Аксессуар как произведение искусства
Культура

Аксессуар как произведение искусства

22 марта 2019 года в 21:11
292

В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка «Дамская сумочка и кошелёк». В экспозиции представлены работы из коллекции Ярославского художественного музея: сумочки разных фасонов и стилей, принадлежавшие модницам двух прошлых столетий…

Непозволительная роскошь

Сумочки, представленные на выставке, миниатюрны и изящны. Каждая из них – настоящее произведение искусства, которое можно долго разглядывать, восторгаясь мастерством анонимных авторов.

– Вообще, на произведениях декоративно-прикладного искусства в таком варианте редко встречаются имена авторов, их создававших, – поясняет заместитель директора Ярославского художественного музея Алексей ФЕДОРЧУК. – К тому же некоторые сумочки, здесь представленные, – работа мануфактур. И делались они не в единичном экземпляре. Например, гобеленовые сумочки изготавливались на специальных станках, каждая часть – отдельно: лицевая и оборотная стороны, деталь, формирующая толщину. И фермуары – то, к чему крепилась матерчатая основа, – тоже производились на мануфактурах. Что же касается сумочек ручной работы, которые существуют в единичном экземпляре, то порой мы не можем с точностью определить даже страну, где они были изготовлены.

Мне повезло. Можно сказать, я присутствовала при рождении экспозиции в Смоленске. И Алексей Федорчук, с ловкостью фокусника извлекающий из упаковки каждый экземпляр, стал моим персональным экскурсоводом, раскрывающим все тайны ярославской коллекции сумочек.

– Нужно учитывать, что мы художественный музей. Так что, формируя эту коллекцию, мы прежде всего обращаем внимание на предметы, имеющие художественную ценность. И мне бы не хотелось, чтобы сложилось ложное впечатление, что с такими сумочками ходила каждая вторая россиянка или жительница Европы. Нет, это довольно дорогие и для своего времени экземпляры, позволить себе их могли в основном представительницы высшего общества, реже – мещанки.

В экспозиции представлены сумочки начиная с середины XIX века и до 30-х годов XX. Такой временной отрезок позволяет увидеть, как менялась мода на фасоны и материалы для этого, пожалуй, самого распространённого аксессуара женского гардероба.

Сувенир с чувством

– Самый интересный экземпляр я выделить не могу – они все по-своему уникальны. Какие-то более искусны в изготовлении, другие более аттрактивны, впечатляющи, но в целом каждый достоин внимания. За каждым стоит некий дизайнерский замысел. Я уж не говорю о том, что здесь есть абсолютные шедевры.

К сожалению, анонимными остаются не только авторы изделий, но и их владелицы. Так что соотнести экспонат с реальным историческим персонажем и его историей не получится. За исключением одного, самого раннего по изготовлению, – заготовки для голубой сумочки с парой влюблённых на лицевой стороне.

– Мы подозреваем, что этот предмет происходит из семьи потомственных ярославских врачей Лихачёвых. Видимо, это некий «сувенир чувств». Сентиментализм, модный в первой половине XIX века, предполагал необходимость дарения вещей, изготовленных своими руками. Нередко на них были какие-то посвятительные надписи. Я не думаю, что сами Лихачёвы занимались вышиванием, – видимо, кому-то из представительниц этой семьи подобный «сувенир чувств», сделанный на заказ, был подарен.

Ещё один необычный экземпляр – сумочка из бисера с подвеской в виде свистка. В России, где эта сумочка была изготовлена, в XIX веке свисток, как правило, был нужен для привлечения внимания полиции или на охоте, чтобы подозвать собаку. Поэтому, по признанию Алексея Федорчука, некоторые посетители выставки квалифицируют эту сумочку как «антихулиганскую».

– А вот настоящий бестселлер, который мы купили в одном из антикварных салонов Москвы. Эта сумочка времён Тенишевой, хотя саму Марию Клавдиевну она вряд ли бы заинтересовала – ей вся эта милота, на мой взгляд, была неинтересна. В общем, вещь принадлежала кому-то из её современниц – причём статусных, поскольку на зеркале, вставленном в фермуар, выгравированы инициалы хозяйки.

Для изготовления сумочки использован очень редкий и дорогой металлический рифлёный бисер необычного цвета. В верхней части им выложена цветочная композиция, в нижней – любимый в то время орнамент в стиле арт-нуво.

Игра в бисер

Интересно, что подкладка у большинства представленных на выставке бисерных сумочек кожаная. Этот материал станет модным значительно позже, а тогда его предпочитали скрывать на изнаночной стороне изделий. Потому что предметом для демонстрации роскоши был бисер.

– Практически весь бисер, который вы видите здесь, импортный. Как правило, муранский или чешский. В России тогда тоже делали бисер, но плохой. Он был грубоват, поэтому его использовали чаще всего в народном костюме. А этот мельчайший – настолько тонкий, что мы не можем подобрать иголки для реставрации.

К слову, процедуру реставрации проходит практически каждая сумочка, которая появляется в коллекции музея.

– Нам повезло, что у нас есть реставратор по ткани – таких мастериц очень мало сейчас в стране. И мы благодаря виртуозно умелым рукам Любови Стариковой можем покупать то, от чего частные собиратели отказываются, потому что для них услуги реставрации будут просто несопоставимы с ценой самого изделия. Например, вот эта беленькая сумка – вышивка бисером по сетке – была в таком ужасном состоянии, что мы купили её, чтобы спороть бисер. Но Любовь смогла реанимировать даже её.

Кстати, при изготовлении бисерных сумочек ручной работы за основу, как правило, брались рисунки, которые публиковались в модных журналах того времени. Однако нюансы цветового решения подбирала сама мастерица, и именно в этом индивидуальность и неповторимость каждого изделия.

Кроме разнообразных цветочных композиций, широко представленных на выставке, здесь можно увидеть и технику веерообразной вышивки, которая тоже долго была на пике моды.

– Её придумали на одном из американских заводов, который существует и поныне. И эта техника была настолько популярна, что многие её повторяли в своих изделиях, но уже в более упрощённом варианте…

Блестяще

Выставка «Дамская сумочка и кошелёк» впервые была показана в Ярославле. Изначально задуманная как передвижная, вскоре после премьеры она начала своё путешествие по России с городов Сибири. Побывав в Новосибирске, Томске и Кемерове, переехала поближе к центру. По дороге коллекция пополнилась новыми экспонатами, которые Алексею Федорчуку удалось отыскать в антикварных салонах. Так что на выставке в Смоленске представлены и те работы, которых ярославцы пока не видели.

– К сожалению, в нашей коллекции пока нет сумочек, которые шились вместе с костюмом. Хотя это, вообще, было в практике того времени, когда дама заказывала наряд и сумочку одновременно. Конечно, было бы интересно посмотреть, с какими платьями эти сумочки носили. Тем более что большинство из них – выходные и использовались крайне редко, воспринимаясь как модный аксессуар, дополнение к костюму – не для ношения чего-либо.

Кроме бисерных и гобеленовых на выставке представлено несколько любопытных сумочек-кольчужек. Одна – с фермуаром в виде павлинов. У другой – ручки-кольца при открывании складываются, как пяльца. А для изготовления ещё пары применялась уникальная техника цветной печати по металлу…

В общем, есть на что посмотреть и чему восхититься. И времени достаточно, чтобы побывать здесь даже неоднократно, – выставка будет работать до 2 июня.

Фото: Дмитрий Прудников

Ольга Суркова

В Смоленске презентуют масштабный культурный проект
Если песня находит слушателя – значит, она имеет право на жизнь