Сокровища разных эпох
Культура

Сокровища разных эпох

15 августа 2020 года в 18:48

Культурно-выставочный центр возобновил работу, прерванную весной из-за режима самоизоляции. Для посещений открыты сразу несколько экспозиций. В их числе выставка-рефлексия эротической фотографии Стаса Кадрулёва «Инсайт», выставка работ петербургских художников «Из Марьино во Францию», фотовыставка «Самая красивая страна», выставки «Ван Гог и Гоген. Роковая встреча», «Индустриальный пленэр», «Старинное серебро XVIII-XX вв» и «Мозаичные сокровища эмалевой комнаты – то, что не смог сделать Фаберже»…

Вслед за Моне

Начну с экспозиции, которая лично меня впечатлила больше всего. Речь идёт о выставке живописных работ петербургских художников «Из Марьино во Францию».

Её предыстория такова. В течение четырёх лет несколько современных художников, окончивших академию имени И.Е. Репина в Петербурге, имели возможность заниматься творчеством в живописнейших уголках России и Франции – там, где когда-то создавали свои шедевры Клод Моне, Пьер Боннар, Василий Поленов, Константин Коровин и другие известные мастера. Отечественной локацией для пленэра была усадьба Строгановых-Голицыных «Марьино», французскими – замки в долине реки Луары и в Северной Нормандии.

- Из Марьино во Францию» - масштабный международный проект, показывающий красоту природы России и Франции, очарование старинной русской усадьбы и французских замков, - говорит специалист выставочного отдела КВЦ имени Тенишевых Алина Самуйлова. – Его инициатор – петербургский меценат и коллекционер Галина Степанова. Участников немного, но все они – яркие и самобытные живописцы, которые в своих работах сумели передать настроение и атмосферу мест, вызывающих ассоциации с классикой русской и французской литературы.

В экспозиции представлены порядка шестидесяти работ. В основном пейзажи. Парки разной степени обустроенности. Цветники. Лабиринты из стриженных кустарников. Скульптурные композиции… Одни с почти графической филигранностью линий, другие - широкими мазками. И палитра самая разная: от утончённой монохромности снежной русской зимы до буйства цвета солнечного французского лета…

Впрочем, это как раз тот случай, когда действительно лучше всё увидеть своими глазами.

Остатки роскоши

Выставка старинных серебряных изделий появляется в КВЦ имени Тенишевых с завидной регулярностью. Что нисколько не умаляет достоинств коллекции, куда вошли работы декоративно-прикладного искусства, выполненные мастерами разных стран в XVIII-XX веках. В основном, испанскими. Хотя можно увидеть и изделия их коллег из России, Франции, Германии, Венгрии и стран Южной Америки.

В экспозиции представлены около трёхсот предметов. Большей частью это посуда из столовых наборов, выполненных в различных стилях. Впрочем, есть ещё оружие, часы, женские сумочки-кольчужки, подсвечники, декоративные панно, фигурки животных и цветы.

Среди экспонатов встречаются довольно любопытные. Например, ваза для мороженного, одно время принадлежавшая португальскому диктатору Антони уди Оливейра Салазару. Или маленький поднос для визиток, куда вплавлены настоящие серебряные испанские монеты. Или черногорский клинок с гравировкой владельца и засечками, которыми тот отмечал каждую свою победу.

Самый дорогой экспонат – японский сервиз, изготовленный в 1920 году из ювелирного серебра высшей пробы. Он был подарен кому-то из высокопоставленных чиновников Германии и в Россию попал уже в качестве трофея после Великой Отечественной войны. Сервиз заметно отличается от других своим дизайном: лаконичностью форм и отсутствием декоративных деталей.

Отдельного упоминания заслуживают и сумочки-кольчужки, широко представленные в экспозиции. Они выполнены из тончайших серебряных нитей, сплетённых в незамысловатый узор, который напоминает старинные доспехи – отсюда и название. В них мало что можно положить – разве что носовой платок или немного денег. Так что они предназначались скорее для декоративного украшения вечернего наряда богатых модниц.

Техника изготовления сумочек, представленных на выставке, довольно проста. Тонкие миниатюрные серебряные колечки, спаянные друг с другом, соединялись в вертикальные ряды, образуя лёгкие цепочки. Затем они крепились между собой и собирались на жёсткую замочную раму.

Кольчужки имели самые разнообразные формы и отличались друг от друга декоративным решением общего художественного облика. Однако все они непременно вибрировали даже при незначительном движении, отчего рождались удивительные ощущения мягкости и лёгкости, мало свойственные металлу.

