Указующий перст Путеводительницы
Культура

Указующий перст Путеводительницы

7 августа 2021 года в 12:00

На втором этаже Дома художника открылась выставка «Путеводительница», посвящённая иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии. В экспозиции представлены работы на темы православия и духовности. Их жанры и сюжеты разнообразны, но основная линия – неразрывная связь земного и небесного…

Потребность души

– Духовная линия в творчестве художника есть всегда, – заметил, открывая выставку, председатель Смоленского отделения Союза художников России Валерий ГРАЩЕНКОВ. – Она идёт как некая постоянная потребность автора отразить эту сторону нашей жизни. Поэтому подобные работы можно встретить практически на любой выставке. Да и отдельные экспозиции на эту тему мы устраиваем хоть и не регулярно, но с определённой периодичностью.

О том, насколько тема близка смоленским художникам, можно судить по количеству участников выставки. И среди них не только известные мастера, но и молодёжь и даже студенты.

Представлены практически все виды изобразительного творчества: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Да и жанрово экспозиция получилась весьма разнообразной. Лица и лики, храмы и памятники, предания и исторические события, пейзажи и тематические картины…

– Большинство работ не делались специально для этой выставки, – говорит заслуженный художник России Нина АГЕЕВА. – Значит, художник просто запрограммирован на подобного рода мышление, что находит отражение в его творчестве. Здесь важна сама идея. У меня много разных работ на эту тему – я давно над ней работаю. Но мне хотелось представить здесь одну: «Цветы иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии». Для меня она особенная. Написана давно, и, что удивительно, в тот год 10 августа уже были яблоки. Поэтому получился натюрморт с иконой, цветами и яблоками…

Указующая путь

Выставка «Путеводительница» открылась несколько заранее – до праздника иконы, который, по словам Нины Агеевой, «для Смоленска почти национальный». Но и во время основных торжеств 10 августа она ещё будет работать.

– Икона Одигитрии – главная смоленская святыня, – уверен Валерий Гращенков. – Она для всех нас имеет великое значение. Я сам неоднократно был свидетелем происходивших возле неё чудесных явлений. И очень символично, что выставка, посвящённая ей, проходит в год юбилея закладки Владимиром Мономахом в Смоленске храма Успения Пресвятой Богородицы. Собора, который стал для неё домом.

По преданию, икона была написана евангелистом Лукой ещё во время земной жизни Богородицы. Считается, что в Россию из Греции Одигитрия попала в 1046 году, когда византийский император Константин благословил ею свою дочь Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича. А в Смоленск икону, доставшуюся ему в наследство от матери, привёз уже Владимир Мономах. В 1101 году он заложил здесь первый храм Успения Пресвятой Богородицы, где Одигитрия и была поставлена. С тех пор она и именуется Смоленской.

Одигитрия в переводе с греческого означает «указующая путь», «путеводительница». На иконе Божия Матерь указывает на младенца Христа – то есть показывает путь к богу и вечному спасению.

Сотворившие чудо

На выставке, посвящённой иконе Смоленской Одигитрии, много скульптуры. В том числе и изображений российских святых. Княгиня Ольга, Владимир Мономах, воин Меркурий Смоленский…

Кстати, последний тоже напрямую связан с иконой Богородицы. Когда войска хана Батыя стояли на подступах к Смоленску, Меркурий молился перед ликом Божией Матери, и она ответила ему, послав «отразить врагов от града сего и защитить храм сей». Тогда воин пробрался ночью в стан орды, где истребил множество иноверцев, хотя и сам принял мученическую смерть. Благодаря этому подвигу Меркурия Смоленск стал едва ли не единственным городом, отразившим нашествие Батыя.

– Смоленские святые – тема, которая меня всё время тревожит и беспокоит, – признаётся Валерий Гращенков. – Хочется отразить её полнее, интереснее и своеобразнее. Я считаю, что все они – наши родственники и находятся здесь, рядом с нами. И чудеса в жизни случаются – просто надо научиться их замечать и осознавать. Вообще каждый человек, я по себе это знаю, постоянно получает какое-то духовное наставление – только надо настроить себя таким образом, чтобы это услышать, почувствовать, понять.

Лики и лица

Храмовое искусство представлено на выставке резными иконами Игоря ПЫРЦОВА.

– Резная икона появилась очень давно, и на Руси ею издревле занимались, – поясняет автор. – Хотя сейчас некоторые утверждают, что это не в традициях православия. Здесь важно помнить, что такое творчество требует определённого настроя. Я вырезаю иконы только отдохнувший и в хорошем настроении. Вдохновляюсь высоким искусством и общением с друзьями. Кроме того, работа эта кропотливая и по времени длительная. Одну икону можно резать месяцами, потому что ошибиться нельзя ни в одном движении. Но для меня эта работа в радость – когда ею занимаюсь, я даже времени не замечаю от удовольствия.

В галерее ликов и лиц особое внимание привлекает портрет поэта Евгения Евтушенко работы народного художника России Вячеслава Самарина. По мнению автора, «Евтушенко – один из великих русских поэтов, тех, у кого дар божий», так что на этой выставке его портрет вполне уместен. Так же, как и портрет любимого поэта Вячеслава Фёдоровича – Сергея Есенина. Художник обязательно принёс бы его на выставку, если бы несколько месяцев назад не подарил бы его писателю Захару Прилепину.

– Тема этой выставки очень важна, – считает Вячеслав Самарин. – По сути, с этого наша работа и начинается. Потому что нельзя жить без веры, любви и надежды. И без Одигитрии как путеводительницы, наверное, тоже…

Для справки


Считается, что Смоленская Одигитрия защищает Россию с запада. По преданию, пока икона в городе, он остаётся неприступным. Кстати, это утверждение отчасти подтверждается и историческими фактами.

В начале пятнадцатого века Одигитрия попала в Москву, в Благовещенский кремлёвский собор. И на Смоленск обрушились беды: пожары, болезни, неурожаи. В довершение всего город оказался под властью Великого княжества Литовского.

В 1456 году смоляне просили великого князя Василия Тёмного вернуть им икону. Князь удовлетворил их просьбу, и люди несли чудотворный образ на руках до самого города.

Однако прежде чем вернуть икону в Смоленск, с неё сняли точный список «мера в меру», который оставался в Благовещенском соборе до 28 июля 1525 года, когда был перенесён в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее в честь Смоленской иконы Божией Матери по случаю возвращения Смоленска России в 1514 году. И день этот, 28 июля, или 10 августа по новому стилю, с тех пор был установлен как праздник иконы.

Фото: Елена БЕЛЫХ, Смоленское отделение Союза художников России и Смоленская митрополия

Ольга Суркова

Брось ты! Вот Щепкин – талант!
Назад в СССР