Роковая встреча под солнцем юга
Культура

Роковая встреча под солнцем юга

16 августа 2020 года в 13:00

В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка «Ван Гог и Гоген. Роковая встреча», организованная московской компанией «АРТГИТ». В экспозиции представлены 79 литографий и ксилографий, выполненных в середине прошлого века в США с картин двух выдающихся художников, чей творческий почерк узнаваем и неповторим…

Место встречи – Арль

– Выставочный проект «Роковая встреча» – это возможность соприкоснуться с творческим наследием двух самобытных художников: Винсента Ван Гога и Поля Гогена, – говорит специалист выставочного отдела КВЦ имени Тенишевых Ольга ИВАНОВА. – Они жили и творили в одно время, интересовались работами друг друга, поэтому просто не могли не встретиться. Но встреча эта стала роковой…

Они встретились в конце 1888 года на юге Франции. Здесь, в Арле, Ван Гог загорелся идеей создать некую «Мастерскую Юга», где художники-единомышленники могли бы работать вместе, обмениваясь мнениями и дискутируя о творчестве. Он готов разделить с коллегами своё съёмное жилище – уютный «Жёлтый домик» на площади Ламартина. Однако из множества приглашённых откликнулся лишь Поль Гоген.

Ван Гог воспринял приезд Гогена в Арль 25 ноября 1888 года с большим воодушевлением. Чтобы порадовать коллегу, он даже пишет серию работ с подсолнухами – для украшения его комнаты.

– Эта тема возникает неслучайно. Подсолнухи – визитная карточка Ван Гога. Первые работы с их изображением он создаёт ещё в Париже, и эти натюрморты понравились Гогену. Ван Гог об этом помнил – отсюда и выбор темы, которая так подходила «Жёлтому домику» и солнечному Арлю.

Однако мечтам Ван Гога о «Мастерской Юга» не дано было сбыться. Художники работали вместе в течение девяти недель, с каждым днём всё больше раздражая друг друга. Они были слишком разными по характеру, темпераменту и взглядам на жизнь. Один – жёсткий, упрямый, рассудительный, эстет с изысканным воображением. Другой – не менее упрямый, но страстный, буквально сжигающий себя в творчестве.

– Ван Гог писал живо, эмоционально, быстро – как бы играючи. А Гогену требовалось время, чтобы заставить свою фантазию работать. К тому же если первый любил писать с натуры, то второй – в основном по памяти, в комфортных для себя условиях. Да и сам Арль, поразивший художественное воображение Ван Гога, Гогена не впечатлил.

Ко всему прочему, как оказалось, Гоген проявлял весьма вялый интерес к идее художественной общины Ван Гога – его приезд в Арль был вызван скорее стремлением упрочить знакомство с братом коллеги, Тео, который к тому времени превратился во влиятельного торговца картинами.

В итоге то, что начиналось как прекрасная идиллия, полная надежд и творческих восторгов, закончилось трагически. Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на коллегу с бритвой. Гогену удалось остановить его, однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха – по общепринятой версии, он сделал это в порыве раскаяния. И на следующий день, 24 декабря, художника отвезли в психиатрическую клинику.

До и после

– Совместная работа в Арле оказала влияние на жизнь и дальнейшее творчество обоих художников. И это можно увидеть, внимательно изучив экспозицию выставки «Роковая встреча». Здесь есть и ранние, и малоизвестные картины, но довольно много и узнаваемых, давно ставших хрестоматийными в изучении творчества и Ван Гога, и Гогена. И, в принципе, при всех их различиях у этих художников много общего. У обоих не было академического художественного образования. Оба занялись живописью довольно поздно. Да и признание и тот, и другой получили лишь после смерти.

Ван Гог родился 30 марта 1853 года в семье пастора. При этом три его дяди были торговцами произведениями искусства. В 1869 году Винсент устроился на службу дилером в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы, владельцем которой был его дядя Винсент. Здесь благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства будущий художник начинает разбираться в живописи и ценить её. В конце концов он и сам стал пробовать свои силы в рисовании. Это занятие стало отбирать у него всё больше времени, и Винсент окончательно охладел к работе, в результате чего его уволили из фирмы.

Одно время Ван Гог решает стать пастором, как его отец. И в декабре 1878 года отправляется на полгода миссионером в бедный шахтёрский район на юге Бельгии. Там он развил бурную деятельность: читал неграмотным Писание, посещал больных, проповедовал, обучал детей. Однако после ходатайства об улучшении труда рабочих, с которым он обратился к дирекции шахт, Ван Гог был отстранён от должности проповедника, что явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника.

