Юрий Мельков: художник из Смоленска
В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка Юрия Мелькова «На родной земле», приуроченная к семидесятилетию художника. Выставка ретроспективная: в экспозиции представлены работы, выполненные с 1971 по 2021 год. Большинство из них посвящены Смоленщине, которую сам автор считает родной…
Усложняя задачи
- Я позиционирую себя как художник из Смоленска, хотя и родился не здесь. Я даже на афише так написал. Очень люблю этот город, горжусь им и это даёт мне силы для творчества.
- И поэтому основная тема вашего творчества – смоленская история?
- Да, я стараюсь разрабатывать эту тему и, по возможности, открывать в ней что-то новое. А остальное: этюды, пейзажи – это путь к освоению живописи. Хотя в пейзаже любовь к России и Смоленщине тоже можно передать.
Вообще природа для меня изначальна. Она – великий учитель в освоении пленэра, цвета. А потом история – когда накоплен опыт и можно браться за что-то более серьёзное. Считаю, что художник, если он хочет развиваться, должен всё время усложнять свою задачу. Да я по-другому и не могу. Вот сейчас привёз всё сюда, в КВЦ – мастерская пустая. Поставил там огромный белый холст – надеюсь, будет новая работа. Опять на тему смоленской истории. Пока собираю материал.
- Юрий Геннадьевич, профессия художника не возможна без таланта и мастерства. А что, на ваш взгляд, в ней самое главное?
- Труд. Я это хорошо прочувствовал, поскольку мне тяжело давалось обучение живописи. С трудом осваивал пленэр, переходил от тёмной живописи к более светлой.
Я ведь с первых творческих шагов выставлялся как график. И в областных газетах долгое время работал как график. Но мне всегда хотелось заниматься живописью. И я начал писать и стал получать критику, замечания и нагоняи от своих старших коллег. Но меня это не остановило – я не отчаивался и работал, работал, работал… Очень поддерживал отец-художник.
Худграф был для меня прекрасной школой – я многому научился. Но это лишь маленькая ступенечка на пути освоения мастерства. Он даёт только толчок, а дальше надо совершенствоваться самостоятельно. И в этом мне очень помог Дом творчества «Академическая дача» при Союзе художников России. Я там тоже учился, работая рядом с великими художниками, слушал их замечания и советы. Для меня это как второе высшее образование.
И вот уже 45 лет моей творческой деятельности, а я по-прежнему считаю себя учеником. Каждая новая работа – как экзамен. Постоянно надо ставить новые задачи и учиться из решать. Даже с точки зрения живописи и композиции.
Добавить цвета
- И чем вас так привлекла живопись, что вы, состоявшись как график, решили всё поменять?
- В живописи я видел для себя больше возможностей передать ощущение этого мира. В её основе тоже графика – тем более в нашей традиционной реалистической. Но здесь она раскрывается цветом, а это уже совсем иной диапазон, иные возможности.
Да и не любил я графику, если честно. И для газет рисовал, чтобы заработать: делал какие-то зарисовки репортажные. Хотя это тоже был опыт и некий этап становления. Я даже в Союз журналистов вступил раньше, чем в Союз художников.
- Я знаю, что вы одно время возглавляли Смоленское отделение Союза художников…
- Да, был такой этап в моей жизни. С 1999 года по 2012-й. Кстати, то, чего нам тогда удалось добиться, не потеряно до сих пор. Я имею ввиду статус художников в городе, льготы по творческим мастерским. Даже этот выставочный центр – тоже наша, в том числе и моя работа.
- 70 лет жизни, 45 – творческой деятельности. Если оглянуться назад, какие события на этом пути кажутся вам сейчас наиболее яркими?
- Путь изначально предполагает некое развитие. Вот так идёшь по нему от выставки к выставке, и каждая из них – итог определённого этапа моего творчества.
Пожалуй, первой яркой вехой на этом пути было моё участие в областной выставке в 1976 году. Собственно, от неё и идёт отсчёт творческой деятельности.
Потом, через пять лет, я участвовал уже в зональной выставке. Для меня это получилось немного неожиданно. И выставком очень тепло ко мне отнёсся, взяли две работы – меня это сильно окрылило. Выставка проходила в Рязани, я туда съездил посмотреть. Увидел свои работы и мне стало так стыдно! До сих пор это помню. Мне тогда показалось, что работы слабые.
Потом были ещё выставки. В их числе и Всесоюзная. В Москве, в Манеже висела моя большая тематическая работа…
Ещё важным для меня событием было открытие этого культурно-выставочного центра. Огромное количество сил и нервов было затрачено, чтобы он был включён в план подготовки празднования 1150-летия Смоленска и начал строиться. И вот КВЦ уже действует…
Жизнь прекрасна
- …И в нём открылась ваша выставка. Я тут невольно подслушала зрительские восторги: все отмечают некую просветлённость ваших работ – колористическую и эмоциональную…
- Я, честно говоря, об этом не думал. Мне и самому было интересно посмотреть, что получилось. Увидеть, какой я. Ведь любая персональная выставка для художника – это прежде всего экзамен самому себе.
Когда ты видишь свои работы в маленькой мастерской или участвуешь одно-двумя картинами в групповой выставке – это совершенно другие ощущения. Может, потому что мастерская маленькая и темноватая, я и пытаюсь усиливать цвет и свет в своих работах. А может, так получается, потому что я люблю жизнь, люблю природу, люблю Смоленск и его историю. И как по-другому это можно передать – только вложив собственный свет в работу, чтобы согреть зрителей его теплом.
Я оптимист – вижу больше хорошего и в жизни и в людях. Может быть, и это сказывается. Жизнь прекрасна и удивительна! У меня даже есть работа с таким названием, где я изобразил свою трёхлетнюю внучечку. Видимо, это и есть главное в моей живописи: показывать красоту жизни, которой можно бесконечно удивляться.
- А вас самого что чаще всего заставляет удивляться?
- Я как художник всё время наблюдаю окружающую среду, очень много нахожусь на природе, люблю жить в деревне – меня всегда восхищает, если я вижу что-то новое и красивое. И я каждый раз удивляюсь, как бесконечен этот процесс. Среди людей сложнее, хотя и они порой удивляют.
- Юрий Геннадьевич, а что вызывает наибольший восторг в самом процессе творчества?
- Начало. Когда ты на подъёме, с воодушевлением, широко пишешь. А потом всё труднее и труднееидёт. Заканчивать – вообще мука. Самый тяжёлый момент – поставить точку в работе…
Личное мнение
Вера Самарина, заслуженный художник России:
- Юрий Мельков – яркий представитель реалистической школы. Той, что так нам сейчас необходима и которой мы очень дорожим. Кроме того, он пишет картины – причём картины исторические, а это требует особого внимания и знаний.
У нас в семье – культ картины. Самарин пишет картины и считает, что только в них можно выразить своё отношение к жизни. Поэтому мне особенно приятно, что мой выпускник Юрий Мельков тоже берётся за такое сложное дело…
Для справки
Юрий Мельков родился 15 сентября 1951 года в городе Кривой Рог. В Смоленск семья переехала в 1959 году.
Окончил художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института.
С 1999 по 2012 год – председатель Смоленской организации Союза художников России.
С 2005 по 2009 год – член общественного совета Центрального Федерального округа от Смоленской области, где работает в постоянной комиссии по вопросам культуры и сохранения культурного наследия.
Награждён медалью Ю.А. Гагарина от Ассоциации музеев космонавтики, Золотым знаком «Духовность, традиции, мастерство» от Союза Художников России.
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова