В продолжение концертов Рахманинова
31 мая в рамках 65-го Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки представили программу «Рахманинов. Эмиграция». В исполнении расширенного состава камерного оркестра Смоленской филармонии прозвучали два концерта Сергея Рахманинова: Четвёртый для фортепиано с оркестром и «Рапсодия на тему Паганини». Дирижёр – заслуженный деятель искусств АР Крым Игорь Каждан. Солисты – Пётр Аверин и Елена Дроздова (фортепиано).
Эту программу, посвящённую 150-летию Сергея Рахманинова, можно назвать продолжением прошлогодней встречи этих же музыкантов на фестивале имени М.И. Глинки. Тогда прозвучали Второй и Третий концерты Рахманинова и родилась идея продолжить цикл. Тогда же состоялась и наша встреча с Петром АВЕРИНЫМ и Еленой ДРОЗДОВОЙ…
Без вариантов
– Пётр, что за прекрасное произведение вы исполняли на бис?
Пётр Аверин: – Это был музыкальный момент си-минор Сергея Рахманинова, который он написал под впечатлением смерти своего хорошего друга Саши Сатина. Поэтому такая трагическая музыка.
– Елена, а вам отдельное спасибо за Глинку! Романс, который вы исполнили на бис, наверное, самый русский в его творчестве. Вы давно его играете?
Елена Дроздова: – Я специально выучила его к этому фестивалю. Знала, что мы будем выступать в день рождения Глинки, поэтому решила исполнить его музыку.
– А концерты Рахманинова как делили между собой?
Е. Д.: – Нам ничего делить не пришлось – просто не было вариантов. Так получилось, что я не играю Третий концерт, а Пётр – Второй, поэтому всё логично.
П. А.: – Я смотрел Второй концерт, даже одолел его первую часть, но так до конца и не выучил. И это было давно – когда я только начал заниматься музыкой. Кстати, я ещё Четвёртый концерт Рахманинова играю, а Елена – Пятый, «Рапсодию на тему Паганини». Так что если получится исполнить в Смоленске программу в продолжение сегодняшней, опять делить ничего не придётся.
С поддержкой оркестра
– Сегодня было великолепное выступление, публика уходила в полнейшем восторге. И даже расширенный состав камерного оркестра звучал как симфонический. По крайней мере, у нас в зале было такое ощущение…
Е. Д.: – Да, со сцены тоже было ощущение, что с нами играет полноценный симфонический оркестр. И мне показалось, что за три дня, которые мы вместе репетировали, музыканты очень сильно прибавили.
П. А.: – Оркестр за такие сжатые строки усилили медной группой, добавили литавр и барабанов. И они всё так быстро выучили! Думаю, что в этом заслуга дирижёра Игоря Каждана – далеко не каждый сможет так.
Е. Д.: – Вообще, оркестр приятно удивил. Чувствуется, что музыканты хорошо понимают русскую музыку и материал для них знакомый. Дирижёр очень чуткий, эмоциональный. У него своя интеллектуальная трактовка произведения, и это замечательно. Надеюсь когда-нибудь ещё сыграть с вашим оркестром.
– А участие в старейшем музыкальном фестивале добавляло эмоций?
Е. Д.: – В принципе, да. Конечно, я заранее знала о фестивале, поэтому серьёзно подготовилась и обыграла программу у себя в Москве. Но ответственность, желание особенно хорошо выступить ощущались. Хотя когда играешь с оркестром, чувствуешь поддержку от музыкантов. И соучастие, что важно. Поэтому играть с оркестром легче, чем выступать сольно.
С Листом по жизни
– Пётр, вас называют «Листом XXI века». Вы даже внешне на него похожи. Как вы поняли, что это ваш композитор?
П. А.: – В моём детстве были ещё грампластинки. И мама, которая работала в училище искусств педагогом по фортепиано, однажды принесла домой запись музыки Листа в исполнении Лазаря Бермана. Там были двенадцать трансцендентных этюдов, соната «Обращение к Данте» и Венгерская рапсодия. Я очень много слушал эту пластинку, и исполнение Бермана казалось мне идеальным.
Потом такое же впечатление на меня произвела пластинка со студийной записью Первого и Второго концертов Листа. Играл Святослав Рихтер с каким-то знаменитым оркестром – уже не помню с каким. Мне тогда особенно понравился Второй концерт. И, несмотря на то что только начал заниматься музыкой, я решил его выучить. Запретить мне никто не мог, поскольку в музыкальной школе я не учился – со мной занималась мама. Сначала даже учил с рук, потому что не умел ещё читать с листа.
