Будни и праздники усадьбы Хмелита
1 июня в музее-заповеднике «Хмелита» пройдёт очередной Всероссийский Грибоедовский праздник. В программе – театрализованные представления, сцены из «Горя от ума», реконструкции XIX века, игры, забавы, лекции, музыкальные сюрпризы…
Личная история
По словам генерального директора музея-заповедника «Хмелита» Надежды КУЛАКОВОЙ, в этом году праздник пройдёт в немного обновлённом формате. Раньше всё действие было сосредоточено у парадной лестницы усадебного дома – теперь площадок будет несколько. А к традиционным театральным историям добавились ещё и музейные: лекции и реконструкции. Кроме того, программой предусмотрены мероприятия для юных участников: всё-таки 1 июня, День защиты детей, – дата, как говорится, обязывает.
Надежда Кулакова уже год возглавляет «Хмелиту», сменив на этом посту отца – Виктора Евгеньевича Кулакова, который в 1967 году стал одним из инициаторов восстановления усадьбы. Именно благодаря ему и архитектору Петру Дмитриевичу Барановскому на территории Смоленщины появился единственный в мире музей Александра Сергеевича Грибоедова.
– Первый год – боевое крещение, – признаётся Надежда Викторовна. – Поэтому говорить о каких-то глобальных итогах пока рано. Сейчас наша главная задача – сохранить всё это наследие: и усадьбу, и территорию, и заповедные места. Пока мы ещё на стадии, когда необходимо всё структурировать в плане научной работы. Чтобы чётко понимать, куда двигаться дальше, к какому светлому будущему. Чтобы развиваться грамотно. Тем более что «Хмелита» – это такая большая история, сюда вложено столько сил. И не только Виктором Евгеньевичем, но и областью, и Москвой... А для меня эта история личная…
Наша встреча с Надеждой Кулаковой проходила в формате свободного общения. И то, что директор рассказывала во время прогулки по дворцу и усадьбе, не было похоже на обычную экскурсию, но тем и интереснее…
Дядюшка Фамусов
Хмелита – летняя усадьба дяди Александра Сергеевича Грибоедова. И будущий автор «Горя от ума» много раз гостил здесь мальчишкой с матушкой, сестрой и гувернёром Иоганном Петрозилиусом. Кучер Прокоп, проживший 112 лет, называл юного Александра чудаком, который над всеми подтрунивал, а своих кузин Лизу и Софью так просто изводил.
Кстати, когда вышла комедия Грибоедова, современники, близкие семейству, стали проводить параллели между реальными людьми и литературными персонажами. И, например, находили много общего у дядюшки Алексея Фёдоровича и Фамусова. Хотя сам автор не раз утверждал, что все герои произведения – лица вымышленные.
Интересно, что «Скалозуб» – будущий генерал-фельдмаршал Иван Паскевич стал мужем кузины Лизы. И хотя многие вначале считали эту партию не блестящей, она позволила девушке стать княжной Варшавской и графиней Ливанской и прожить долгую счастливую жизнь.
Ещё один интересный факт – при жизни автора «Горе от ума» так и не было издано. Однако пьесу переписывали от руки, и к моменту выхода в 1833 году печатного варианта таких «самиздатовских» рукописей насчитывалось уже 40 тысяч экземпляров. К тому же многие их обладатели восприняли в штыки многочисленные цензурные купюры первого издания, поэтому вносили рукописные коррективы уже и в напечатанные книги. Между прочим, цензура не пропустила тогда даже такую вполне безобидную фразу «Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали», потому что порядочные дамы не могли в то время показаться на людях простоволосыми.
Рука Растрелли
Усадьба Хмелита, расположенная в центре одноимённого села, была родовым имением Грибоедовых ещё с конца XVII века. С 1747 года ею владел дед драматурга – Фёдор Алексеевич. Именно при нём неизвестным архитектором был построен главный каменный дом-дворец.
– Стиль елизаветинского барокко очень редок для провинциальной усадебной культуры, – поясняет Надежда Кулакова. – Некоторые узнают в нём руку Растрелли, хотя сам великий архитектор, востребованный при дворе, вряд ли действительно принимал участие в строительстве этого дома.
