Елена Фильченкова: волшебная сила искусства
На выставке художника Елены Фильченковой в КВЦ имени Тенишевых представлены работы разных жанров. Но главная тема творчества автора видна сразу, поскольку в большинстве своих произведений автор признаётся в любви лошади…
Любовь к лошади
– Я художник-анималист. И моё узкое направление – конный портрет. Хотя здесь представлены и натюрморты, и жанровые картины – всего около семидесяти работ.
На мой взгляд, выставка получилась красочной и, что немаловажно, информативной. На информационных стендах есть сведения обо мне: моём творчестве, выставках и мероприятиях с моим участием. Чтобы зритель мог не только увидеть экспозицию, но и узнать что-то обо мне как о художнике и человеке. Мне самой часто не хватает подобной информации на других выставках.
– И всё-таки лейтмотив этой выставки, как и вашего творчества вообще, – кони. Почему?
– Мне кажется, я родилась с любовью к лошадям. Сколько себя помню, всегда ими восхищалась. Конечно, потом был ипподром, верховая езда, разряд по конному спорту… И эта любовь к лошадям стала основой и моего творчества. Всё посвящено только им – без вариантов.
– Чем они вас так зацепили?
– Наверное, всё очень похоже на то, как вообще у человека возникает любовь к лошади. Я как-то прочитала об этом в одном из рассказов и считаю, что лучше и не скажешь.
Люди, как правило, лошадей боятся. Крупное животное всегда вызывает опасение. Уж не говоря о том, чтобы сесть на него. Но если попытаться завлечь человека на конюшню, где он почувствует запах сена, услышит ржание и пофыркивание… А потом ему предлагают угостить лошадку сахаром с ладошки. И вот она уже смотрит на тебя своими большими глазами, мягко дотрагивается носом до твоей руки, выдыхая в неё тёплый воздух, аккуратно берёт бархатными губами кусочек сахара с ладони… Вот тут человек понимает, что всё – он пропал. Пропал окончательно.
Давайте знакомиться
– Елена, эта выставка – попытка показать своё мастерство? Или у неё какие-то другие задачи?
– Я просто хочу познакомить смолян с моим творчеством. Чтобы как можно больше людей могли увидеть мои работы.
Так получилось, что меня знают в стране и за рубежом, а в моём любимом городе, небольшом, но безумно красивом, – практически нет. Даже если кто-то и слышал обо мне, то не мог увидеть мои работы. Так что эта выставка – возможность познакомить смолян со мной, моим творчеством и таким оригинальным узким жанром, как конный портрет. Художников, работающих в этом направлении, буквально единицы, а в Смоленске вообще я одна.
– То есть это первая ваша выставка в Смоленске?
– Первая столь масштабная, в КВЦ. До этого было несколько экспозиций в Центре культуры и досуга на улице Тенишевой. Но там упор не столько на выставку, сколько на дружеское общение. Да и обстановка более камерная.
Здесь уже другой формат: официальное мероприятие, торжественное открытие. Поэтому и работы более разноплановые, отражающие разносторонность моей натуры. Как видите, я рисую всё, но любовь и предпочтение отдаю лошадям.
Три солнца
– Портреты – это понятно. А фантазийные работы как рождаются? Например, вот эта – «Три солнца»?
– Эта работа посвящена туркменской лошади, ахалтекинской породе – красивой, солнечной, выращенной в степях. Она и есть первое солнце. Второе – жаркое солнце пустыни, которое согревает своим теплом и заставляет переливаться золотом шкуру ахалтекинцев. А третье – сама природа, которая тоже согрета теплом и любовью.
Я хотела сказать, что всё в мире взаимосвязано. И ничто не существует само по себе – только в едином пространстве. Собственно, когда приходят эти философские мысли, начинаешь рассуждать – так и рождаются подобные картины.
