Культура

Виталий Барковский: «Счастье – это планета особая»

23 февраля 2019 года в 19:40

Новую комедию в Смоленском государственном драматическом театре имени А.С. Грибоедова поставил главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский, художник-постановщик главный художник театра Светлана Архипова, музыкальное оформление Сергей Хандрык, балетмейстер Елена Егорова.

В сюжетной линии постановки переплетены измены и предсказания, обманы и сожаления, вихрь путаниц и недоразумений. В общем, безумие и полный абсурд с невероятным нагромождением комических ситуаций.

У одного из главных героев комедии – известного Магистра по изменам Ардамуса есть почти всё для счастливой жизни: огромная клиентура, книги и радиоэфиры. Всё отлично распланировано: на работе – стабильный доход, в личной жизни – красавица жена Анжела и не менее очаровательная любовница Люссен. Однако …

Предлагаем читателям «Смоленской газеты» беседу с режиссёром спектакля Виталием Барковским.

Любовь – это цементирующая сила

– Виталий Михайлович, вы – главный режиссёр Смоленского государственного драматического театра уже более девяти лет. Вы не считали, какая это по счёту премьера, которую вы дарите смоленскому зрителю?

Нет, не считал. Но десяток спектаклей уже есть. И сейчас приглашаю смолян посмотреть новую комедию.

– В своих интервью вы неоднократно упоминали, что большинство спектаклей ставятся, так сказать, на потребу публике, а примерно один из пяти – экспериментальный, который должен воспитывать зрителя. Прочитав комедию «Люби меня, люби!», предполагаю, что эта постановка входит в разряд развлекательных. Её цель – повеселить зрителей, расслабить, вызвать улыбку и смех. Или вы хотите извлечь из спектакля нечто большее?

Да, спектакль развлекательный, но всё равно присутствует внутренняя необходимость сделать его не только таким, чтобы улыбнулись, но хочется, чтобы ещё и какая-то божья искра, которая всегда присутствует в человеке, засветилась. В наше время меняется институт брака, мы живём в эпоху распада ценностей. То есть происходит не созидание ценностей, а акт распада, и сохранить семью очень тяжело. Мы ставим под сомнение верность. Сегодня люди чувствуют себя безответственно к своему будущему. Исчезают основы, или они притупляются в связи со вседозволенностью. В «Люби меня люби» есть определённая ирония по отношению к этому.

– Можно ли сказать, что премьерный спектакль о поиске себя, счастья, любви?

Все люди разные, но все ищут счастья. Счастье – это такая планета особая, и если уж любить, так любить. Не последнее место, если говорить о семье, занимает любовь. Любовь – это сила, цементирующая энергию, волю, дающая перспективу развития. Мы оправдываем любовью всё. Все наши несовершенства, конфликты и даже грехи искупаем любовью. Главное – люби и делай другому хорошо.

«В этой комедии я найду определённую грусть…»

– Вы знакомы с автором комедии «Люби меня, люби!» Аркадием Крумером?

Мы знакомы давно. Я его знаю как человека с юмором, который много написал. У него большое количество книг, которые изданы и в Израиле, и в Москве. Когда-то в молодости он писал пьесы, и они шли, например, в Витебском театре имени Якуба Коласа. Я раньше не ставил его комедии, в молодом возрасте я был максималистом, и мне казалось, что нужно серьёзно разговаривать о жизни, а не просто удовлетворять публику. Хотя сейчас понимаю, что нужно то и другое, но дозированно. Мне кажется, что спектакль по пьесе «Люби меня, люби!» может напомнить о том, что жить нужно прилично, иначе может случиться катастрофа.

– Вы Аркадию Крумеру давали заказ написать подобную пьесу-комедию? Или он вам прислал готовый материал и вы, прочитав его, решили поставить этот спектакль?

Сначала Аркадий Крумер прислал совсем другую пьесу, очень серьёзную, со сложной историей. Но я ему сказал: «Нужна комедия, а там в этой комедии я найду определённую грусть через сомнения и конфликты». Например, иногда грустно становится от лёгких побед на любовном фронте. Есть люди, которые уже владеют механизмом соблазна, делают это легко, но потом-то остаётся осадок определённый. И после просмотра спектакля кому-то, может быть, станет стыдно, больно за то, что он совершил. Я это называю «приёмником», то есть человек, который смотрит спектакль, принимает информацию, и если она сильно сработана, сыграна, то он как бы начинает прикидывать на себя это всё и думать: я ведь такое тоже совершил…

– Вы считаете, что даже комедийный спектакль помогает зрителю заглянуть глубже в свою собственную душу?

