Современная оправа для старинной «жемчужины»
Культура

Современная оправа для старинной «жемчужины»

27 ноября 2019 года в 12:20
388

Молодые дизайнеры представили идеи благоустройства Смоленской крепости.

«Дизайн прежде всего» – под таким названием-девизом открылась в КВЦ ежегодная выставка, организованная региональным отделением Союза дизайнеров России. «Изюминкой» нынешней экспозиции стали проекты участников Международной школы дизайна архитектурно-исторической среды, в которых воплотились идеи благоустройства и приспособления Смоленской крепостной стены и прилегающих к ней территорий к использованию в условиях современного города…

Теория и практика

Напомню, что Международная школа дизайна – российско-белорусский проект, который получил поддержку Фонда президентских грантов РФ. Он стартовал в Смоленске в конце июля.

– Международная школа дизайна архитектурно-исторической среды – образовательный и просветительский проект, направленный на обучение молодых дизайнеров и архитекторов работе в городах с богатой историей, – поясняет руководитель проекта, заместитель председателя правления Смоленского отделения Союза дизайнеров России Юрий ТРУСОВ. – Её работа строилась следующим образом. Вначале мы прослушали курс лекций по охране памятников архитектуры, работе архитекторов и дизайнеров исторических пространств, туризму, ландшафтному дизайну, истории Смоленска и нашей крепостной стены. И только получив все эти необходимые специфические знания, мы приступили к проектированию.

С самим объектом для творчества участники школы познакомились в первый же день. И не только на макете в Историческом музее, но и непосредственно на местности, где под руководством эксперта-наставника проекта Игоря Шкурлова обошли по периметру все шесть с половиной километров, на которых когда-то непрерывным ожерельем стояла крепость. Потом были дизайн-пленэры на отдельных участках стены. Затем выезды в Калугу, Тулу, Рязань, Зарайск и Коломну, чтобы увидеть, что уже сделано в подобных исторических пространствах древних русских городов.

– Конечно, десять дней теории и практики почти в непрерывном режиме были только началом, – дополняет коллегу наставник проекта из Республики Беларусь Александр ТРУСОВ. – Потом каждый уехал домой с конкретным домашним заданием. И далее в течение трёх месяцев шла обычная техническая работа, включающая бессонные ночи и бесконечную переписку студентов с наставниками. Вообще, то, что такой грандиозный проект удалось реализовать в столь короткий срок, – просто фантастика.

Ничего абстрактного

Итог этой работы – общая концепция комплексного решения задачи преобразования территорий, прилегающих к крепостной стене. Она и представлена на выставке в КВЦ. Визуально это несколько стендов с индивидуальными и групповыми проектами, где показаны идеи обустройства разных участков крепости. Как лаконично определил председатель правления Смоленского отделения Союза дизайнеров России Олег СИМОНЕНКОВ, «конкретные проекты к конкретным локациям – ничего абстрактного».

– В своей работе мы подходили к стене как к комплексному объекту, включая и утраченные участки, – замечает Юрий Трусов. – Последние мы пытались обозначить различными архитектурными и дизайнерскими средствами. К тому же мы предусмотрели возможность размещения информации о том, что происходило в этих местах, – думаю, это будет интересно не только гостям города, но и самим смолянам.

Участок для проекта каждый выбирал сам – наставники в этот процесс никоим образом не вмешивались.

– Любопытно, что ребята находили такие уголки, на которые мы сами порой даже не обращали внимания, – говорит Александр Трусов. – Они нас потом туда заводили: смотрите, как здесь классно! И буквально каждый стенд посвящён конкретному облюбованному и полюбленному, пусть пока только ментально, кусочку города Смоленска.

По словам наставников, работать над проектом было интересно всем – и участникам из Минска и Смоленска, и самим преподавателям. Здесь сыграли роль и грандиозность задачи, и живописность мест, открывающихся в процессе исследований на местности.

