От Авраама до Иисуса
Культура

От Авраама до Иисуса

2 июля 2021 года в 09:44

В КВЦ имени Тенишевых можно увидеть гравюры великих художников прошлых веков.

Выставка «Золотой век. Шедевры западноевропейской гравюры XVIII–XIX веков» – одна из самых масштабных ретроспектив лучших образцов печатной графики. В её экспозиции – почти полторы сотни гравюр, выполненных с рисунков Альбрехта Дюрера, Паоло Веронезе, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта и других знаменитых художников. Основная тема – библейские сюжеты…

С оригинальных рисунков

Гравюра появилась в XV веке, практически одновременно с изобретением печатной книги, и как новый вид искусства быстро набрала популярность. Собственно, гравюрами были и первые иллюстрации к книгам – сначала в виде ксилографии, а затем и офортов.

– Работы, представленные на выставке, выполнены в разной технике, – говорит специалист выставочного отдела КВЦ имени Тенишевых Ольга ИВАНОВА. – Здесь есть и ксилография, и офорт. Но всё без исключения – высочайшего качества, что говорит не только о мастерстве художников, делавших рисунки, но и самих гравёров, переносивших изображение на дерево или металл.

На каждой этикетке – имя художника и гравёра как полноправных соавторов готовой работы. Что примечательно: художники эти хорошо известны и сейчас, а вот информации о гравёрах нет даже на просторах интернета. Так что, как позиционируют сами организаторы, выставка «Золотой век» – это и дань уважения талантливым гравёрам, под резцами которых и возникли эти шедевры, ставшие «подобно камеям, вырезанным в полудрагоценных камнях, где уверенность и чёткость линий создали удивительно великолепный мир объёма и глубины пространства, наполненные всеми оттенками света, воздуха и движения».

– Большинство этих художников мы знаем по их живописным работам, – поясняет специалист выставочного отдела КВЦ имени Тенишевых Лилия КАЛИНОВА. – В то время вообще графика считалась прикладным искусством и скорее входила в разряд тренировочных эскизов, а не полноценного произведения. Но тем и интересна эта выставка, что можно увидеть совершенно другие приёмы и выразительные средства, которые живописцы используют в графике.

Все гравюры, представленные в экспозиции, выполнены с оригинальных рисунков художников либо с прижизненных гравюр, если речь идёт об авторах, живших до XVIII века.

Ксилографии Дюрера

Открывает экспозицию серия «Большие страсти» Альбрехта Дюрера. Шесть гравюр с изображением физических и моральных мук Иисуса Христа в последние дни его земной жизни.

– Дюрер в начале своего творческого пути много экспериментировал с пространством, – объясняет Ольга Иванова. – Оно для него было скорее умозрительным. И в рисунках «Больших страстей» можно видеть одинаковые по размеру фигуры на переднем и заднем планах. Только после путешествия по Италии Дюрер начал использовать в своих работах новейшую тенденцию – перспективу.

Стоит отметить, что Альбрехт Дюрер стал первым немецким художником, кто работал одновременно в обоих видах гравюры: на дереве и на меди. Однако необычайной выразительности он достиг в ксилографии, использовав в ней технические приёмы, характерные для гравюры на металле. Например, передавал форму предметов, объём и светотень с помощью разнообразных штрихов.

В 1498 году Дюрер создал серию из пятнадцати гравюр на дереве «Апокалипсис», где позднеготический художественный язык удачно сочетается со стилистикой итальянского Возрождения. Работы из этой серии, выполненные в середине XIX века известным немецким художником и гравёром Эртелем Каспаром Эрхардом, завершают экспозицию выставки «Золотой век».

– Альбрехт Дюрер – величайший мастер ренессансной гравюры, – продолжает Ольга Иванова. – Подхватывая и развивая всё лучшее, что было достигнуто в немецкой графике, он обогатил её итальянским стилем. Дюрер по-настоящему поставил гравюру на один уровень с другими видами изобразительного искусства. По интеллектуальной мощи, духовной наполненности, богатству фантазии и техническому совершенству его творчество не имело равных среди современников.