Конечно, не всегда есть время заняться воплощением таких идей. Но когда получается, эти картины быстро находят покупателя. Поэтому они редко бывают на выставках: мало кто разрешает показывать работы из своих частных коллекций.
– А вот изумительная работа, очень тонкая, – как я понимаю, навеянная японской поэзией…
– Да, идея возникла осенью. У меня дочь увлеклась хокку, и я читала с ней вместе. А как-то вечером вышла гулять с собаками. На дворе ненастье, дождик, опавшие листья под ногами. Тёмная стена дома, не освещённого фонарями, и только в одном из окон горит свет…
Правда, у меня эта картинка трансформировалась почему-то совсем в другое. Я представила осень, человек пришёл к дому, где хотел кого-то увидеть. Возможно, там когда-то жила его любовь. Или родители, с которыми он давно не общался. И вот он пришёл сюда, а вместо встречи – тёмная стена и окно заложено кирпичом. Ожидания не оправдались…
– Здесь в качестве эпиграфа – стихи кого-то из японских поэтов?
– Они немного перефразированы, поэтому чёткого авторства нет. Первая строчка – из японской книги, а остальное – уже моё.
Энергетика зашкаливает
– Елена, я слышала, что вы выработали свою уникальную смешанную технику в графике…
– Да. Я вообще очень люблю экспериментировать в творчестве. В основном работаю с высокопрофессиональной пастелью известных брендов. Но когда осваиваешь какую-то технику, хочется привнести в неё что-то своё: найти какой-то нюанс, который будет отличать тебя от других. И когда находишь, получается просто сногсшибательный эффект, который делает работу неповторимой.
Взять, к примеру, этот натюрморт «Бархатные розы». Практически никто не понимает, в какой технике он выполнен, – даже художники. А всё дело в материалах. В их некоем смешении, которого мне удалось добиться благодаря экспериментам.
– Эксперименты – часть вашей творческой жизни?
– Да. Я натура неуспокоенная – всегда в поисках чего-то нового. Постоянно экспериментирую с техниками и сюжетами. У меня нет зависимости от вдохновения – идей просто море. Проблема лишь со временем для их воплощения.
– Что главное для вас: подтолкнуть зрителя к размышлениям или вызвать эмоциональный отклик?
– Поскольку я сама человек эмоциональный, то мне важно, чтобы зритель прежде всего отреагировал эмоционально. Потому что творчество, как правило, построено на энергетике автора. И когда моя работа уходит в новый дом, её покупатели мне часто говорят, что сразу поняли: она моя, частичка моей жизни. Да, философский момент тоже всегда присутствует, но это уже вторично.
У меня был такой интересный случай. Как-то на мою выставку пришла женщина с энергетическими рамками. Я сначала удивилась, а потом она мне сказала, что такого прежде никогда не видела: «Энергетика от картин не просто хорошая – она зашкаливает. Это настоящий энергетический источник, поэтому всё лучится теплом и энергией».
А ещё некоторые говорят, что при головной боли достаточно постоять у одной из моих работ – и всё проходит.
– А вы сами волшебную силу искусства испытывали?
– Конечно. Если у меня в жизни какая-то мрачная полоса или чувствую себя некомфортно, я просто смотрю на материалы, чтобы понять, к чему меня особенно тянет, беру и работаю. А когда рождается картина, мне становится хорошо и на душе спокойно…
Для справки
Елена Фильченкова родилась в Нижнем Тагиле. В Смоленске живёт и работает с 1988 года.
В 1996 году окончила художественно-графический факультет Смоленского пединститута.
Работает в разных жанрах, но предпочтение отдаёт анималистике, и в частности конному портрету. Входит в десятку ведущих анималистов России. Постоянно сотрудничает с ипподромами, конезаводами и конными хозяйствами страны.
В течение нескольких лет Елена Фильченкова оказывает поддержку детскому паралимпийскому турниру по конному спорту в Краснодаре.
Её работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом, в музеях и галереях.
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова