Хлеб – всему голова
Культура

Хлеб – всему голова

5 мая 2022 года в 16:44

В Год нематериального культурного наследия народов России самое время вспомнить о… хлебе. Ведь на Руси отношение к хлебу во все времена было почтительным и строгим. Требовательные правила поведения были продиктованы не столько этикетом, сколько вековыми народными традициями, тысячелетиями передававшимися в семье от отца сыну. Следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни, прибавление в семействе. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом связана и личная доля каждого.

С благословением и молитвой

Топить печь и готовиться к выпеканию хлеба хозяйки начинали с молитвы, благословясь с раннего утра. И хлебную муку, и поднявшуюся хлебную квашню стряпухи крестили, прежде чем посадить в печь. Не забывали на Руси и специальные заговоры, доставшиеся от прабабушек: «Печка-матушка, прикрой мой хлебец, испеки по-хорошему». А прежде чем приступить к нарезанию испечённого хлеба, его трижды «закрещивали» ножом.

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть, ритуальное хлебное полотенце – рушник, вышитый по краям магическими знаками-оберегами. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую», как стол без скатерти, голодную жизнь. Хлеб всегда клали коркой вверх и ненадрезанной стороной в сторону двери, никогда не оставляли в каравае нож – всё это делалось для того, чтобы хлеб всегда водился в доме, а домочадцы были здоровы.

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье – это строгий ритуал, по народным преданиям, даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.

Отрезать, но не ломать!

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломаная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни, считали наши предки.

Эти древние знания и запреты глубоко засели в нашем сознании, русский человек откуда-то знает, что нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба. Вспомните, как бабушка говорила: «Так ты твою силу оставляешь!» или «Надкусанный кусок за тобой гоняться не будет», как сирота, брошенная родителями. Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли. В религиозном сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит: съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.

С древних времён в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.

Ещё одно поверье: хлеб всегда нужно отрезать ровно, тогда жизнь у человека будет спокойная и гладкая.

Символ семьи и элемент культуры

Каравай хлеба всегда был символом семьи (именно отсюда пошло выражение «отрезанный ломоть» – человек, который навсегда покинул отчий дом и оторвался от близких родственников). Поэтому, когда при выпечке хлеба он отслаивался или разламывался, это считалось предвестником раздора в семье или дальней поездки одного из её членов.

А сколько в народной культуре создано пословиц, поговорок, присказок и сказок о хлебе!

Хлеб фигурирует и в названиях литературных произведений многих русских писателей: К. Паустовский «Тёплый хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», С. Есенин «Песнь о хлебе», роман Д. Мамина-Сибиряка «Хлеб», роман А. Неверова «Ташкент – город хлебный», роман В. Дудинцева «Не хлебом единым».

«Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить» – гласит народная мудрость. Действительно, всё в жизни проходит, всё меняется, но такие извечные и простые ценности, как хлеб, всегда остаются с нами. Времена меняются, однако хлеб остаётся кормильцем и главным элементом культуры русского народа.

Знаменитый русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев писал: «Давно замечено, что мы не обращаем внимания на самые замечательные факты только потому, что они слишком обыкновенные. Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломоть хлеба, хорошо испечённого пшеничного хлеба, составляет одно из величайших изобретений человеческого ума».

Выставка в библиотеке СмолГУ

История русского хлебопечения, технология приготовления хлеба, праздничная и обрядовая выпечка давно стали предметом многочисленных исследований.

В читальном зале библиотеки СмолГУ в рамках мероприятий, посвящённых Году нематериального культурного наследия народов России, открылась выставка, на которой представлена литература о русском хлебе. Она небольшая – всего 12 книг. Но тема и сами издания стоят того, чтобы с ними познакомиться.

Подготовила выставку и обзор по ней главный библиотекарь библиотеки СмолГУ Елена Викторовна ЧУГУНОВА.

«Статья Т.А. Ворониной «Зерновые в повседневной, праздничной и обрядовой жизни русских» (в книге «Хлеб в народной культуре») посвящена традициям хлебопечения в разных губерниях России, – рассказывает Елена Викторовна. – С принятием христианства на Руси стали придавать большое значение дрожжевому хлебу. Квасной или кислый хлеб использовался для совершения таинства Евхаристии. В X–XIII веках среди зерновых преобладала рожь. Хлеб из ржаной муки выпекали в каменных или глиняных печах. Из свода житейских правил XVI века «Домостроя» известно, что хлеба на Руси пекли много, делали это в специальном помещении – «хлебне», относились к хлебу бережно. Ржаной хлеб на Руси ели не только бедные, но и богатые люди. Из пшеничной муки в праздничные дни пекли калачи, которые можно было купить в монастырях и на городских и сельских базарах. Лучшие сорта калачей пекли из крупитчатой пшеничной муки самого тонкого помола. Калачи из пшеничной муки пополам с ржаной – смесные – подавали даже к царскому столу.

Хлеб выпекали четырёх сортов: пушной (наиболее грубый) из мякины и высевок, мякинный – из плохо провеянной ржи и непросеянной муки, решотный – из ржаной муки, просеянной через редкое сито, и ситный – из пшеничной муки.

