«Кот в сапогах» в Смоленском театре кукол
Культура

«Кот в сапогах» в Смоленском театре кукол

29 июня 2021 года в 12:01

В Смоленском театре кукол им. Д.Н. Светильникова в июне состоялась премьера спектакля «Кот в сапогах» по знаменитой сказке Шарля Перро.

Поставили спектакль приглашённый режиссёр из Ижевска – выпускница Екатеринбургского театрального института и Российского института сценических искусств (бывшая СпбГАТИ) Галина Лихацкая, главный режиссёр Государственного театра кукол Удмуртии, – и художник Алина Корытова. Осуществить задуманное удалось в рамках федерального проекта «Культура малой родины» партии «Единая Россия».

«Кот в сапогах» – спектакль ширмовой, то есть представление разворачивается перед зрителями чисто кукольное, артисты-кукловоды прячутся за ширмой, и зритель их не видит. В последнее время ширмовые спектакли не так уж часто встречаются в репертуаре театров кукол, в том числе и в нашем, смоленском.

Один только артист выходит на авансцену в живом плане. Это Андрей Данилов. В нарядном долгополом сюртуке, сапогах и шляпе с пером он изображает заглавного героя сказки – Кота, который, в свою очень, выполняет роль рассказчика, а затем (уже в виде куклы) предстаёт перед зрителями в ходе действия. Общаясь с залом, Кот помогает зрителям погрузиться в сказочную атмосферу, поясняет, почему его хозяин Жак – младший сын мельника, которого братья оставили без отцовского наследства, – выглядит таким печальным.

Жадные и бессердечные братья просто выгнали Жака из дому вместе с котом, оставив обоих без крыши над головой. И благодарный за доброту и доверие Кот решает не просто помочь своему хозяину и товарищу по несчастью обрести новый дом, но и достичь определённых жизненных высот, скажем, жениться на Принцессе...

«Кошачьего» в манерах, да и во всём облике актёра Андрея Данилова маловато, но сам приём, когда главный герой выступает в роли рассказчика, здесь более чем оправдан.

Короче говоря, новый спектакль – сказка о том, что справедливость несмотря ни на что обязательно восторжествует, что никогда не нужно отчаиваться, особенно, если рядом настоящий друг, но главное, что на всякую силу всегда найдётся другая сила – ум.

Итак, приняв решение выручить хозяина из беды, Кот отправляется во дворец к Королю. Нет, он не собирается взывать к милосердию правителя, нет у него также намерения наказать подлых и бессердечных братьев Жака...

Он идёт к Королю с подарком от богатого и знаменитого Маркиза Карабаса, чьи угодья ломятся от урожая, а леса полны дичи. План его прост: с помощью хитрости и ума завладеть богатством местного Людоеда. Злобное чудовище настолько опротивело всей округе, что Кот рассчитывает найти взаимопонимание у его подданных. А имя «Маркиз Карабас» он просто выдумал! Так отныне будет именоваться бедный Жак – его добрый и великодушный хозяин.

Оставив Жака на берегу реки, Кот просит подождать его и по первому же знаку быстро раздеться и с криком «тону!» броситься в воду. Жак был настолько удручён произошедшим с ним, что даже не спросил Кота, зачем.

А роль подарка Королю доверено было исполнить Зайцу. В спектакле Заяц отнюдь не жертва и не охотничий трофей, которого приносят к обеду.

Заяц объявлен большим умельцем, в частности, по словам Кота, он прекрасно чистит сапоги. Последнее почему-то особенно заинтересовало Принцессу. Наверное, потому, что в одиночестве она отчаянно скучала. А может, и сама любила чистить обувь, но ей как королевской дочери не положено было этим заниматься.

Словом, ей сей же час захотелось побывать в замке у Маркиза Карабаса, где в роли послов выступают знакомые с правилами королевского этикета коты, а чисткой сапог ведают... зайцы.

Не в силах противостоять желанию Принцессы Король повелел срочно снарядить экипаж. И процессия двинулась в путь. А Кот бежал впереди, показывая дорогу. Предупреждённые им хлебопашцы и косари на вопросы Короля дружно ответили, что владелец всех угодий, конечно же, Маркиз Карабас.

Король бурно удивлялся богатству и с каждой минутой чувствовал всё большее расположение к загадочному Маркизу, хотя и не был с ним знаком. Неудивительно, что когда карета приблизилась к реке, откуда тут же послышались возгласы «тону», Король сразу же приказал слугам остановиться. Мнимому Маркизу помогли выбраться из воды и надели на него лучший мундир, пусть для этого пришлось раздеться одному из офицеров королевской охраны… Убедившись, что облачённый в мундир Жак и впрямь выглядит как вельможа, а Принцесса не сводит с него глаз, Кот помчался к замку. Ему ещё предстояло победить Людоеда.

Сцена разговора Кота и Людоеда в спектакле решена очень остроумно. Все превращения Людоеда зритель видит опосредованно, так что риск испугать ребёнка практически отсутствует. Людоед в спектакле совсем не страшный, артист Роман Арсеньев играет его глуповатым и очень уж тщеславным. И только когда в ответ на высказанное Котом сомнение, что Людоед сумеет превратиться в маленького зверька, а тот, не подумав, превращается в мышь, эта сцена показана подробно.

Кроме уже названных Андрея Данилова и Романа Арсеньева, который играет ещё и Короля, в спектакле заняты заслуженная артистка России Татьяна Ковалёва, артисты Екатерина Рейфман и Артём Разыграев.

Фото: предоставлены театром

Светлана Романенко

Елена Фильченкова: волшебная сила искусства
От Авраама до Иисуса