Да здравствует жизнь!

Фото: © Алексей Курцев

Культура

Да здравствует жизнь!

18 декабря 2024 года в 09:32

Дом актера, ставший площадкой для реализации творческих проектов актеров и режиссеров смоленских театров, представляет премьерный спектакль о жизненном пути мексиканской художницы Фриды Кало. Моноспектакль, напоминающий исповедь, придумали и поставили Мария Вилюнова и Ольга Федорова. В реализации творческого замысла им помогли Александр Губарев, исполняющий на гитаре музыкальные темы и Макс Василенков, который наполнил произведение цветовыми решениями и дебютировал в роли аукциониста.

Фото: © Алексей Курцев

А давай сделаем проект!

Идея спектакля пришла за непринужденным разговором в кафе, когда вырвавшееся сравнение с национальным достоянием Мексики дало волю полету фантазии, получившей театральное выражение.

«Мы сидели, обсуждали какие-то дела. Я смотрю, Боже мой, Оля так похожа на художницу Фриду Кало. Я ее очень люблю, ездила специально на ее выставку в Москве. Вообще, я увлекаюсь творческими людьми, которые не только талантливы, к примеру, в живописи, в музыке, но и по человеческим качествам меня очень вдохновляют. Глядя на Ольгу, я подумала, можно же сделать спектакль про жизнь этой художницы и одновременно затронуть все ее творчество», - рассказала режиссер постановки Мария Вилюнова.

В тот день Мария задумалась над образом и в какой-то момент поставила вопрос ребром.

«Маша летом опять говорит: «Оля, давай мы все-таки это сделаем. А, давай». Мы два месяца писали пьесу. Потянули за ниточку и распутали клубок. Мне как актрисе важно было узнать все нюансы жизни Фриды и отразить наиболее значимые. Мучительный в чем-то, но очень приятный был процесс репетиционный, просто потрясающий. Когда работаешь в тандеме с классными людьми, с которыми у тебя есть чувство единении – это просто праздник», - поделились актриса Ольга Федорова.

Фото: © Алексей Курцев

О силе и воле

Люди по-разному оценивают судьбу Фриды Кало. Кто-то скажет о ее жизненном пути «Не дай бог», а для других она пример преодоления трудностей, показательный и вдохновляющий. Именно такой, ищущей и несгибаемой, живущей вопреки обстоятельствам и чужим мнениям, показана героиня.

«Ее било-било со всех сторон, и спектакль именно о её личности, о том, что люди не должны сдаваться, а должны брать себя в руки, двигаться вперед, не останавливаться ни перед чем. Мы хотели рассказать больше не про боль, и тут особо про это нет. Ты это держишь как бы внутри, но здесь именно про какую ту силу, про любовь, про то, что давало ей жить и двигаться вперед», - говорит исполнительница главной роли.

Фото: © Алексей Курцев

Тандемное написание

Новый спектакль, от текста монологов, до режиссуры – сугубо авторский, объединивший воображение, опыт и мысли двух замечательных смоленских актрис, которые с головой погрузись в материал, основанный на литературных и документальных источниках. Они писали и читали, перечитывали, правили и дополняли свою пьесу и параллельно придумывали внешнее и внутренне оформление, обсуждали способы выражения слов и эмоций на сцене, театральные приемы, увлеченно репетировали, чтобы постановка выглядела живой, интересной и темпераментной, такой, как главный персонаж.

В итоге непростая судьба Фриды Кало передана в красноречивых откровениях, обращенных к зрителям, через акцент на увеличенные репродукции картин, отражающих мятежный характер, сомнения и самые сокровенные страницы биографии.

Фото: © Алексей Курцев

Арбузы и цветы

Уже с порога зритель попадает в обстановку причастности к происходящему. В воздухе витают едва уловимые арбузные нотки, а зал выглядит как камерная персональная выставка. Позже приходит понимание, что эти работы тоже важная часть постановки, потому что по-своему рассказывают о пережитом, визуализируют сущность героини.

В прологе зритель видит Фриду на закате жизни, в растиражированном образе - с цветами в волосах, символизирующими связь с природой и культурой, и ярком скрывающем фигуру наряде. Несмотря на тяжелую болезнь, она находит силы прийти на первую в Мексике выставку своих картин. Реальный эпизод из биографии мексиканской художницы становится прелюдией к рассказу от первого лица о преодолении выпавших на ее долю физических и моральных страданий, о счастье, любви и вдохновении.

Фото: © Алексей Курцев

Спектакль не кино

Фраза «Запомните меня жизнерадостной. Такой, какой я была всегда» рефреном проходит через весь спектакль. Героиня Ольги Федоровой то искрит, то печалится, то растворяется в живой музыке. По словам актрисы, каждое выступление в чем-то новое по настрою, энергии, исходящей от зрителей, захватывающих во время игры чувств и эмоций.

Фото: © Алексей Курцев

А давай - стоя, а давай - шляпу

Одна из особенностей спектакля – мастерское гитарное сопровождение действия. Вслед за поразительной актерской игрой музыка фрагментарно настраивает на лирический лад, будоражит, отсылает к событиям и людям, сыгравшим особые роли в судьбе мятежной героини.

Вначале предполагалось, что Александр Губарев просто поиграет на гитаре, однако в итоге музыкант согласился исполнить полноценную роль, возможно, собирательный образ мужчин в жизни художницы.

Пришлось выйти из зоны комфорта, признается Александр, но играющий персонаж захватил и подарил новый опыт: «Тут не выученное что-то, а зерно, вокруг которого идет движение. Многое зависит от того, что делает Оля на сцене. Надо дать настроение, тональность, совпасть с развитием эпизода, который каждый раз играется иначе».

Фото: © Алексей Курцев

Одна тысяча, раз …

Вся гамма чувств, впечатлений и переживаний сконцентрирована в центре зала на помосте, напоминающем по мере развития событий и койку в приемном покое, и сцену, и подиум, и трибуну. На нем героиня как на ладони, в окружении взглядов, под огнем меняющих цвет софитов. Особенную палитру подобрал для спектакля Макс Василенков. Он же по настоянию режиссера сыграл роль организатора выставки и аукциониста.

Фото: © Алексей Курцев

«Режиссер ставит общую задачу, а технические нюансы решаю я: предлагаю какими прожекторами куда засветить, какие-то заливные фоны, какую атмосферу сделать. Я пытаюсь ее решить исходя из пожеланий режиссера и возможностей аппаратуры на площадке», - рассказывает о своей основной работе Макс и тут же добавляет: «Свет - это прежде всего атмосфера, чтобы зрители погрузились в эту атмосферу и я как художник по свету вижу ее так, но все люди видят по-разному и режиссер в том числе, и мы как-то вот общими усилиями катаем это тесто, и потом оно превращается в пирог красивый вкусный, который можно назвать каким-то творением, произведением»

О первом актерском опыте Макс Василенков говорит с толикой иронии, как о чем-то непривычном, но запоминающемся, что может пригодиться в будущем. В спектакле он с согласия режиссера импровизирует, выставляя в финале на торги одну из репродукций.

Новый спектакль уже получил множество восторженных комментариев об актерской игре, неожиданных смелых решениях в подаче и оформлении, занял достойное место среди других спектаклей, получивших искренние признание и зрительские симпатии.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Алексей Курцев

Достоевский – не по школьной программе
Смоленские композиторы гастролируют по культурным и социальным учреждениям