Офорты Рембрандта

Рядом с работами Дюрера в начале и в конце экспозиции – произведения его голландского коллеги Рембрандта. 25 рисунков мастера представлены офортами конца XVIII века выдающегося итальянского художника и гравёра Франческо Новелли.

– Рембрандт был прекрасным рисовальщиком, хотя и отдавал предпочтение живописи, – замечает Лилия Калинова. – Это заметно и в его гравюрах, куда он перенёс много живописных приёмов: растушовка, игра светотенью, – что, возможно, здесь смотрится не так эффектно, как на полотнах. В любом случае, Рембрандт разработал свой специфический язык гравюры, определив её стилистику на века вперёд. В его руках офорт сделался самой гибкой из гравюрных техник, способной передавать как тончайшие градации света и живописно-пластические качества композиции, так и эмоционально-психологические характеристики.

Рембрандт занимался офортами на протяжении всей своей творческой жизни. Первые два датированы 1626 годом, последний выполнен в 1665 году. Считается, что совершенства в этой технике он достиг в 40-е годы, когда создал настоящие шедевры в пейзаже и библейских сценах.

В следующее десятилетие у Рембрандта появляются новые подходы к созданию офортов произведения, выполненные в эскизном стиле. Но особенно велики его достижения в создании ночных сцен, что позволило критикам называть художника гением светотени.

Интересно, что за границей Нидерландов современники знали Рембрандта именно как гравёра. Художник никогда не злоупотреблял числом копий, следя за высоким качеством оттисков.

Из трёх альбомов

Большую часть экспозиции занимают работы из иллюстрированных Библий, бумом на которые ознаменовалось XVIII столетие. Одним из самых известных подобных изданий стал альбом гравюр «Фигуры из Библии», вышедший в 1728 году. Рисунки для него делали Герхард Хоет, Бернар Пикар, Джованни Ланфранко и другие выдающиеся художники, чьи работы представлены на выставке.

– Особым совершенством и изысканностью отличаются английские гравюры, – рассказывает Ольга Иванова. – Подлинным шедевром второй четверти XVIII века по праву считается альбом «Истории Священного Писания», вышедший в Лондоне в 1744 году и сразу ставший бестселлером не только в Англии, но и во всей Европе. Работы из него, выполненные гениальными художниками эпохи Возрождения, можно увидеть на выставке. В числе авторов – Рафаэль, Паоло Веронезе, Аннибале Каррачи, Питер Пауль Рубенс и другие.

Английское графическое искусство конца XVIII века представлено на выставке признанными шедеврами из всемирно известного цикла «Библия Маклина» – самого большого по размерам издания иллюстрированной Библии в семи томах.

В проекте, задуманном издателем и книготорговцем Томасом Маклином для «славы английской школы живописи и графики», приняли участие лучшие художники и гравёры Великобритании. Для этого издания были специально разработаны новый шрифт и новый вид бумаги. И результат получился потрясающим. Правда, сам Маклин увидеть его так и не смог. Он умер через пять дней после изготовления последней гравюры.

Одна среди мужчин

В числе художников, делавших рисунки к «Библии Маклина», была и Мария Анна Ангелика Кауфман – единственная женщина, работы которой вошли в экспозицию выставки «Золотой век».

Дочь художника Иоганна Йозефа Кауфмана, она выросла в Австрии. Рисовать начала с шести лет, помогая отцу в мастерской. В одиннадцать получила свой первый заказ, а год спустя работала уже как профессиональный живописец.

В 1766 году по предложению английского посла и его супруги уехала в Лондон, где прожила пятнадцать лет. Она стала единственной женщиной-художником, удостоенной членства в Британской Королевской академии.

Сама Кауфман идентифицировала себя как художник исторического жанра, к чему относились и темы сюжетов из Священного Писания. Её произведения активно тиражировались известными гравёрами и таким образом популяризировались в Европе. Причём гравюры с работ Кауфман нередко служили образцом для создания скульптуры. В частности, скульптор Федот Шубин использовал их, делая эскизы к серии медальонов для украшения одного из залов Мраморного дворца в Санкт-Петербурге…

Фото: КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова

«Кот в сапогах» в Смоленском театре кукол
Михаил Лисовский: «Джек Лондон сделал из меня человека»