с Валей. Они привлекли к занятиям и его шефа – восьмиклассницу Тамару Моисеенкову, к которой ребенок был сильно привязан. С помощью педагогов и библиотекаря Тамара подобрала скороговорки, песни, загадки и умело их использовала в беседах с Валей. Она поощряла любой его успех, хвалила мальчика в присутствии других детей, и он осмелел – охотно стал читать стихи. В школу Валя перешёл с нормальной речью, стал общительным и активным».
Необходимо отметить, что большой интерес вызывало у детей и их самостоятельное «литературное творчество» – придумывание загадок, сказок, стихов, басен. Эта работа начиналась с малышами четырёх-, пятилетнего возраста, а на седьмомгоду она давала уже определённые результаты. Выявлялось много детей с хорошими способностями, у всех дошкольников возникало стремление интересно и красиво рассказать о себе, о природе, о своих друзьях.
Воспитать интерес к счёту
В дошкольном отделении проводилась также работа по развитию математического мышления у детей старшей группы. На специальных занятиях, в играх и труде у дошколят воспитывали интерес к счёту, к решению простейших задач, основанных на их собственных наблюдениях и представлениях. Педагогический коллектив ставил своей целью добиться, чтобы малыш, поступая в школу, сознательно считал, по крайней мере, до десяти или двадцати, имел навык прямого и обратного счёта, понимал, что стоит за каждым известным ему числом.
Во всей этой работе воспитатели широко использовали наглядность и опирались на активную деятельность ребят, добивались, чтобы у них постепенно складывались математические понятия, накапливался личный опыт вычислений. Игры на улице, у озера, в роще педагоги использовали для того, чтобы развить у малышей глазомер, привить понятия «больше», «меньше», «столько же», «короче», «длиннее», «шире», «уже».
В работе со счётом педагогический коллектив стремился к тому, чтобы у детей с понятием числа связывалось определённое представление о количестве предметов, обозначенных этим числом, а также представление о составе числа. Поэтому при решении простейших задач с использованием арифметических действий педагоги пытались сделать исходным, основным практическую деятельность детей – измерение небольших расстояний, взвешивание, комбинирование, сложение предметов. Это способствовало образованию представлений, обогащало жизненный опыт ребёнка.
Развитию у старших дошкольников математического мышления помогали занятия по конструированию игры (лото, домино, шашки, шахматы). Важное значение имели также специальные игры-упражнения (головоломки, загадки). Вместе с понятием о числе и цифре дети приобретали первичные навыки начертания цифр (начиная с их элементов) и знаков «прибавить» (+) и «отнять» (–).
Переход питомцев детского сада в школу убеждал педагогов в целесообразности предварительной подготовки их к овладению грамотой и счётом. Важными были не только наличие у детей необходимых для успешного обучения представлений, понятий, умений инавыков, но и привычка внимательно слушать педагога, интерес к новому, готовность работать. С появлением программы воспитания в детском саду работа эта проводилась более успешно.
От игры к труду
Успешная подготовка детей к обучению в школе осуществлялась всем содержанием работы дошкольного отделения по их всестороннему развитию, его распорядком дня, а не только изучением начатков грамоты и счёта. Очень важную роль в этом играл труд, воспитание у ребят элементарных трудовых умений и навыков, привычки работать хорошо, обязательно доводить начатое дело до конца. Разумеется, первые трудовые навыки приобретали дети в игре, являвшейся одной из основных форм организации их жизни и деятельности.
В игре от малышей требовалось проявление максимума физических и умственных усилий, что имело большое воспитательное значение. Главное, по мнению А.Е. Кондратенкова, чтобы, играя, они наиболее полно проявили инициативу и активность.
Работая с детьми-дошкольниками, педагогический коллектив школы-интерната стремился к тому, чтобы познавательные силы и инициатива ребенка проявлялись в разнообразных игровых занятиях. В подготовительной группе детского сада особое внимание обращалось на то, чтобы игры способствовали воспитанию наблюдательности, чувства времени, глазомера, способностей к конструированию и комбинированию. Методическое объединение воспитателей проводило большую работу в этом направлении; используя многочисленную литературу, воспитатели составляли перечень игр, обсуждали их типы, содержание и организацию. В последний год пребывания детей в саду возрастала роль творческой игры. Основу её сюжета составляла обычная трудовая деятельность взрослых. Наблюдения за работой в мастерских, гараже, на полях учебно-производственного хозяйства городка, а также за трудом рабочих совхоза и ближайших предприятий давали для этого большой материал. Дети подражали взрослым, старались делать всё быстро и хорошо, у них появлялось желание работать «как большие». В этом случае уже начинался период постепенного перерастания игры в труд, период понимания детьми важной роли труда в жизни людей.
