Кукольный дом Светланы Долгиной
На первом этаже Дома художника в Смоленске открылась персональная выставка Светланы ДОЛГИНОЙ «Кукольный дом». Работы, представленные в экспозиции, позволяют зрителю окунуться в атмосферу настоящей сказки. Иначе, наверное, и быть не могло, поскольку автор почти сорок лет придумывает образы персонажей для спектаклей Смоленского театра кукол…
Рука судьбы
— Светлана, Смоленский театр кукол — ваше первое и единственное место работы?
— Нет. Хотя первым тоже был театр кукол, но в Кишинёве.
Так получилось, что, окончив с отличием художественное училище имени Репина, я не поступила Ригу на дизайн и устроилась в театр кукол художником-декоратором. И там мне доверили постановку спектакля «Незнайка». Работа над ней и её успех, собственно, и определили мою профессию на всю жизнь — настолько меня привлекла сценография и театр кукол.
К тому же мы очень сдружись с актёрами и художниками, которые посоветовали мне поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Куда я и поступила с первого раза в олимпийском 1980 году.
Хотя был такой интересный нюанс. Как вариант я тогда рассматривала ещё и ВГИК и решила поехать посмотреть на месте. В Ленинграде было солнечно и тепло, а в Москве дождливо, холодно и слякотно. И я как южанка поняла, что Ленинград мне по климату больше подходит. Как будто судьба сама меня направляла.
— Думаю, настоящий питерский климат вас за годы учёбы успел разочаровать…
— Зато не разочаровали люди, которые меня там окружали, и сам город. У нас были замечательные педагоги – ещё старой петербургской школы, такие настоящие живые классики. Они нам многое дали в профессии, но главное — научили любить театр и правильно работать с куклами.
Я не могу сказать, что тоскую по Советскому Союзу,—– скорее это тоска по той тяге к настоящему, которая тогда у нас всех была. Нам нравились умные мальчики, и мы стремились иметь в друзьях умных и талантливых, а вовсе не богатых. Надеюсь, что сохранила в себе это до сих пор. Как и ответственное отношение к своей работе, где определяющим качеством всегда был профессионализм.
Непобедимая доброта
— В Смоленск попали по распределению?
— Да. Ещё на практике мы с Виктором Ивановичем Савиным поставили здесь спектакль «Поросёнок Чок», который был списан совсем недавно. То есть больше тридцати пяти лет шёл на сцене Смоленского театра кукол.
В общем, я считаю, что это действительно моё. И как театральный художник я на своём месте именно в театре кукол, где главный зритель — дети.
В принципе, и эта выставка получилась детской. Чему я очень рада, поскольку сама отношусь к жизни с детской непосредственностью. Может, это и плохо, но мне нравится.
— А может, художнику-кукольнику по-другому и нельзя? Ведь чтобы куклы понравились детям, наверное, стоит увидеть их глазами ребёнка?
— Вы очень точно меня поняли! Конечно, кукольники тоже бывают разные. И кто-то делает страшных кукол для взрослых и так самовыражается. А я работаю для детей, для чистых душ, и всегда помню об этом. Поэтому даже отрицательных персонажей стараюсь делать смешными, а не злыми. Потому что доброта — это главное. А над злом надо просто посмеяться, и тогда оно уйдёт.
— Светлана, вы к каждому спектаклю создаёте новых кукол. Можно ли говорить о том, что у вас есть какой-то устоявшийся приём, чтобы добиться чего-то главного в образе?
— Конечно, каждый раз это по-разному происходит. Потому что герои очень разные. Мне приходится делать и злодеев, и капризных принцесс, и животных с человеческими характерами…
Наверное, главное — сохранять в себе позитив, поскольку это передаётся через куклу. Пусть дети смотрят наши спектакли и учатся добру. Мир и так достаточно драматичен, и жизнь потом внесёт свои коррективы. А в детстве человек ещё смотрит на всё широко открытыми глазами и верит в чудо. И мы не должны его разочаровывать.
— А что вам самой помогает сохранять такой позитивный настрой?
— Наверное, то, что я родом с юга, из города Тирасполя. Мы, южане, почти все такие: открытые, дружелюбные и любим людей.
Характеры в лицах
— Можно в общих чертах описать процесс работы над образом?
— Я делаю эскизы, показываю режиссёру, потом утверждаю их на худсовете и отдаю в цеха. Бутафор отливает фигуру из гипса, механик вытачивает ручки-ножки, швея шьёт для куклы одежду…У нас много людей задействовано. Бывает, я что-то и сама делаю, что-то расписываю.
Мы с режиссёром контролируем весь процесс. Хотя в основном это моя зона ответственности. Ведь я создаю образ – то, что зритель увидит в первую очередь. Только потом он оценит игру актёров, задумки режиссёра, музыку, а сначала — просто картинка.
— И в этот образ сразу закладывается характер?
— Конечно. Если я не дам актёру характер куклы, он ничего и не сыграет. Он просто не сможет только голосом оживить неинтересный персонаж.
— А как вы находите этот характер? От чего отталкиваетесь в своих поисках?
— Я езжу в транспорте и наблюдаю за людьми. Иногда фотографирую. У меня это интуитивно, хотя в институте нас учили: надо не просто смотреть, а видеть и понимать. Ведь характер, как правило, отражается у человека на лице — особенно с возрастом.
Вот такая у меня интересная работа. И я её очень люблю…
Личное мнение
Елена ПАВЛОВА, директор Смоленского театра кукол имени Д.Н. Светильникова:
— Очень здорово, что наш театр начинается со Светланы Долгиной. Любой художник в своём творении отражает собственный внутренний мир. Но когда своих персонажей создаёт художник театра кукол, всё гораздо сложнее, потому что своё восприятие надо совместить с режиссёрским и сделать так, чтобы цехам было интересно работать, а зрителям смотреть.
Светлане Арсеньевне всё это удаётся профессионально. И очередное тому подтверждение — то, что недавно один из её спектаклей получил в Краснодаре высокую оценку: приз зрительских симпатий.
Справка «СГ»
Светлана Долгина в 1979 году окончила с отличием Республиканское художественное училище имени И.Е. Репина в Кишинёве по специальности «художник-декоратор», а в 1985-м — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «театральная техника и оформление спектакля».
В 1985 году приглашена на должность главного художника в Смоленский театр кукол, где работает и сейчас.
В качестве художника-постановщика поставила более 50 спектаклей в театрах кукол Смоленска и других городов России. Многие её спектакли стали яркими событиями в культурной жизни города – например, «Хохлик — добрый гном», «Человеческие пороки», «Чёрная курица».
«С помощью разнообразных декоративных фактур, единства художественного образа и сценического пространства она создаёт на сцене предельную выразительность внешней формы спектаклей и характеров персонажей. Светлана Долгина ставит перед собой задачу «вылепить» куклу интересной, чтобы она оживала и будила фантазию, заставляла актёров и зрителей отыскивать положительные качества даже в самых отрицательных персонажах — образах фантастических, сказочных, шаржевых, гротескных. Её куклы и декорации никого не оставляют равнодушными», — так отзываются о художнике критики.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Ольга Суркова