Достоевский – не по школьной программе
В Москве прошли XIV Международные чтения, посвященные творчеству Федора Михайловича Достоевского. В числе участников этого престижного детско-юношеского форума-конкурса – школьники и студенты Смоленска и Смоленской области. Мероприятие такого высокого уровня проводилось при участии и поддержке Государственного музея истории Российской литературы им. В. И. Даля, Музея-квартиры Ф. М. Достоевского, Фонда Достоевского и других организаций.
Местом проведения Чтений традиционно является Школа имени Ф. М. Достоевского. Это учебное заведение находится в заповедном уголке Москвы – Люблино, где летом 1866 года в каменном двухэтажном доме № 8/2 по улице Летней, жил Федор Михайлович и работал над романами «Преступление и наказание», «Игрок». Атмосфера сельца Люблино близ Кузьминок, его природа – озеро, сад, парк, рощи; музыкальные вечера и общение с семьей сестры – Веры Михайловны, которая также перебралась туда из-за«невыносимой жары в Москве», вошли в повесть Федора Михайловича «Вечный муж». В Школе им. Ф. М. Достоевского создан музей писателя, рассказывающий об этом периоде его жизни.
В 14-й раз Смоленск и Смоленская область участвуют в Достоевских чтениях (как в очном, так и в дистанционном формате), демонстрируя умение донести до слушателей и зрителей мысли автора и собственную концепцию его текстов. В номинации «Волшебная сила слова» («Художественное исполнение» и «Выразительное чтение») в интерпретации смолян прозвучали такие произведения, как фрагменты «Воспоминаний» А. Г. Достоевской (жены писателя) и А. М. Достоевского (младшего брата Федора Михайловича), отрывки из «Дневника писателя», повести «Неточка Незванова», романа «Братья Карамазовы» и так далее. По условиям конкурса, ребята, которые в школе еще не приступили к изучению творчества Достоевского, читали произведения авторов, живших в 1821–1881 годах (годы жизни Федора Михайловича).Жюри обращало внимание на безукоризненное знание исполнителями текста, глубину проникновения в его образную систему и смысловую структуру, владение техникой выразительного чтения, сценическую культуру.
Победителями в своих возрастных категориях стали: Валерия Розгон (лицей № 1, г. Смоленск), Милана Романова (школа № 34, г. Смоленск), Ирина Терехова (Смоленское областное музыкальное училище им. М. И. Глинки), занявшие первое место. София Лазеева, Тимофей Фролов (православная гимназия им. св. кн. Ростислава, г. Рославль) получили второе место. У Александра Денисенкова (прогимназия «Полянка», г. Смоленск) и у Леонида Елисеева (православная гимназия им. св.кн. Ростислава, г. Рославль) – третье место.Диплома «За сложность выбранного фрагмента» удостоена Марианна Лукашенко (православная гимназия им. св.кн. Ростислава, г. Рославль).Отметим, что в прошлом году обладателем Гран-при в Москве стал смоленский школьник Михаил Терехов.
«Достоевский – мой любимый писатель»– так назывался еще один конкурс чтецов. Он прошел в Старой Руссе – небольшом городке под Великим Новгородом. Старая Русса сыграла важную роль в судьбе и творчестве Ф. М. Достоевского, став для него «местом творческого отдохновения» на семь летних сезонов и одну зиму. Неспешная, уединенная жизнь провинциального города способствовала литературным трудам Федора Михайловича – здесь создавались романы «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Дневникписателя», Пушкинская речь. Старая Русса стала местом действия романа «Братья Карамазовы». И неслучайно этот город ежегодно стремятся посетить почитатели творчества Достоевского из России и из-за рубежа. Многочисленные гости получают возможность побывать в собственном доме писателя, пройти поулицам города маршрутами Достоевского и его героев.
Отрадно, что и в Старой Руссе – в этом уникальном месте, связанным с именем Достоевского, школьники и студенты Смоленска и Смоленской области сумели достойно выступить, покорив жюри своей искренностью, осмыслением и глубиной понимания исполняемых произведений классика мировой литературы. Победителями и призерами в конкурсе «Достоевский – мой любимый писатель» стали: Есения Евсеева (школа-гимназия, г. Ярцево), Дмитрий Лысенков (школа № 28, г. Смоленск), Валерия Розгон (лицей № 1, г. Смоленск), Милана Романова(школа № 34, г. Смоленск), София Лазеева, Марианна Лукашенко, (православная гимназия им. св. кн. Ростислава, г. Рославль), Олег Травкин (школа № 34, г. Смоленск), Михаил Терехов и Ирина Терехова (Смоленское областное музыкальное училище им. М. И. Глинки).