Круглый хлеб пекли на чистом горячем поду, иногда на зелёных капустных или сухих дубовых листьях и называли его подовым, но чаще – каравай или коврига.

Хлеб пекли, как правило, старшие женщины – «большухи», имевшие опыт. Ели хлеб на завтрак, обед и ужин. Глава семьи, сидевший на почётном месте, должен был разрезать хлеб. Перед этим он трижды крестил его специальным ножом со словами: «Господи, благослови». Хранили хлеб в ларях, или лубяных коробах с плотно закрывающимися крышками, или в корзинах, плетённых из корешков сосны.

Интересная информация о хлебе приводится и в представленной на нашей выставке книге «Русский праздник». Русским людям с глубокой древности были известны различные виды хлеба: булка, каравай (коровай), калач, житник, ярушник, колобок. Слово «хлеб» употреблялось для обозначения продукта из кислого ржаного теста, круглой формы, чёрного цвета, весом около двух килограммов. Хлеб был главным блюдом любого застолья: «Худ обед, коли хлеба нет». Хозяин дома, приглашая гостей за стол, обычно говорил: «Откушайте с нами нашего хлеба-соли». Праздничное застолье начиналось всегда с раздачи гостям хлеба. Гость должен был принять его с почтением и благодарностью. В средневековой России этой традиции придерживались на пирах представители всех слоёв русского общества. Хлеб принято было есть не торопясь. Если кусок хлеба случайно падал на стол или пол, полагалось его сразу же поднять, перекрестить, поцеловать, а затем съесть или бросить в огонь. Ломоть хлеба нельзя было оставлять недоеденным, давать со стола собакам, выбрасывать на улицу или обижать его другим способом – по народному поверью, Бог наказывал обидчика, отбирая у него силу, здоровье, счастье. Такое отношение к хлебу определялось верой в его божественную сущность.

Ю.С. Рябцев в книге «Путешествие в историю старой русской жизни» отмечает, что хлеб на Руси был ритуальной пищей. Для обряда причащения из кислого теста выпекали просфоры. Особый вид хлеба – перепеча – использовался в свадебном ритуале. На Пасху пекли куличи. Весну встречали «жаворонками» – пряниками в виде птиц. Пекли хлеб раз в неделю. Хозяйка заквашивала тесто в специальной деревянной кадке, затем несколько раз его вымешивала. Тесто и кадка назывались одинаково – квашнёй. После выпекания хлеба проверяли, пропёкся ли он: для этого хозяйка постукивала по днищу хлеба – хорошо пропечённый хлеб звенел как бубен. В голодные неурожайные годы в муку добавляли лебеду, молотые жёлуди, кору деревьев.

Интересна книга Л.С. Лаврентьевой и Ю.И. Смирновой «Культура русского народа». Авторы рассказывают, что хлеб воплощал в себе благополучие и счастье всего дома. Отсюда произошли многие обряды, связанные с выращиванием, приготовлением, правилами дележа и поедания хлеба. Нельзя было садиться на печь, когда в ней выпекали хлеб. Сажая хлеб в печь, хозяйке следовало поднимать подол, приговаривая: «Поднимайся, хлебушек, выше». В книге рассказано о том, как проходил на Руси сев. В магических целях к семенам добавляли «особое» зерно из первого или последнего снопа прошлогоднего урожая. Нередко такое зерно освящали в церкви, так же как и хлеб, который клали в зерно или на пашню, а после сева съедали. Праздник, связанный с окончанием жатвы, в разных областях носил название: дожинки, госпожинки, спожинки. Закончив уборку хлеба, в поле оставляли пучок несжатых колосьев, чтобы на будущий год земля дала богатый урожай. Последний сноп – обжинок – жницы наряжали в женскую одежду и с песнями несли его в деревню. В день Покрова Божьей Матери обжинок скармливали скотине. Считалось, что это убережёт животных от болезней.

А.А. Коринфский в книге «Народная Русь», которая также представлена на выставке, рассказывает о пословицах, поговорках, песнях русского народа о хлебе. Отношение к хлебу в народном быту было почтительное. Он рассматривался как Божий дар: «Дай Бог покой да хлеб святой», «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай!». Среди загадок русского народа встречается немало о хлебе. «Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно, колесуют, пройду огонь и воду, конец мой – нож да зубы» – говорит о себе хлеб, питающий своего неустанного работника.

С.Ф. Коваль в статье «Хлеб и его предки» (журнал «Химия и жизнь», 2008, № 11) отмечает, что хлеб многие столетия оставался главным в рационе людей. У славян во многих ритуалах жертвоприношения он заменял символ плодородия – корову. Называли его «коровай» и выпекали в виде круглого хлеба с рожками. Превращение зерна в хлеб наши предки воспринимали как таинство, в котором участвуют три великие стихии – породившая зерно земля, вода и огонь».

Фото: Елена ВИЛКОВА, натюрморт «Хлеб» (estetika-art.com)

Игорь Красновский

По ту сторону занавеса
В Смоленске состоялся Международный конкурс-фестиваль исполнителей эстрадной и джазовой музыки