А.Е. Кондратенков часто обращал внимание на то, чтобы у каждого ребёнка воспитывалось бережное отношение к вещам – игрушкам, платью и так далее. Уже в раннем возрасте они приучались убирать игровые комнаты. В старшей группе детского сада ребята сами ремонтировали игрушки, пробовали свои силы в конструировании. Само собой понятно, что одни только игры не могли обеспечить систематической трудовой подготовки малышей: в определённой дозе нужен был настоящий труд, систематическое участие детей в общественно полезной деятельности. Вот что по этому поводу думал А.Е. Кондратенков: «у детей довольно рано проявляется интерес к труду взрослых, стремление так же, как и “большие”, делать всё самостоятельно и получать определённый результат от своей работы. Уже в возрасте четырёх-пяти лет ребёнок отличает труд от игры. Интерес детей к труду, их стремление к самостоятельной деятельности мы всячески развиваем, создавая им для этого необходимые условия». Исходя из этой позиции, уже с пяти лет малыши поочерёдно дежурили в столовой, в уголке природы, в комнате для занятий, выполняли посильные трудовые обязанности. Они участвовали в хозяйственно-бытовом труде: протирали мебель, свой «строительный материал», мыли резиновые игрушки, гладили кукольное бельё. На занятиях ручного труда дети учились изготовлять игрушки из бумаги и картона. В подготовительной группе работа детей становилась более разнообразной и сложной. От дежурных по столовой, например, уже требовалось умение хорошо накрыть стол, разнести вторые и третьи блюда, собрать посуду, причем сделать всё это в быстром темпе и аккуратно. Дети сами убирали за собой постель, приучались самостоятельно пришивать пуговицы, вешалку, погладить воротничок, ленты, постирать носки. Они участвовали в ежедневной уборке групповой комнаты, раз в неделю протирали влажной тряпкой стулья, столы, подоконники, кровати, карнизы.
Дошкольники также отвечали за своевременную поливку цветов, кормили животных в живом уголке. Весной и летом каждый малыш участвовал в работах в саду и огороде. Они разрыхляли почву, поливали и подкармливали рассаду, пропалывали посевы на грядках.
Продолжая работу с бумагой и картоном, дети знакомились и со свойствами новых для них материалов – фанеры, дерева, тканей, приучались пользоваться инструментом, сгибать и склеивать бумагу и картон, резать и сшивать ткани, пилить, сколачивать гвоздями и окрашивать лёгкие деревянные детали. Организуя труд дошкольников, воспитатели всегда ставили перед ними конкретную цель: что надо сделать и как сделать лучше. Трудовое задание, показ и подведение итогов воспитывали у детей ответственное отношение к делу, сосредоточенность и внимание. Было важно, чтобы у каждого ребёнка закрепился интерес ко всем доступным для него видам труда, стремление работать по собственной инициативе, а не только по предложению старших.
В трудовой деятельности детей большую роль играл пример взрослых, которым они любили подражать. В школе-интернате стало правилом: «каждый сотрудник, выполняя свои обычные обязанности на глазах у ребят, обязательно подчёркивает важность труда, показывает им, как нужно делать, чтобы было лучше». Дети находились в постоянном окружении работающих взрослых, они всегда наблюдали не только повседневный труд воспитателей, нянь, поваров и других сотрудников городка, но и их отношение к работе. Как отмечал А.Е. Кондратенков, «с наступлением весны все мы выходим на участок, летом работаем на огороде, осенью готовим помещение к зиме.
– Это надо сделать скорее и получше.
– Давайте я вам помогу.
– Это надо успеть сделать до осени, – постоянно слышат дети разговоры взрослых… И везде, где только можно, они помогают старшим, перенимая их сноровку и опыт».
Продолжение следует.
Елена КОЖЕМЯКИНА, Николай СЕНЧЕНКОВ