Алексей Шкурат: радостное преображение реальности
В КВЦ имени Тенишевых открыта персональная выставка Алексея ШКУРАТА «Божий день». В её экспозиции – живописные работы автора, выполненные в разных стилях и жанрах, но наполненные ощущениями красоты и радости каждого мгновения жизни…
Поделиться радостью
Название выставке дала одна конкретная работа: городской пейзаж с Успенским собором в центре композиции. Но, в принципе, оно настолько универсально, что так можно назвать практически любое произведение в этой экспозиции, поскольку божий день – это не обязательно храмы.
Алексей Шкурат – удивительный художник, создающий особый мир, где реальность и фантазия настолько гармонично соседствуют друг с другом, что зритель уже не хочет отличать одно от другого. И вполне обыденными кажутся пейзажи, где у каждого дома есть душа, принимающая образ кошки, а вместо Синей птицы – счастливый бык Терентий.
– Алексей Викторович, у выставки есть какая-то авторская концепция?
– Я просто хотел поделиться радостью от возможности художественно трансформировать то, что я вижу. Делать из этого что-то новое – отличное от того, что получается на фотографии. В принципе, это может быть концепцией, если угодно.
– Вы помните, когда у вас впервые появилось желание рисовать?
– Я рисую всё время – сколько себя помню. Ещё в школе рисовал лучше, чем учитель, – видимо, есть такая способность.
– И эту способность заметил кто-то из взрослых?
– Да нет, никто на меня особого внимания не обращал. Отец покупал альбомы живописи, выписывал художественные журналы по фотографии – наверное, это сыграло свою роль. Но, в принципе, лет до двадцати семи я так и не знал, что мне делать в жизни. Пока не встретил Лиану Ивановну Азаренко и Владимира Николаевича Коробова – они мне объяснили, кто я есть.
– А образование? К двадцати семи годам уже успели где-то поучиться?
– На ветеринарном факультете. Но это не было моим выбором. И учиться там мне было скучно. И только когда поступил в Московский полиграфический институт, наконец увидел интересных людей.
Увидеть главное
– Алексей Викторович, согласитесь, что хорошо рисовать и быть художником – это всё-таки разные понятия. Для вас в чём их принципиальная разница?
– Лет в двадцать у меня появилось ощущение, что я должен сказать миру какую-то правду. Что меня ожидает некая миссия. Ничего более конкретного тогда я не мог сформулировать. Но потом, когда встретил своих учителей, понял, в чём моя миссия.
Так вот художник, по-моему, это как раз тот, кто чувствует в себе какую-то миссию. Кто может заметить что-то такое, чего не видят другие, и показать это всем. То, мимо чего обычно проходят, не пытаясь разглядеть, как это красиво. А у художника сразу возникает желание предъявить миру красоту, которую он увидел, – возможно, в этом и есть смысл нашей профессии.
– Вы работаете в любом настроении?
– Главное, чтобы были физические силы. Тогда я просто сажусь и начинаю делать. И в процессе работы я не задумываюсь о настроении – просто слушаю классическую музыку и ищу, как сделать похоже и красиво.
– Когда вы пишете портрет, вам важно знать что-то об этом человеке? Или достаточно просто внимательно посмотреть, чтобы всё стало понятно?
– Это забавно получается. Я пишу форму и цвет. И стараюсь делать это как можно точнее. А потом на готовой работе вдруг выясняется, что это за человек. То есть я просто передаю то, что увидел, а характер сам открывается.
Таких много случаев было. Вот, например, пишу красивую женщину, а получается злая баба. И вроде она даже улыбается, но присматриваюсь и вижу у неё холодные, злые глаза, в которых презрение ко всем окружающим.
Наверное, это интуитивно происходит – художнику вообще без интуиции нельзя.
– У вас в работах много кошек…
– Это, если угодно, символизм. Кошки – это символ дома, жизни. Жизни, которая прекрасна, хотя, может быть, и нелепа – с этими домиками. И люди там играют свою довольно смешную роль. А кошки нас не бросают, хотя знают правду, которая людям неведома…
– А счастливый бык Терентий как появился?
– О, это целая история, и довольно любопытная. Я однажды что-то писал на холсте и увидел, как нечаянно появилась морда быка. Пририсовал ей туловище и начал искать цвет. А когда всё получилось, вдруг понял, что это счастливый бык Терентий. Это знание просто откуда-то сверху пришло.
Не останавливаясь
– Алексей Викторович, у вас есть какой-то секрет мастерства?
– Никакого секрета нет. Просто у меня есть предрасположенность к изобразительному искусству. Вот я уже тридцать лет детей учу. Некоторые только приходят, и у них получается всё и сразу. У других это долгий процесс. А у кого-то вообще не получается.
– А в работе с детьми что главное?
– Главное, чтобы ребёнок почувствовал, что мне важно то, что он делает. Детям надо давать свободу в творчестве и при этом направлять. Ведь настоящая свобода и возможна только внутри некоторых рамок – иначе легко потеряться.
– Юбилейная выставка для вас повод подвести какие-то итоги?
– Наверное, да. Поразмыслить на тему, почему я, собственно, этим занимаюсь и чем отличаюсь от других.
– А как насчёт желания попробовать что-то новое?
– Да. Я добился определённого уровня, и теперь надо попробовать делать иначе. Вообще иначе подойти к изображению. Есть интересные способы, которые я ещё не пробовал. Так что надеюсь сделать что-то новое…
Личное мнение
Вера Самарина, заслуженный художник РФ:
– На этой выставке у меня сразу появился вопрос, в каком жанре работает художник. Это не портрет, хотя лиц много. И не пейзаж, потому что в нём что-то обязательно добавлено. Скорее это картина. Но не фантастическая, а философская. Потому что фантастика – плоская, а тут много глубоких мыслей.
Вообще, Алексей Шкурат – необычный художник. У него свой почерк – яркий, всегда узнаваемый.
Алёна Дроздова, художник:
– Алексей Викторович – сказочник, сочинитель, композитор… На его работы всегда очень интересно смотреть.
В экспозиции практически нет этюдов – всё очень картинно в хорошем смысле этого слова. Большой формат и собственная техника. И в каждой работе – любопытная история о красоте Божьего мира. Это восхищение художника этим миром, которое легко считывается зрителем.
Лидия Мельникова, искусствовед:
– Здесь каждую работу надо рассматривать. Она как поэма. Причём с подтекстом.
Это художник-философ. С очень интересной манерой письма – совершенно ни на кого не похожей.
Сергей Зубов, фотохудожник:
– Алексей Викторович – мой учитель. И не только потому, что он когда-то преподавал мне какие-то дисциплины в художественной школе. Я считаю его своим учителем в более широком смысле. Это человек, который верит в меня и помогает. С которым мы общаемся на любые темы – не только о живописи и фотографии.
А ещё он не перестаёт удивлять меня своей энергией. Ведь очень часто люди с возрастом как-то угасают. А Алексей Викторович по-прежнему горит. Мне кажется, он просто всю суету вокруг себя отбрасывает, оставляя самую суть, и это даёт ему энергию.
Вставки
«Некоторые говорят, что пишут картины для людей. Я пишу их для себя. И верю, что если обращаться к чему-то самому важному в себе, то это может быть интересно и другим…»
«Наше предназначение – это радостное соучастие в творении. Для художника это значит не скопировать сотворённое, а, исполнившись чувством отваги, позволить элементам, смешиваясь и взаимно обогащаясь, загореться на холсте новой жизнью, новой реальностью…»
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Фото: Елена БЕЛЫХ и Дмитрий ПРУДНИКОВ
Ольга Суркова