Открывая Россию

Фотовыставка «Самая красивая страна» - это работы финалистов и победителей одноимённого конкурса Русского географического общества, который проводится ежегодно с 2015 года.

- В этом конкурсе наравне с профессионалами принимают участие и любители, - говорит Алина Самуйлова. – И вообще нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по месту жительства. И главное условие только одно: снимки должны быть сделаны в России.

География съёмок охватывает всю страну: от Сахалина до Кольского полуострова. Звёздное небо над бухтой в Крыму. Северное сияние. Заброшенный маяк на мысу Анива. Сказочное озеро в горах Чечни. Портрет осетинского долгожителя Георгия Калаева, похожего на мудреца Гендальфа из «Властелина колец». Склонившиеся к своему отражению в воде бутоны кубышек на Селигере…

- Мы разместили экспозицию по географическому принципу, благодаря чему гости могут не просто любоваться красотами, а отправиться в настоящее путешествие от Камчатки до Чёрного моря, - продолжает Алина Самуйлова. – В пути всех ждут удивительные открытия и незабываемые впечатления. Уверена, что кого-то красота мест, изображённых на фото, вдохновит уже на реальную поездку. Я, например, благодаря этой выставке просто влюбилась в Байкал и мечтаю обязательно побывать там…

Мозаика из эмали

Выставка с оглушительно громким названием «Мозаичные сокровища Эмалевой комнаты – то, что не смог сделать Фаберже», на мой взгляд, весьма неоднозначна. Лично я ничего шедеврального там не увидела, хотя интересную информацию для общего развития всё же получила. Чем и делюсь.

В экспозиции этой выставки представлены работы московского мастера мозаики и эмали Андрея Манджоса. Автор – бывший следователь, который перед выходом на пенсию получил второе высшее образование и квалификацию художника-оформителя. Потом увлёкся трудами Ломоносова – стал изучать его технику мозаики из смальты. А в результате многочисленных экспериментов изобрёл технику эмалевой мозаики, в которой по сути объединил два совершенно разных искусства: мозаики и горячей эмали. К слову, последнее у нас в России ярче всего представлено школой Карла Фаберже.

- Суть авторского метода Андрея Манджоса в том, что изготовленную самостоятельно эмаль он укладывает в мозаику, - поясняет Алина Самуйлова. – Это трудоёмкая ручная работа, длительный технологический процесс, включающий обжиг мельчайших кусочков металла с полихромными эмалями, где каждый цвет имеет свою температуру плавления. Это и кропотливый мозаичный набор на плоскости или в объёме, требующий удивительного терпения и скрупулёзности.

Технику эмалевой мозаики Андрей Манджос использует при создании деталей интерьера, ювелирных украшений, панно, культовых и бытовых предметов. При этом смело экспериментирует с материалами основы, на которую укладывает свою мозаику: фарфор, бумага, дерево, ткань, шерсть, войлок, кожа и так далее. На выставке всё это можно увидеть.

- У автора крайне смелые задумки, - замечает Алина Самуйлова. – Он мечтает создать Эмалевую комнату – по аналогии с Янтарной. В ней всё будет выполнено в технике эмалевой мозаики.

И ещё два проекта

На выставке «Индустриальный пленэр» собраны работы художников из Смоленска, Липецка и Кирова. Преимущественно молодых. В экспозиции представлены около сотни произведений в живописи и графики, призванных показать профессиональную «кухню»: как собирается материал и создаётся сюжетно-тематическая картина.

- «Индустриальный пленэр» - это часть работы художника, когда он изучает натурный материал, который ложится в основу сюжетно-тематической картины, - поясняют организаторы выставки. – При этом некоторые этюды живут самостоятельной жизнью, не попав на холст больших студийных работ. Здесь представлены оба варианта...

Что же касается выставки-рефлексии эротической фотографии Стаса Кадрулёва «Инсайт», то мы о ней уже писали. Поэтому напомню только, что в её экспозиции представлены около 70 работ, большая часть которых выполнена в чёрно-белом цвете. Причём, по замыслу организаторов, концептуально этот фотопроект – «проникновение в суть, озарение, где каждая мысль облачена в завуалированный образ, а человеческие тела, словно обнажённые руны, по которым можно прочитать содержание»…

Фото: Елена Белых

Ольга Суркова

Смолян приглашают на пленэр «ГНЁЗДОВО – 2020»
Роковая встреча под солнцем юга