Думаю, что да. И в такой театральной форме можно говорить о базовых ценностях и причинах их разрушения.

Мудрость приходит с годами

– А причин разрушения стало больше?

Полагаю, что да. Не может остановиться человек от соблазна. В спектакле мы пытаемся объяснить, что это приносит другому горе, печаль. А иногда человек бывает слаб, и кто-то из-за измен даже кончает с жизнью, а для кого-то это рана навсегда. Соблазниться легко, а вот суметь устоять от соблазна – непросто. Надо иметь силы и убеждения противостоять этому. И, кстати, вы заметили, что в пьесе нет разговоров о детях? Там детей нет, а это сегодня ещё одна проблема. Многие не хотят иметь детей в силу того, что желают только удовольствия. Хотят освободиться от ответственности и всего остального. Спектакль «Люби меня люби» строится на иронии по отношению к заблуждению, что такая свобода хороша. Любая свобода имеет ограниченное пространство. Всё равно она находится в рамках какого-то определённого круга человеческих поступков, интересов и того, что нельзя переходить эту границу.

– Как сказал русский мыслитель и революционер Михаил Бакунин: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»…

Да, именно так. Когда начинаешь ценить жизнь другого человека, тогда и появляется у тебя смирение. Почему у нас смирение наступает уже в достаточно почтенном возрасте? Потому что вседозволенность оттянула возраст. После определённого возраста начинаешь только благодарить Бога за то, что есть. Ведь часто людям не дают мудрости ни знания, ни образование. Мудрость приходит с годами, с опытом.

Разбудить нечто

Вы сказали про мудрость, что она приходит с годами. А как вы считаете: откуда у молодых актёров, у которых опыта житейского ещё не очень много, появляется талантливая игра – умение прожить чужую жизнь, не имея собственного опыта?

Через поиск. В том числе и в себе, через внутреннюю необходимость актёра. Если таковая необходимость есть, то актёр находит в себе возможность разбудить нечто. И играет роль искренне, не имитируя. Только такая необходимость помогает играть хорошо, талантливо.

- А вы как выбираете своих артистов на роль? Бывает ли такое, что утвердили одного актёра, поставили, посмотрели, а он явно не подходит?

Я стараюсь выбирать, чтобы потом не обижать. Бывает, я целые сцены убираю из спектакля, потому что они ничего не добавляют. Вот тогда от этого страдает и артист. Извиняешься и говоришь, что в будущей работе мы найдём возможность сделать что-то другое, интересное.

Для справки

Виталий Барковский – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. Родился 1 января 1947 года. В 1969 году окончил Белорусскую академию искусств (г. Минск). Работал в разных театрах Республики Беларусь. С 1978-го по 1980 год стажировался у известного режиссёра Анатолия Эфроса. Считается родоначальником экспериментального театра Белоруссии. С экспериментальными спектаклями театра «Дея» и экспериментальных мастерских «Акт» он принимал участие как в отечественных, так и в зарубежных фестивалях, на которых многократно был отмечен различными премиями.

Обладатель золотой медали фестиваля в Румынии, гран-при фестиваля в Эдинбурге, лауреат фестиваля «Восток идёт на Запад» в Лондоне, был отмечен на Боннском биеннале, получил гран-при международного фестиваля, который проводил Институт Гёте. Имеет звание «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь» (2000 год). Отмечен премией Правительства Республики Беларусь «Человек года» и международной премией «Человек XXI столетия».

12 лет был художественным руководителем Национального академического театра имени Я. Коласа, с которым неоднократно принимал участие на фестивалях в Германии, Польше, Италии, Франции, Англии, США.

С 2010 года становится главным режиссёром Смоленского государственного драматического театра имени А. С. Грибоедова, с которым побывал в гастрольных поездках по России, Беларуси, Украине, Польше и Швеции. Спектакли театра были отмечены дипломами и премиями на различных международных театральных фестивалях.

Фото: пресс-служба театра

Ольга Курцева

В деревне Болтутино вновь заработал Дом культуры
В Смоленске состоялся Всероссийский конкурс юных художников «Любимых книг волшебный мир»