Кукольный дом Светланы Долгиной

Фото: © Елена Белых

Культура

Кукольный дом Светланы Долгиной

10 декабря 2023 года в 13:54

На первом этаже Дома художника в Смоленске открылась персональная выставка Светланы ДОЛГИНОЙ «Кукольный дом». Работы, представленные в экспозиции, позволяют зрителю окунуться в атмосферу настоящей сказки. Иначе, наверное, и быть не могло, поскольку автор почти сорок лет придумывает образы персонажей для спектаклей Смоленского театра кукол…

Фото: © Елена Белых

Рука судьбы

Светлана, Смоленский театр кукол — ваше первое и единственное место работы?

Нет. Хотя первым тоже был театр кукол, но в Кишинёве.

Так получилось, что, окончив с отличием художественное училище имени Репина, я не поступила Ригу на дизайн и устроилась в театр кукол художником-декоратором. И там мне доверили постановку спектакля «Незнайка». Работа над ней и её успех, собственно, и определили мою профессию на всю жизнь — настолько меня привлекла сценография и театр кукол.

К тому же мы очень сдружись с актёрами и художниками, которые посоветовали мне поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Куда я и поступила с первого раза в олимпийском 1980 году.

Хотя был такой интересный нюанс. Как вариант я тогда рассматривала ещё и ВГИК и решила поехать посмотреть на месте. В Ленинграде было солнечно и тепло, а в Москве дождливо, холодно и слякотно. И я как южанка поняла, что Ленинград мне по климату больше подходит. Как будто судьба сама меня направляла.

Думаю, настоящий питерский климат вас за годы учёбы успел разочаровать…

Зато не разочаровали люди, которые меня там окружали, и сам город. У нас были замечательные педагоги – ещё старой петербургской школы, такие настоящие живые классики. Они нам многое дали в профессии, но главное — научили любить театр и правильно работать с куклами.

Я не могу сказать, что тоскую по Советскому Союзу,—– скорее это тоска по той тяге к настоящему, которая тогда у нас всех была. Нам нравились умные мальчики, и мы стремились иметь в друзьях умных и талантливых, а вовсе не богатых. Надеюсь, что сохранила в себе это до сих пор. Как и ответственное отношение к своей работе, где определяющим качеством всегда был профессионализм.

Фото: © Елена Белых

Непобедимая доброта

В Смоленск попали по распределению?

Да. Ещё на практике мы с Виктором Ивановичем Савиным поставили здесь спектакль «Поросёнок Чок», который был списан совсем недавно. То есть больше тридцати пяти лет шёл на сцене Смоленского театра кукол.

В общем, я считаю, что это действительно моё. И как театральный художник я на своём месте именно в театре кукол, где главный зритель — дети.

В принципе, и эта выставка получилась детской. Чему я очень рада, поскольку сама отношусь к жизни с детской непосредственностью. Может, это и плохо, но мне нравится.

А может, художнику-кукольнику по-другому и нельзя? Ведь чтобы куклы понравились детям, наверное, стоит увидеть их глазами ребёнка?

Вы очень точно меня поняли! Конечно, кукольники тоже бывают разные. И кто-то делает страшных кукол для взрослых и так самовыражается. А я работаю для детей, для чистых душ, и всегда помню об этом. Поэтому даже отрицательных персонажей стараюсь делать смешными, а не злыми. Потому что доброта — это главное. А над злом надо просто посмеяться, и тогда оно уйдёт.

Светлана, вы к каждому спектаклю создаёте новых кукол. Можно ли говорить о том, что у вас есть какой-то устоявшийся приём, чтобы добиться чего-то главного в образе?

Конечно, каждый раз это по-разному происходит. Потому что герои очень разные. Мне приходится делать и злодеев, и капризных принцесс, и животных с человеческими характерами…

Наверное, главное — сохранять в себе позитив, поскольку это передаётся через куклу. Пусть дети смотрят наши спектакли и учатся добру. Мир и так достаточно драматичен, и жизнь потом внесёт свои коррективы. А в детстве человек ещё смотрит на всё широко открытыми глазами и верит в чудо. И мы не должны его разочаровывать.

А что вам самой помогает сохранять такой позитивный настрой?

Наверное, то, что я родом с юга, из города Тирасполя. Мы, южане, почти все такие: открытые, дружелюбные и любим людей.

Фото: © Елена Белых

Характеры в лицах

Можно в общих чертах описать процесс работы над образом?

Я делаю эскизы, показываю режиссёру, потом утверждаю их на худсовете и отдаю в цеха. Бутафор отливает фигуру из гипса, механик вытачивает ручки-ножки, швея шьёт для куклы одежду…У нас много людей задействовано. Бывает, я что-то и сама делаю, что-то расписываю.

Мы с режиссёром контролируем весь процесс. Хотя в основном это моя зона ответственности. Ведь я создаю образ – то, что зритель увидит в первую очередь. Только потом он оценит игру актёров, задумки режиссёра, музыку, а сначала — просто картинка.

И в этот образ сразу закладывается характер?

Конечно. Если я не дам актёру характер куклы, он ничего и не сыграет. Он просто не сможет только голосом оживить неинтересный персонаж.

А как вы находите этот характер? От чего отталкиваетесь в своих поисках?

Я езжу в транспорте и наблюдаю за людьми. Иногда фотографирую. У меня это интуитивно, хотя в институте нас учили: надо не просто смотреть, а видеть и понимать. Ведь характер, как правило, отражается у человека на лице — особенно с возрастом.

Вот такая у меня интересная работа. И я её очень люблю…

Фото: © Елена Белых

Личное мнение

Елена ПАВЛОВА, директор Смоленского театра кукол имени Д.Н. Светильникова:

Очень здорово, что наш театр начинается со Светланы Долгиной. Любой художник в своём творении отражает собственный внутренний мир. Но когда своих персонажей создаёт художник театра кукол, всё гораздо сложнее, потому что своё восприятие надо совместить с режиссёрским и сделать так, чтобы цехам было интересно работать, а зрителям смотреть.

Светлане Арсеньевне всё это удаётся профессионально. И очередное тому подтверждение — то, что недавно один из её спектаклей получил в Краснодаре высокую оценку: приз зрительских симпатий.

Фото: © Елена Белых

Справка «СГ»

Светлана Долгина в 1979 году окончила с отличием Республиканское художественное училище имени И.Е. Репина в Кишинёве по специальности «художник-декоратор», а в 1985-м — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «театральная техника и оформление спектакля».

В 1985 году приглашена на должность главного художника в Смоленский театр кукол, где работает и сейчас.

В качестве художника-постановщика поставила более 50 спектаклей в театрах кукол Смоленска и других городов России. Многие её спектакли стали яркими событиями в культурной жизни города – например, «Хохлик — добрый гном», «Человеческие пороки», «Чёрная курица».

«С помощью разнообразных декоративных фактур, единства художественного образа и сценического пространства она создаёт на сцене предельную выразительность внешней формы спектаклей и характеров персонажей. Светлана Долгина ставит перед собой задачу «вылепить» куклу интересной, чтобы она оживала и будила фантазию, заставляла актёров и зрителей отыскивать положительные качества даже в самых отрицательных персонажах — образах фантастических, сказочных, шаржевых, гротескных. Её куклы и декорации никого не оставляют равнодушными», — так отзываются о художнике критики.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU


Ольга Суркова

Алексей Шкурат: радостное преображение реальности
Для вас, односельчане!