А позже услышал Сонату си-минор – тоже в исполнении Бермана. И так как сам я родом из Тобольска, в то время у нас не было ни принтеров, ни ксероксов, ни интернета. Но оказалось, что у одного из педагогов есть ноты этого сочинения. Помню, я тогда так воодушевился, что практически всю ночь не спал, ожидая, когда принесут ноты и я начну учить сонату.
А на концерте я впервые сыграл Мефисто-вальс номер один. Мне тогда было лет тринадцать-четырнадцать. Музыка очень понравилась – учил запоем. Естественно, были какие-то технические трудности, но я старался. Конечно, отыграв концерт, был страшно недоволен собой, даже забыл поклониться. Но публика захлопала, и я, пройдя уже половину сцены, опомнился и поклонился. Можно сказать, отвесил небрежный кивок, потому что был недоволен.
В то время у меня ещё был небольшой опыт, поскольку я начал заниматься музыкой довольно поздно – в одиннадцать лет. Если бы начинал, как все, лет с пяти-семи, то, может быть, и не взял тогда такое сложное произведение. Но мне пришлось довольно быстро навёрстывать упущенное, поэтому я и пошёл «галопом по европам». Традиционные этюды Черни тоже играл, но немного – больше увлекали этюды Листа, Шопена. Такая чисто художественная музыка, не инструктивная. Хотя шестьдесят упражнений для фортепиано Шарля Ганона играл.
От Шопена
– Елена, а вы с чего начинали?
Е. Д.: – У меня всё более стандартно было, поскольку и родители музыканты, и бабушка с дедушкой. Хотя я совершенно не собиралась становиться пианисткой, они настояли. Сказали: «По крайней мере, сможем тебя научить – в другой сфере вряд ли поможем».
И года в четыре я начала пробовать что-то играть, а потом родители за меня взялись всерьёз и стали писать мне аппликатуру, этюды. Гаммы я тоже играла, но не так уж много.
Поначалу папа с мамой следили, чтобы я занималась. Ругались, если замечали, что отлыниваю. А лет в четырнадцать я стала заниматься сама. И увлеклась Шопеном: концерты, Четвёртая баллада, Второе скерцо, Первая баллада…
К Листу пришла позже – лет в восемнадцать. Сначала он был мне непонятен: казалось, музыка очень громкая, много фактуры. А сейчас это один из моих любимых композиторов.
– Знаю, что вы оба – лауреаты конкурса Листа на его родине, в Венгрии…
П. А.: – Это давно было...
Е. Д.: – Кстати, у вас в Смоленске некоторые пейзажи очень напоминают Венгрию. Когда я спускалась к Днепру, он показался мне похожим на Дунай. И растения какие-то южные здесь встречаются, и запахи такие… Я впервые в Смоленске, и город мне очень понравился. Он какой-то особенный. И много красиво одетых женщин.
П. А.: – Город замечательный. У него есть своё лицо, своё настроение, и они мне близки. Первый раз я был здесь с сольным концертом в декабре 2021 года, и меня по-хорошему удивило, как слушали в зале. Была просто гробовая тишина. Могу сказать, что впервые столкнулся с такой интеллигентной публикой…
Справка «СГ»
Пётр АВЕРИН – пианист редкого музыкального таланта. Поздно начав заниматься музыкой, он смог достичь потрясающего мастерства.
Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных в Москве, класс профессора В.М. Троппа. От своего учителя Пётр взял всё самое лучшее: деликатное отношение к звуку и продуманность интерпретаций. Он потрясающий интерпретатор рапсодий и миниатюр Листа и в своём богатом репертуаре имеет их все.
Критики называют его «Листом XXI века» и «углублённым лириком».
Елена ДРОЗДОВА ещё в детстве стала лауреатом многих международных конкурсов и стипендиатом программы «Новые имена».
Первый свой концерт Елена сыграла в 7 лет. А в 9 лет состоялось её первое выступление с оркестром. В 12 лет исполнила на концерте одно из самых сложных сочинений для фортепиано – «Исламей» Балакирева.
Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных, класс профессора В.М. Троппа, а позже и аспирантуру.
Критики отмечают феерическую виртуозность пианистки и огромный темперамент в сочетании с тонкой музыкальностью.
Ольга Суркова