При последних владельцах, Гейденах и Волковых-Муромцевых, дворец перестраивался под модный стиль ампир. Однако то, что гости видят сейчас, – это воссозданный предположительно первоначальный барочный облик.
– К моменту начала реставрации в 1967 году здесь были практически руины, – продолжает Надежда Викторовна. – Всё открывалось послойно. Сначала нашли фундамент наружной лестницы. Тем более что Барановский был необыкновенным человеком, у него было просто чутьё на старину. Рассказывают, что когда он сюда приехал, то, подняв из груды камней один, тут же определил: это XVIII век, барочное здание.
Научно-реставрационные работы длились очень долго. Первый этаж дворца открылся для посещений только в 1995 году, второй – к концу первого десятилетия нынешнего века.
Постоянная экспозиция посвящена жизни и творчеству Александра Сергеевича Грибоедова. И хотя мемориальных вещей, принадлежавших ему, в ней практически нет – только рабочий стол, – большинство экспонатов составляют подлинные предметы его времени. Среди них довольно много весьма любопытных. Например, кресло с подлокотниками в виде лебедей и звериными ножками. Или пресс-папье в виде амура, который отдыхает на полянке из роз и ждёт свою очередную жертву. Или будуарный столик с ножками-деревьями, над которым висит старое зеркало – говорят, если помахать своему отражению в нём, это приносит удачу.
Но, пожалуй, главная гордость музейных сотрудников – печи, восстановленные по подлинным изразцам. И одна из них просто уникальная – круглая…
Тёмные аллеи
Под стать дому-дворцу и окрестный парк. Густо засаженные аллеи, проложенные с математической точностью дорожки, каскад прудов… Так было при Грибоедовых и более поздних владельцах усадьбы, в таком же виде стараются сохранить парк и сейчас.
Основные деревья здесь – липы. Многим из них по 250–270 лет. Некоторые выглядят довольно экзотично. Дело в том, что долгое время деревья стригли, придавая им формы различных фигур, а потом, когда после революции парк стоял заброшенным, липы выросли с такими странно изогнутыми ветвями.
– Также наш парк славится дубами, которые гости очень любят гладить и обнимать, – рассказывает Надежда Кулакова. – Для дерева это не очень хорошо, поскольку вытаптывается корневая система. У нас там даже специальный знак стоит, но гости на него просто не обращают внимания – верят, что, прикоснувшись к старому дубу, станут мудрее и сильнее.
Этим деревьям больше четырёхсот лет, и они видели практически всё, что происходило в усадьбе. В том числе и Мюрата, который в 1812 году останавливался в Хмелите на ночь. Между прочим, есть версия, что он не отдал барский дом на разграбление своим солдатам, так как после войны хотел устроить здесь дачу для себя…
По тропе
Юный Александр Грибоедов ежедневно прогуливался из Хмелиты в соседнюю усадьбу Григорьевское, где жил его дальний родственник и друг Владимир Лыкошин. Сейчас по тому же маршруту планируют водить туристов: Григорьевское, где сохранился парк, – тоже часть музея-заповедника «Хмелита».
Кстати, одним из последних потомков тех самых Лыкошиных был Кирилл Юрьевич Лавров – актёр театра и кино, народный артист СССР, который долге годы играл Молчалина в знаменитой постановке БДТ.
Ещё в планах музея на нынешнее лето – запустить гастрономический проект «Ужины с Грибоедовым» и обновить программы для детей и взрослых, чтобы больше вовлекать гостей в жизнь «Хмелиты». Тем более что сам Александр Сергеевич, похоже, эти планы одобряет, подавая знаки в тишине усадебного дома-дворца скрипом двери или половицы…
Фото: Елена Белых
Читайте другие новости о Смоленской области на Smolgazeta.ru:
На высокой ноте: В Смоленске готовятся к очередному фестивалю имени М.И. Глинки
Дороги, которые выбрал Борис Васильев
Смоленский юный саксофонист стал лауреатом международного конкурса
Ольга Суркова