Брось ты! Вот Щепкин – талант!
Наш рассказ – о замечательном актёре Смоленского государственного драматического театра, прослужившем 50 лет сцене (из них 30 – смоленской), Анатолии Андреевиче Юкляевском, чей 110-летний юбилей был в начале июля.
Родился Анатолий Андреевич на Урале, в рабочей семье. На детство и юность выпали тяжёлые испытания: когда мальчику было 12 лет, умерла мать, отец уехал. Жил Толя с бабушкой. Когда окончил школу-восьмилетку, бабушки не стало. Пришлось идти работать. В трудные минуты его жизнь согревал местный Шадринский театр, куда позже он поступил статистом. Затем – армия: служил четыре года на Балтийском флоте в Ленинграде. По окончании службы возвращаться было некуда, остался в Ленинграде, работал в театре. Затем – Московская театральная студия Наркомпроса, окончив которую, он стал профессиональным актёром.
За 50 лет на сцене Юкляевский сыграл свыше 300 ролей. Его талант был высоко оценён: в 1963 году Анатолий Андреевич стал заслуженным артистом республики, а в 1976 году – первым народным артистом РСФСР на Смоленщине.
В смоленском театре ему суждено было прослужить без малого 30 лет. Здесь он сыграл множество ролей: Ванюшин, Шуйский, Оргон, Лыняев, Бунша, Эмир, Кнуров, Юсов, Костылев, Аркашка Счастливцев и многие другие.
Анатолий Андреевич был ярким актёром. Порой одной мизансцены ему было достаточно, чтобы как на ладони показать колоритную фигуру своего героя.
Актёра Юкляевского всегда отличали хороший художественный вкус, достоверность существования на сцене, убедительность и непосредственность. Он совершенно растворялся в образе, и происходило сценическое чудо: его персонаж на наших глазах становился живым, реально существующим человеком. С ним очень любили работать режиссёры – наверное, за его непосредственность, чувство правды и сценическую веру, за его «детскость». Режиссёр Лев Григорьевич Щеглов отзывался об артисте Юкляевском так: «Анатолий Андреевич обладает самобытным творческим лицом, его всегда можно узнать на сцене. Но вместе с тем он мастер перевоплощения. В каждой роли он изменяется и внешне, но главное перевоплощение совершается во внутренней жизни образа. Ему одинаково подвластны роли драматического и комедийного плана…»
Каким он был замечательным Оргоном в «Тартюфе»! Зрителей восхищали темперамент и яркий комизм актёра. «Перед нами предстаёт в общем-то незлой, беззащитный человек, вызывающий сочувствие», – писал «Рабочий путь» в номере от 28 января 1983 года.
В связи с этим спектаклем вспоминается трогательная история. Шёл декабрь 1982 года. Готовились к премьере. Время, как обычно, поджимало. Режиссёр Борис Носовский обратился ко всем, занятым в спектакле, прийти в понедельник – выходной день в театре – на репетицию. Репетировали долго: что-то не клеилось, прогоняли по нескольку раз отдельные сцены, проходили музыкальные и танцевальные номера. Близился вечер. И вдруг режиссёр обратил внимание на то, что в кулисе на деревянном табурете кто-то скромно сидит. Борис Исаакович присмотрелся, и ему стало не по себе – там был народный артист РСФСР Юкляевский. Режиссёр был уверен, что Анатолий Андреевич, поняв, что до его сцен дело не дойдёт, спокойно дома пьёт чай. Он бросился к актёру с извинениями, на что тот, улыбнувшись, ответил: «Как я мог уйти? А вдруг бы я вам понадобился?» И ни слова обиды, досады, упрёка. В этом эпизоде весь Анатолий Андреевич.
Незабываем был актёр в роли Эмира в мюзикле «Последняя любовь Насреддина» (реж. М.И. Резцов). «Маленький, толстый, словно придавленный огромной чалмой, он – воплощение ничегонеделанья. Спать, есть – вот все его заботы. Народный артист РСФСР А.А. Юкляевский подчёркивает глупость, тугодумие своего персонажа, никчёмность его как в делах, так и в жизни. И всё это в основном с помощью одной мимики», – отмечали критики в публикациях «Рабочего пути».
Смешным и трогательным представал артист в образе Аркашки Счастливцева в «Лесе» А.Н. Островского. Как писали журналисты областной газеты, «по духу, настроению… близкий Геннадию Несчастливцеву. Отсюда их тонкое, выразительное, точное взаимодействие… Монолог Счастливцева о том, как он отдыхал у богатого дяди, зал ловил, затаив дыхание, а при его словах «А не удавиться ли?» взрывался аплодисментами».
Заслуженный артист России Николай Коншин, исполнявший в «Лесе» роль трагика Несчастливцева, вспоминал: «Забыть его невозможно! Это был актёр-фейерверк, партнёр по сцене, дарящий другим только положительные эмоции и радость общения. И это приносило всем истинное наслаждение. Аркашку Счастливцева в «Лесе» Анатолий Андреевич сыграл проникновенно, точнее, пропел на одном дыхании гимн русскому актёру, его человеческому достоинству. Эта роль отразила высокое мастерство и подлинное вдохновение актёра «русской школы переживания».
Наверное, Анатолий Андреевич Юкляевский, услышав такую оценку в свой адрес, отмахнулся бы, сказал: «Брось ты! Вот Щепкин – талант! А нам всем хотя бы на капельку приблизиться к тому, как он играл на сцене…»
Это лишь несколько штрихов к творческому портрету выдающегося актёра – легенды смоленской сцены. Вдова Анатолия Андреевича Валентина Петровна рассказывала, что как человек её муж был очень добрый, доверчивый (как называли его – наивный), трудолюбивый. Был хорошим отцом, любил детей, внуков. Очень любил свой дом. Врагов он семье не оставил – их у него не было никогда…
…Театр и жизнь, жизнь и театр… Для Анатолия Андреевича они органично слились в одно целое, создав феномен «талант Юкляевского».
Вспоминая тот театр, действительно приходишь к мысли, что «прошлое не прошло», да ты и не хочешь, чтобы оно проходило.
Фото: из архива Н.С. Коншина
Людмила Лисюкова