Назад в СССР
В Доме художника открылась персональная выставка Александра Комарова «Люди дней минувших». В экспозиции представлены живописные и графические работы, большинство из которых содержат совершенно определённые приметы недавнего прошлого…
В традициях реализма
Сам автор убеждён, что время лучше всего можно передать через человеческий образ. Поэтому в его работах так много людей. Причём, не статичных, застывших в определённой позе для снимка, а живых, как будто случайно пойманных художником за каким-то действом.
– Прекрасная выставка, – считает заслуженный художник России Валерий ГРАЩЕНКОВ. – Хорошая профессиональная живопись. Очень качественные работы в лучших академических традициях. Живопись – это вообще-то определённое сочетание цветов на холсте, которые совпадают и живут, а не просто раскрашивают действительность. И здесь это есть.
Александр Комаров родился и вырос в Смоленске. Здесь же занимался и в художественной школе. Потом окончил факультет живописи художественно-промышленной академии имени В.И. Мухиной в Санкт-Петербурге. Однако связи с родным городом не потерял. По возможности участвовал в коллективных выставках, организованных местным Союзом художников. И вот теперь решился на персональную.
– Очень рад, что у нас появился такой художник, – говорит Александр АНАТОЛЬЕВ. – В его работах не просто ностальгия по прошлому – они выполнены в лучших традициях художников-шестидесятников. Я вижу в них некий академизм и что-то из того нашего доброго прошлого, что принято называть соцреализмом. Может быть, новое поколение воспитано в более современных тенденциях живописи, но мне это очень близко.
Впрочем, как оказалось, такой соцреализм близок и новому поколению. О чём говорили и зрители, и молодые художники. Тем более, что авторские послания, зашифрованные в работах, просты и доступны – можно просто смотреть и получать удовольствие.
– Смоленский Союз художников был и остаётся для меня родным, – признаётся Александр Комаров. – Мне очень приятно, что моя выставка проходит именно здесь. Здесь я начинал, и это был для меня очень важный период в жизни. Хотя технически я тогда, наверное, ничего ещё не умел. Я решил представить работы, которые понятны всем. После учёбы в академии мне хотелось писать легко, и эти картины написаны именно так…
Время и люди
– Александр, что для вас важнее: заставить зрителя задуматься или расшевелить его эмоционально?
– Для меня главное эмоции. Потому что здесь и задумываться особо не о чем. На этом этапе я ставлю задачу вызвать у зрителя чувство ностальгии, предлагаю взглянуть на наше общее прошлое с теплотой и иронией.
– И главный проводник этого посыла – человеческий образ?
– Да. Причём, не сам по себе, а в жанровой композиции. Здесь много бытовых сцен или сюжетов, которые вполне могли случиться с кем-то из зрителей.
В своих работах я часто использую символы. Элементы одежды и декора порой говорят о времени не меньше, чем лицо. Хотя именно образ человека, на мой взгляд, является самым лучшим отражением эпохи.
Пейзаж – тоже символ времени. Но для меня это скорее бутафория. Понимаю, что многие со мной не согласятся, но это моё субъективное мнение.
– То есть для вас люди как объект творчества интереснее, чем природа?
– Безусловно. Тем более, что образ человека как тема вообще безграничен. И любая ситуация в жизни может стать сюжетом картины. Или, если точнее, послужить поводом для работы над сюжетом и композицией. Поскольку композиционная работа пишется методично и поэтапно. Собирается определённый материал. Потом наброски, этюды, эскизы… В итоге результат может быть весьма далёк от первоначального замысла.
– А насколько часто вы используете в своих работах реальные образы?
– Вообще писать человека с натуры – прекрасно, но это не всегда возможно. Тем более – когда речь идёт о жанровой композиции, где участвует группа людей. Чаще приходится разрабатывать образ из каких-то деталей: с фото или этюдов.
Формула счастья
– Александр, для вас творчество – это…
– …Образ жизни. Художник – это вообще не профессия, а образ жизни. Здесь даже и добавить нечего.
– Вы согласны с фразой «художник должен быть голодным»?
– Нет. Это исключено. Не понимаю, откуда вообще взялось это утверждение, но это точно не про меня.
Я считаю, что такого не должно быть в принципе. Потому что финансовая награда является частью признания художника. И найти компромисс между коммерцией и творчеством – одна из основных задач. Чтобы кормило то, что приносит удовольствие. И при этом оставаться свободным в творчестве, не загоняя себя в рамки заказов.
– Ваш идеальный зритель какой?
– Человек с тонким мировосприятием. Способный испытывать эмоции, глядя на живописные работы.
– А пишете вы прежде всего для себя или для зрителя?
– Для себя. В этом, наверное, и кроется частичка счастья для художника. Когда ты сам получаешь удовольствие от того, что делаешь. А потом и признание, в том числе и финансовое…
Фото: Смоленское отделение Союза художников России
Ольга Суркова