В царстве славного Салтана
В усадьбе Грибоедовых «Хмелита» открылась выставка «Там чудеса…». В её экспозиции – работы художника и педагога Веры Фаворской и её ученицы, заслуженного художника России, академика Российской академии художеств Марии Фёдоровой…
Где чудеса…
Без преувеличения можно сказать, что выставка получилась действительно чудесной. Название не только перекликалось с темами работ Веры Фаворской и Марии Фёдоровой, но и отсылало к самой организации выставочного пространства, помогавшего настроиться на предвкушение чуда.
– Нам самим очень понравилось название «Там чудеса…», – признаётся Мария ФЁДОРОВА. – Оно очень точно отражает саму суть выставки. Конечно, в первую очередь это сама «Сказка о царе Салтане» Пушкина. А дальше – чудо творчества, то есть создания Верой Васильевной Фаворской цикла художественных работ по мотивам этого произведения.
Тема чудес продолжается и в работах самой Марии Фёдоровой, где живут сказочные птицы и невиданные звери. Или в калейдоскопе ярмарочных образов оживают события петровской Руси.
– Выставка получилась удивительная, в резонансе с тем благодатным местом, где почитается обращение к родной истории, – говорит автор экспозиции, искусствовед, член-корреспондент Академии художеств России Галина БОЛОТСКИХ. – Вы входите в зал и сразу видите парящих сказочных птиц. Чуть дальше за ними ходят-бродят невиданные звери. А внутри этого пространства оживают яркие образы героев «Сказки о царе Салтане».
Кстати, присутствующие на вернисаже смогли не только увидеть, но и услышать отрывок из сказки Пушкина в исполнении заслуженного артиста России, актёра Малого театра Юрия ИЛЬИНА.
– Я давно знаю эти работы, но выставка меня взволновала, – замечает Юрий Борисович. – Она получилась очень лиричная. Сказка – это чудо, в ней всё скомпоновано в едином энергетическом сгустке, где очень много информации, которая впитывается в том числе и на подсознательном уровне. Кроме того, в её основе позитивное начало, победа добра над злом, что формирует человека. Художники в детстве тоже читали сказки. А потом, пропустив эту информацию через себя, сделали такие лирические глубинные работы с высоким уровнем подтекста…
Ночное творчество
«Сказка о царе Салтане» Веры Фаворской – это серия листов-гуашей, созданных ею в 1955–59 годах. Значительная их часть выставляется впервые.
– Только четыре работы из этой серии были когда-то показаны в Третьяковской галерее, – поясняет Галина Болотских. – А здесь вся серия, которую мы постарались расположить в хронологии повествования.
В дополнение экспозиции представлены эскизы и натурные зарисовки, что легли в основу иллюстраций к сказке.
– Благодаря этому материалу можно увидеть, как художник, идя от реальных вещей, создаёт совершенно условные творческие образы, – рассказывает Мария Фёдорова. – Вот два пейзажа, написанные Верой Васильевной с натуры в Крыму. В них главное – пространство, изысканный местный колорит. А когда она на их основе делает иллюстрации, то повышает градус цвета, и пейзаж становится нереальным, декоративным.
Интересно, что свою «Сказку о царе Салтане» Вера Фаворская создавала в очень непростое для неё время. Сильно болел её супруг – художник Иван Чекмазов. Ей приходилось работать ночью, буквально карауля «своего спящего больного, прислушиваясь к его дыханию».
«Я сразу наклеивала на доску четыре полулиста ватмана и начинала четыре вещи, всё время обходя рабочий стол, чтобы дать время просохнуть окрашенному листу. Время текло незаметно, спокойно. За окнами мастерской – мрак и непривычная тишина спящего города. В душе настороженность смягчалась милыми сердцу образами, и я тихонько повторяла стихи – двухстрочия сказки. Я совершенно уверена, что эта работа, эта возможность соприкоснуться с поэзией Пушкина, почувствовать силу его дарования не дала мне порвать с живописью и вселила в меня желание жить и бороться за жизнь другого» – так написала Вера Фаворская в своей книге «Воспоминания художника».
Эти слова тоже звучали на открытии выставки в исполнении Юрия Ильина. Как будто сам художник незримо присутствует среди своих творений, рассказывая зрителям, как они создавались.