– То, что представлено на выставке, посвящено в первую очередь даже не красоте, а элементарному наведению порядка, функциональности, – продолжает Александр Трусов. – Чего стоит один только проект, который мы назвали «Металлобаза». Речь идёт о преобразовании реальной металлобазы, которая была когда-то рядом с Волковой башней. На её территории сохранились какие-то постройки ещё со сталинских времён. Ничего не надо сносить – только подкрасить, отмыть, замостить. В ангарах, куда раньше разгружался металл, можно раскатать газон и играть в футбол. Или сделать скейт-парк. Или ремесленные мастерские – вариантов может быть множество. Мы просто показываем, как можно увеличить эффективность того, что уже есть, просто разумно используя эти локации.

– Мы пытались наполнить смыслами всю территорию крепости, – дополняет Олег Симоненков. – Будь то кафе, ресторан или музей в башне. Или какие-то комфортные зоны отдыха для горожан и гостей. И пусть пока это только идеи, воплощённые лишь на бумаге. Пусть даже кому-то они покажутся нереальными. Но главное – мы надеемся, что наш проект найдёт продолжение в конкретных действиях, которые позволят крепостной стене жить, развиваться и даже окупать себя.

По сути, девиз, вынесенный в название выставки «Дизайн прежде всего», вполне применим и непосредственно к проекту, касающемуся крепостной стены. Поскольку само понятие «дизайн» не синоним красоты – рюшечки-оборочки играют в нём лишь вспомогательную роль. Главное – функциональность и экономика. Если хоть какая-то из этих составляющих упущена, ничего не получится…

Экспертное мнение

Юрий Менчиц, первый вице-президент Союза дизайнеров России:

– То, что я увидел сегодня на выставке, стало для меня откровением. На мой взгляд, этот проект – платформа, очень удобная с точки зрения методики образования.

Конечно, говорить об этих работах как о готовых к реализации даже не рано, а вообще на этом этапе не стоит. Но то, что молодые дизайнеры и студенты получили возможность на реальном объекте попытаться свои чувства, мысли и знания трансформировать в конкретные идеи, – замечательно.

И надо помнить, что это важно не только и не столько для Смоленска. У нас в России третий год реализуется президентская программа комфортной городской среды. И в ней есть отдельное направление, касающееся исторических и малых городов. Это культура нашей страны, её многонациональное многовековое наследие – то, что должно быть непременно сохранено для будущих поколений. И, работая над проектом в Смоленске, дизайнеры в дальнейшем могут получить возможность продолжить своё творчество и в других городах.

Пока я в состоянии оценить сам шаг, который был сделан. И он, на мой взгляд, просто грандиозный. Смоленск получил слаженную группу дизайнеров, которые в состоянии полноценно и очень здорово работать.

Дмитрий Сурский, председатель Союза дизайнеров Республики Беларусь:

– Нас со смоленскими коллегами связывает давняя дружба. И мы с удовольствием откликнулись на их предложение поучаствовать в этом проекте. И я считаю, то, что в итоге получилось, – замечательно.

Здорово, что к этому подключено столько молодёжи – для них это бесценный опыт, который можно получить только в реальной практике. И не надо расценивать эту работу как культурную интервенцию белорусов, потому что искусство и творчество не имеют границ.

Замечательно, что дело касается в первую очередь сохранения культурного наследия, что сейчас в тренде. И авторы работ продемонстрировали целую палитру средств дизайна и архитектуры, которые можно применить для этой цели. Здесь и инсталляции, напоминающие облик утраченных участков стены, и озеленение, и многое другое. Причём средства эти достаточно универсальны. И главный результат – теперь горожане и власть могут увидеть всю гамму идей для того, чтобы главную жемчужину Смоленска таковой и оставить, но при этом взять в оправу из современных технологических средств.

Фото: Елена БЕЛЫХ

Ольга Суркова

Выходные в стиле «рок» и «джаз»
Химическая реакция между зрителями и актерами