Своими впечатлениями об участии в конкурсах, посвященных Достоевскому, поделились Лера Розгон, Милана Романова, Михаил и Ирина Тереховы.
«Я не первый раз участвую в Достоевских чтениях. В прошлом году я читала басню «Гуси» И. А. Крылова, ранее стихотворение Н. А. Некрасова, а также рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». В этот раз я выбрала рассказ Ф. М. Достоевского «Анекдот из детской жизни». Он повествует об отношении мамы и дочки, о том, как маленькая ложь может обернуться большим горем, об умении просить прощение и прощать. Я выбрала этот рассказ из «Дневника писателя»потому, что он очень интересный и поучительный, как для детей, так и для взрослых.Мне бы очень хотелось побывать в музеях Достоевского в Москве и Старой Руссе, узнать об этом великом писателе как можно больше», – рассказала Лера Розгон.
«В конкурсах, посвященных Достоевскому, мне предложила участвовать моя любимая учительница по актерскому мастерству и сценической речи – Людмила Степановна. Большое ей спасибо за это! Через произведения Федора Михайловича, которые тронули меня до глубины души, я прикоснулась к очень актуальным темам нашей жизни. Мне очень хочется, чтобы мир стал добрее и светлее, а сиротство, бедность, несправедливость ушли из жизни людей. Конкурсы дали мне опыт и в сфере актерского мастерства. Очень хочется побывать и выступить в Доме Достоевского в Старой Руссе. Я думаю, что со временем Достоевский станет моим любимым писателем», – считает Милана Романова.
«В рамках конкурсов я читал отрывки из романа «Братья Карамазовы» (книга XX «Мальчики»). Мне посчастливилось представить свою работу в Доме «Братьев Карамазовых» – музее истории романа в Старой Руссе. Если я скажу, что не волновался, это будет неправдой. Достоевского нельзя читать спокойно, с холодным сердцем. Произнося речь Алеши Карамазова у камня в Доме Достоевского, я понял, как важно при любых обстоятельствах жизни быть человеком. Достоевский часто повторял «Хочу быть человеком!» для него было важно, чтобы мы осознавали и воспитывали в себе жалость, милосердие, сострадание и уважение ко всему живому. Так современно звучат сегодня слова Федора Михайловича о воспитании детей, звучащие в словах Алеши», – отметил Михаил Терехов.
«Для меня большая честь участвовать в конкурсах, посвященных великому русскому писателю Федору Михайловичу Достоевскому. Когда читаю его произведения, сердце замирает, и время как будто останавливается. Конечно же, особое место в моей душе занимают воспоминания о путешествии в Старую Руссу. Входя в Дом Достоевского, очень волнительно было осознавать, что когда-то по этим комнатам ходил сам Федор Михайлович. Особое волнение я испытала, когда мне посчастливилось читать фрагменты произведений Федора Михайловича, находясь в его Доме. Туда хочется возвращаться снова и снова. Конечно же, эти места вдохновляют.С большим трепетом отношусь к работам, которые отправляю на конкурсы в Старую Руссу и Москву. И я уверена, что одержать победу помог мне сам Федор Михайлович, который, конечно же, наблюдает за своими юными читателями с небес.Дорогой Федор Михайлович, я благодарю Бога за возможность читать и впитывать каждое слово, мысли ваших бессмертных произведений», – поделилась Ирина Терехова.
Творческую лепту в подготовку гимназистов из г. Рославля внесла Ольга Дмитриевна Глебова – талантливый педагог, учитель русского языка и литературы православной гимназии им. св. кн. Ростислава.
Педагогом-консультантом творческих работ смолян уже несколько лет является заслуженная артистка России, лауреат Российских и Международных фестивалей и конкурсов, посвященныхФ.М. Достоевскому, Людмила Степановна Лисюкова.
Поздравляем победителей, их родителей, наставников, а также учебные заведения, в которых творчество классиков изучается не только по школьной программе. И не только для конкретного урока по принципу – «прочитал, ответил и тут же забыл», а НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
Анна СВИРСКАЯ
Фото: предоставлено автором