«Чтение пушкинской сказки, где каждые две строки дают законченный зрительный образ, к великому моему удивлению дало волю моему воображению, о котором я даже и не подозревала, так как писала только с натуры. Работа эта увлекла меня, потребовала овладения новым красивым и очень капризным материалом, гуашью, и дала силы пережить самое тяжёлое время в моей жизни… В моих работах главную роль играет эмоциональная сторона, переживания моих сказочных героев, живая достоверность их чувств, наивное, иногда даже жестокое понимание человеческих поступков, детская вера в возможность невероятных событий. Я сразу вжилась в эту родную старину, откуда-то нахлынул целый рой живых, с детства любимых образов»…
Современная сказка
– Я чувствую, что Вера Васильевна тоже присутствует на нашем вернисаже, – говорит Мария Фёдорова. – Она была поразительным человеком. В 1923 году окончила ВХУТЕМАС, училась у Коровина, Куприна, Фалька. Её искусство – это сочетание творческой смелости и очень глубоких знаний. Вера Васильевна занималась со мной индивидуально, поскольку наши семьи дружили. Она много рассказывала мне не только об искусстве, но и о жизни.
Мария Фёдорова – последняя ученица Веры Фаворской, представительница династии художников Осиповых – Фёдоровых. Она давно уже не та пятнадцатилетняя девочка, что внимательно слушала наставления мастера, а состоявшийся художник, идущий в творчестве своим собственным путём. И их работы, размещённые в одном экспозиционном пространстве, – разговор коллег, которым время позволило общаться уже на равных.
– Я нашла свою тему в искусстве, свою технику, – продолжает Мария Фёдорова. – Если говорить о сказке, то для меня это квинтэссенция народного искусства, фольклора и моего представления о живописи двадцатого века вообще. Все это можно увидеть здесь в моих сериях «Птица Сирин», «Сказочные звери», а также эскизах костюмов для народных ансамблей. Работать с таким материалом – большое наслаждение. Потому что богатство и глубина народной традиции – бесконечный кладезь новых идей для творчества. В них всегда можно найти что-то новое, актуальное, созвучное сегодняшнему дню, понятное современному человеку.
В экспозиции выставки представлена большая серия «Ярмарка». Это эскизы костюмов к постановке Государственного ансамбля танца России. В них безудержное веселье и широта народных ярмарочных гуляний и европейский шик вводимых Петром Первым ассамблей. Ряженый медведь, красны девицы в сарафанах, бородатые бояре в шубах и знать в европейском платье – целый калейдоскоп образов и характеров.
– Творчество Марии Владиславовны рождается из обращения к истокам: фольклору, иконописи, народному творчеству, – считает Галина Болотских. – Всё это по-новому переосмысливается, и получается цикл концептуальных сценических костюмов. Это особый жанр изобразительного искусства, который вначале надо создать на бумаге, а потом воплотить уже в материале…
– Выставка «Там чудеса…» – большой подарок для нашего музея, – говорит директор Государственного музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита» Надежда КУЛАКОВА. – И большое событие в культурной жизни страны, поскольку проект поддержан Министерством культуры РФ и Российской академией художеств. А для зрителей – это прежде всего возможность окунуться в атмосферу сказки и почувствовать, что чудеса не где-то там, а здесь, рядом…
Выставка будет работать до конца июня.
Справка «СГ»
Вера ФАВОРСКАЯ (1896–1977) – живописец, педагог, чьи работы находятся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея и в других российских и зарубежных художественных музеях.
Её творчество представляет собой продолжение традиций русского искусства, обогащённого достижениями французских импрессионистов и постимпрессионистов.
Вера Фаворская оставила «Воспоминания художника» – редкую книгу о природе творчества, написанную на примере собственной работы и работы её супруга Ивана Чекмазова.
Мария ФЁДОРОВА – художник по костюмам, искусствовед, заслуженный художник России, академик Российской академии художеств.
Она автор концептуального сценического костюма для известных коллективов песни и танца нашей страны: Государственного ансамбля танца России, Государственного эстрадного оркестра РСФСР, ансамбля «Русская песня» и других. Автор научных, выставочных и просветительских проектов «Костюм как искусство», «Живописный век», «Жизнь после жизни».
Ольга Суркова