Спасаясь от депрессии, он снова обратился к живописи и даже начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе. Однако через год бросил учёбу, решив продолжить занятия самостоятельно.

– Жизнь простых тружеников всегда привлекала внимание Ван Гога. Здесь, на выставке, представлена его работа «Едоки картофеля» – одна из главных для начального периода творчества художника. Перед нами бедная крестьянская семья. Мать, отец, сын и две дочери едят запечённый картофель. Пять фигур сидят по кругу. Их лица некрасивы, а руки костлявы. Это попытка художника изобразить типичных сельских жителей того времени, не вызвавшая одобрения у критиков.

В 1886 году Винсент жил у своего брата Тео в Париже, где исследовал различные жанры, создавая свой неповторимый стиль. И именно Тео, к мнению которого художник всегда прислушивался, посоветовал ему бросить тёмную «крестьянскую» живопись в пользу светлой импрессионистической.

– В экспозиции представлено несколько работ парижского периода. В том числе и «Монмартр», которую можно считать пограничной при переходе от старого мрачного колористического решения на новое – яркое и импрессионистическое. В этом стиле написан и один из первых портретов – портрет папаши Танги. Вообще, это был очень колоритный персонаж: владелец магазина, который щедро снабжал художников, тогда ещё малоизвестных, материалами для творчества, а те за неимением средств расплачивались с ним своими работами. В итоге папаша Танги, как его все называли за лёгкий нрав, собрал довольно большую коллекцию.

Основная часть экспозиции – работы, написанные в Арле. Те же «Подсолнухи», которые Ван Гог написал для комнаты Гогена. Бесконечное количество цветущих садов, абрикосовых деревьев, ирисовых полей… Ван Гог был просто околдован пейзажами солнечного Арля, что и стало основной темой его работ.

За последние полтора года жизни психическое состояние художника заметно ухудшилось, что отразилось и в его работах. Картины Ван Гога, созданные в период болезни, отличаются мрачным колоритом и атмосферой напряжённости. Такова, например, его знаменитая «Звёздная ночь».

А 27 июля 1890 года, выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил из револьвера себе в грудь. Незадолго до этого он пишет «Пшеничное поле с воронами» – полотно, предсказывающее его смерть.

Послесловие к расставанию

Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в Париже. Живописью начал заниматься в 1871 году, однако всецело посвятить себя искусству смог только с 1883 года. Первая выставка Гогена состоялась в 1874 году, но она не имела успеха.

– После того как художник, расставшись с Ван Гогом, уехал из Арля, он задумал серию работ по Страстям Христовым. Картина «Жёлтый Христос», представленная в экспозиции, – одна из них. Страдающий Иисус изображён в окружении трёх бретонских крестьянок, одетых в традиционные национальные костюмы конца XIX века. Фоном служит типичный французский сельский пейзаж. Умиротворение, разлитое в воздухе, спокойные позы женщин, насыщенный солнечным жёлтым светом ландшафт с деревьями в красной осенней листве – всё это резко контрастирует с лицом распятого Иисуса, где отражается та стадия страдания, которая граничит с апатией.

Христианские темы в творчестве Гогена будут возникать и позже, но уже приправленные языческим колоритом островов Океании. Изображая сочную красоту тропической природы, не испорченных цивилизацией людей, художник словно стремится воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой.

– Одна из выдающихся работ Поля Гогена – «Орана Мария. Мы молимся тебе, Мария». Натурщицей для главной героини послужила его невенчанная жена – юная таитянка Техура. Поль Гоген адаптировал христианскую историю под обстановку, типичную для Полинезии. Художник изобразил женщину в полный рост в ярко-красном узорном парео, а младенца – сидящим у неё на плече, окружив их головы сияющими нимбами. Тем самым он попытался слить воедино христианский образ и черты первозданного языческого мира.

Есть на выставке и работа, которую сам Гоген считал главной в своём творчестве. Монументальное полотно «Кто мы, откуда, куда мы идём» в экспозиции представлена в виде триптиха. Причём художник указал, что картину нужно читать справа налево. Три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

После завершения этой работы Гоген задумал покончить жизнь самоубийством, поскольку был уверен, что ничего лучшего он уже не напишет. Однако он умер от сердечного приступа 8 мая 1903 года, проведя последние годы жизни на Таити в страдании от нищеты и болезней…

Фото: Елена Белых

Ольга Суркова

Сокровища разных эпох
Смоляне могут стать участниками Международного благотворительного фестиваля «Россия - Греция. Вместе сквозь века»